Пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства

Мухина И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложены пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства с целью создания благоприятных условий для их развития на федеральном и региональном уровне. По мнению автора, субъекты микропредпринимательства, как никто другой, нуждаются в серьезных налоговых льготах.

Ключевые слова: налоговое законодательство, микропредпринимательство, государственная финансовая поддержка, политика налогообложения, дифференцированный налоговый подход



Среди всей совокупности российских малых предприятий выделяются микропредприятия, размер которых по числу занятых составляет до 15 человек работающих. Их доля на 1 января 2010 г. составила почти 80% от общего количества малых предприятий [5].

Современное состояние микропредпринимательства в России носит достаточно сложный и противоречивый характер: отраслевая структура несбалансированна, наблюдается значительная концентрация в оптовой и розничной торговле – 42,8%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18,2%. Неравномерность экономического развития субъектов федерации сказывается на неравномерности распределения субъектов микропредпринимательства: в Центральном Федеральном округе – 29,2%, в Дальневосточном Федеральном округе – 4% [5].

По-прежнему низкой остается доля микро- и малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран – 50–70%, то в России в 2009 г., по оценкам Минэкономразвития России, этот показатель составил около 21%. Для сравнения, доля микро- и малых предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции – около 60% [6].

Необходимость усиления господдержки субъектов микропредпринимательства

Причинами такого положения микропредпринимательства в России является несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база, чрезмерное налогообложение, организационные проблемы и административные барьеры. На этом фоне существует проблема финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства, которая выражается в дефиците средств для текущей и инвестиционной деятельности микропредприятий. Собственные источники финансирования для дальнейшего развития имеют далеко не все микропредприятия. Число убыточных предприятий микро- и малого бизнеса по состоянию на 1 января 2010 г. составило 117 567 с суммой убытка 273 729 млн руб. Удельный вес убыточных микропредприятий в общем их количестве составил 23,8%, в том числе в промышленности – 25,8%, в сельском хозяйстве – 29,7%, в строительстве – 25,8%, на транспорте – 29,4%, в оптовой и розничной торговле – 20,1% [5]. В современных кризисных условиях доступ микропредприятий к заемным средствам существенно ограничен.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии микропредпринимательства является стабильная государственная поддержка.

Несмотря на то, что Законом [1] в составе малого предпринимательства в особую группу выделены микропредприятия, государственная поддержка в настоящее время оказывается микро- и малому предпринимательству в целом, на равных условиях; само понятие микропредприятия остается в тени понятия «малое предприятие». Это позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день политика поддержки субъектов микропредпринимательства остается не до конца продуманной.

Необходимость усиления государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства, на наш взгляд, обусловлена следующими факторами:

1) незащищенностью и уязвимостью микропредприятий, особенно в стартовый период;

2) постоянно возрастающей потребностью субъектов микропредпринимательства в финансовых ресурсах и ограниченном доступе к ним;

3) специфическими, присущими микропредприятиям, возможностями решать проблемы социально-экономического развития страны.

Предлагаемые меры финансовой господдержки микропредприятий

Политика государства в плане поддержки микропредпринимательства требует не только теоретической проработки, но важно также, чтобы результаты научного анализа воплотились в реальных программах поддержки субъектов микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Несмотря на определенные финансовые затраты, при принятии решения о поддержке микропредприятий, следует учитывать их вклад в решение социально-экономических проблем.

На наш взгляд, необходимо осуществление комплекса мер по совершенствованию государственной финансовой поддержки, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов микропредпринимательства:

1) активизация прямого участия государства в финансировании субъектов микропредпринимательства будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых и развитию существующих микропредприятий;

2) создание условий доступа микропредприятий к финансовым и имущественным ресурсам: использование ими таких инструментов как микролизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, создание системы бюджетных гарантий, условий для микрофинансирования и самофинансирования;

3) создание механизма справедливого распределения средств, направляемых федеральной властью на проекты развития микропредпринимательства в регионах с целью выравнивания диспропорций между ними;

4) совершенствование налогообложения субъектов микропредпринимательства за счет внесения изменений в налоговое законодательство.

С 1 января 2011 г. совокупный тариф страховых взносов составил 34% для всех налоговых режимов [2]. Для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и ЕНВД, это означает увеличение финансовой нагрузки в 2,4 раза, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике [4].

Компенсационные меры налогового характера

Кроме того, реформа единого социального налога приведет к увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров (услуг), а значит к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета, повлечет массовые увольнения работников в секторе микро- и малого бизнеса. По нашему мнению, реформа ЕСН без реализации дополнительных компенсационного мер налогового характера, приведет к ухудшению положения субъектов микропредпринимательства.

С целью минимизации неблагоприятных социально-экономических последствий, связанных с заменой ЕСН страховыми взносами для субъектов микропредпринимательства считаем необходимым, ввести компенсационные меры налогового характера:

1) освободить микропредприятия от налогов в течение первых 2-х (адаптационных) лет работы;

2) освободить микропредприятия от налогов на инвестиции;

3) снизить налоговую ставку по УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, с 6% до 3%;

4) ввести систему прогрессирующих ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к микропредприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и, в наибольшей мере нуждающихся, в финансовых ресурсах;

5) по ЕНВД уменьшить корректирующий коэффициент К2, что позволит достичь баланса (увеличение размера отчислений на социальное страхование компенсируется уменьшением К2);

6) необходим дифференцированный налоговый подход к микропредприятиям разного профиля деятельности, более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Понижение ставок налога для применяющих упрощенную систему налогообложения

В отдельных регионах Российской Федерации приняты законы, вводящие пониженные ставки при упрощенной системе налогообложения для субъектов микро- и малого предпринимательства в соответствии со статьей 346.20 НК РФ.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам федерации права устанавливать пониженную ставку налога по УСН, в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности, пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей [3].

Несмотря на выпадающие из бюджета доходы, с учетом кризисного состояния экономики и высокого уровня безработицы, необходимо во всех регионах России активизировать принятие законов, вводящих пониженные ставки единого налога для субъектов микро- и малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Создание соответствующих условий, обеспечивающих поддержку микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне, позволит инвесторам вкладываться в микропредпринимательство, способствуя тем самым становлению и развитию субъектов микропредпринимательства, повышению их финансовой устойчивости, и как следствие, повышению эффективности российской экономики в целом.


Источники:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007. № 209-ФЗ (с изменениями от 18.102007, 22, 23 июля 2008).
2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
3. Опора России: итоги мониторинга состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opora.ru.
4. Российский Микрофинансовый Центр, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rmcenter.ru.
5. Российский статистический ежегодник, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
6. Экономика России, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 19:11:28