Пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства ( )
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-1 / May, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Среди всей совокупности российских малых предприятий выделяются микропредприятия, размер которых по числу занятых составляет до 15 человек работающих. Их доля на 1 января 2010 г. составила почти 80% от общего количества малых предприятий [5].
Современное состояние микропредпринимательства в России носит достаточно сложный и противоречивый характер: отраслевая структура несбалансированна, наблюдается значительная концентрация в оптовой и розничной торговле – 42,8%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18,2%. Неравномерность экономического развития субъектов федерации сказывается на неравномерности распределения субъектов микропредпринимательства: в Центральном Федеральном округе – 29,2%, в Дальневосточном Федеральном округе – 4% [5].
По-прежнему низкой остается доля микро- и малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран – 50–70%, то в России в 2009 г., по оценкам Минэкономразвития России, этот показатель составил около 21%. Для сравнения, доля микро- и малых предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции – около 60% [6].
Необходимость усиления господдержки субъектов микропредпринимательства
Причинами такого положения микропредпринимательства в России является несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база, чрезмерное налогообложение, организационные проблемы и административные барьеры. На этом фоне существует проблема финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства, которая выражается в дефиците средств для текущей и инвестиционной деятельности микропредприятий. Собственные источники финансирования для дальнейшего развития имеют далеко не все микропредприятия. Число убыточных предприятий микро- и малого бизнеса по состоянию на 1 января 2010 г. составило 117 567 с суммой убытка 273 729 млн руб. Удельный вес убыточных микропредприятий в общем их количестве составил 23,8%, в том числе в промышленности – 25,8%, в сельском хозяйстве – 29,7%, в строительстве – 25,8%, на транспорте – 29,4%, в оптовой и розничной торговле – 20,1% [5]. В современных кризисных условиях доступ микропредприятий к заемным средствам существенно ограничен.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии микропредпринимательства является стабильная государственная поддержка.
Несмотря на то, что Законом [1] в составе малого предпринимательства в особую группу выделены микропредприятия, государственная поддержка в настоящее время оказывается микро- и малому предпринимательству в целом, на равных условиях; само понятие микропредприятия остается в тени понятия «малое предприятие». Это позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день политика поддержки субъектов микропредпринимательства остается не до конца продуманной.
Необходимость усиления государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства, на наш взгляд, обусловлена следующими факторами:
1) незащищенностью и уязвимостью микропредприятий, особенно в стартовый период;
2) постоянно возрастающей потребностью субъектов микропредпринимательства в финансовых ресурсах и ограниченном доступе к ним;
3) специфическими, присущими микропредприятиям, возможностями решать проблемы социально-экономического развития страны.
Предлагаемые меры финансовой господдержки микропредприятий
Политика государства в плане поддержки микропредпринимательства требует не только теоретической проработки, но важно также, чтобы результаты научного анализа воплотились в реальных программах поддержки субъектов микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне.
Несмотря на определенные финансовые затраты, при принятии решения о поддержке микропредприятий, следует учитывать их вклад в решение социально-экономических проблем.
На наш взгляд, необходимо осуществление комплекса мер по совершенствованию государственной финансовой поддержки, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов микропредпринимательства:
1) активизация прямого участия государства в финансировании субъектов микропредпринимательства будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых и развитию существующих микропредприятий;
2) создание условий доступа микропредприятий к финансовым и имущественным ресурсам: использование ими таких инструментов как микролизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, создание системы бюджетных гарантий, условий для микрофинансирования и самофинансирования;
3) создание механизма справедливого распределения средств, направляемых федеральной властью на проекты развития микропредпринимательства в регионах с целью выравнивания диспропорций между ними;
4) совершенствование налогообложения субъектов микропредпринимательства за счет внесения изменений в налоговое законодательство.
С 1 января 2011 г. совокупный тариф страховых взносов составил 34% для всех налоговых режимов [2]. Для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и ЕНВД, это означает увеличение финансовой нагрузки в 2,4 раза, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике [4].
Компенсационные меры налогового характера
Кроме того, реформа единого социального налога приведет к увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров (услуг), а значит к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета, повлечет массовые увольнения работников в секторе микро- и малого бизнеса. По нашему мнению, реформа ЕСН без реализации дополнительных компенсационного мер налогового характера, приведет к ухудшению положения субъектов микропредпринимательства.
С целью минимизации неблагоприятных социально-экономических последствий, связанных с заменой ЕСН страховыми взносами для субъектов микропредпринимательства считаем необходимым, ввести компенсационные меры налогового характера:
1) освободить микропредприятия от налогов в течение первых 2-х (адаптационных) лет работы;
2) освободить микропредприятия от налогов на инвестиции;
3) снизить налоговую ставку по УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, с 6% до 3%;
4) ввести систему прогрессирующих ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к микропредприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и, в наибольшей мере нуждающихся, в финансовых ресурсах;
5) по ЕНВД уменьшить корректирующий коэффициент К2, что позволит достичь баланса (увеличение размера отчислений на социальное страхование компенсируется уменьшением К2);
6) необходим дифференцированный налоговый подход к микропредприятиям разного профиля деятельности, более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Понижение ставок налога для применяющих упрощенную систему налогообложения
В отдельных регионах Российской Федерации приняты законы, вводящие пониженные ставки при упрощенной системе налогообложения для субъектов микро- и малого предпринимательства в соответствии со статьей 346.20 НК РФ.
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам федерации права устанавливать пониженную ставку налога по УСН, в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности, пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей [3].
Несмотря на выпадающие из бюджета доходы, с учетом кризисного состояния экономики и высокого уровня безработицы, необходимо во всех регионах России активизировать принятие законов, вводящих пониженные ставки единого налога для субъектов микро- и малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Создание соответствующих условий, обеспечивающих поддержку микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне, позволит инвесторам вкладываться в микропредпринимательство, способствуя тем самым становлению и развитию субъектов микропредпринимательства, повышению их финансовой устойчивости, и как следствие, повышению эффективности российской экономики в целом.
Страница обновлена: 16.04.2025 в 20:52:27