Пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства

Мухина И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухина И.В. Пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 17-22.

Аннотация:
В статье предложены пути совершенствования государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства с целью создания благоприятных условий для их развития на федеральном и региональном уровне. По мнению автора, субъекты микропредпринимательства, как никто другой, нуждаются в серьезных налоговых льготах.

Ключевые слова: налоговое законодательство, микропредпринимательство, государственная финансовая поддержка, политика налогообложения, дифференцированный налоговый подход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Среди всей совокупности российских малых предприятий выделяются микропредприятия, размер которых по числу занятых составляет до 15 человек работающих. Их доля на 1 января 2010 г. составила почти 80% от общего количества малых предприятий [5].

Современное состояние микропредпринимательства в России носит достаточно сложный и противоречивый характер: отраслевая структура несбалансированна, наблюдается значительная концентрация в оптовой и розничной торговле – 42,8%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18,2%. Неравномерность экономического развития субъектов федерации сказывается на неравномерности распределения субъектов микропредпринимательства: в Центральном Федеральном округе – 29,2%, в Дальневосточном Федеральном округе – 4% [5].

По-прежнему низкой остается доля микро- и малых предприятий в ВВП. Если в большинстве западных стран – 50–70%, то в России в 2009 г., по оценкам Минэкономразвития России, этот показатель составил около 21%. Для сравнения, доля микро- и малых предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%, в Италии и Франции – около 60% [6].

Необходимость усиления господдержки субъектов микропредпринимательства

Причинами такого положения микропредпринимательства в России является несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база, чрезмерное налогообложение, организационные проблемы и административные барьеры. На этом фоне существует проблема финансового обеспечения субъектов микропредпринимательства, которая выражается в дефиците средств для текущей и инвестиционной деятельности микропредприятий. Собственные источники финансирования для дальнейшего развития имеют далеко не все микропредприятия. Число убыточных предприятий микро- и малого бизнеса по состоянию на 1 января 2010 г. составило 117 567 с суммой убытка 273 729 млн руб. Удельный вес убыточных микропредприятий в общем их количестве составил 23,8%, в том числе в промышленности – 25,8%, в сельском хозяйстве – 29,7%, в строительстве – 25,8%, на транспорте – 29,4%, в оптовой и розничной торговле – 20,1% [5]. В современных кризисных условиях доступ микропредприятий к заемным средствам существенно ограничен.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии микропредпринимательства является стабильная государственная поддержка.

Несмотря на то, что Законом [1] в составе малого предпринимательства в особую группу выделены микропредприятия, государственная поддержка в настоящее время оказывается микро- и малому предпринимательству в целом, на равных условиях; само понятие микропредприятия остается в тени понятия «малое предприятие». Это позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день политика поддержки субъектов микропредпринимательства остается не до конца продуманной.

Необходимость усиления государственной финансовой поддержки субъектов микропредпринимательства, на наш взгляд, обусловлена следующими факторами:

1) незащищенностью и уязвимостью микропредприятий, особенно в стартовый период;

2) постоянно возрастающей потребностью субъектов микропредпринимательства в финансовых ресурсах и ограниченном доступе к ним;

3) специфическими, присущими микропредприятиям, возможностями решать проблемы социально-экономического развития страны.

Предлагаемые меры финансовой господдержки микропредприятий

Политика государства в плане поддержки микропредпринимательства требует не только теоретической проработки, но важно также, чтобы результаты научного анализа воплотились в реальных программах поддержки субъектов микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Несмотря на определенные финансовые затраты, при принятии решения о поддержке микропредприятий, следует учитывать их вклад в решение социально-экономических проблем.

На наш взгляд, необходимо осуществление комплекса мер по совершенствованию государственной финансовой поддержки, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов микропредпринимательства:

1) активизация прямого участия государства в финансировании субъектов микропредпринимательства будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых и развитию существующих микропредприятий;

2) создание условий доступа микропредприятий к финансовым и имущественным ресурсам: использование ими таких инструментов как микролизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, создание системы бюджетных гарантий, условий для микрофинансирования и самофинансирования;

3) создание механизма справедливого распределения средств, направляемых федеральной властью на проекты развития микропредпринимательства в регионах с целью выравнивания диспропорций между ними;

4) совершенствование налогообложения субъектов микропредпринимательства за счет внесения изменений в налоговое законодательство.

С 1 января 2011 г. совокупный тариф страховых взносов составил 34% для всех налоговых режимов [2]. Для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и ЕНВД, это означает увеличение финансовой нагрузки в 2,4 раза, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике [4].

Компенсационные меры налогового характера

Кроме того, реформа единого социального налога приведет к увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров (услуг), а значит к уменьшению налогооблагаемой базы и существенному сокращению доходной части бюджета, повлечет массовые увольнения работников в секторе микро- и малого бизнеса. По нашему мнению, реформа ЕСН без реализации дополнительных компенсационного мер налогового характера, приведет к ухудшению положения субъектов микропредпринимательства.

С целью минимизации неблагоприятных социально-экономических последствий, связанных с заменой ЕСН страховыми взносами для субъектов микропредпринимательства считаем необходимым, ввести компенсационные меры налогового характера:

1) освободить микропредприятия от налогов в течение первых 2-х (адаптационных) лет работы;

2) освободить микропредприятия от налогов на инвестиции;

3) снизить налоговую ставку по УСН, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, с 6% до 3%;

4) ввести систему прогрессирующих ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к микропредприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и, в наибольшей мере нуждающихся, в финансовых ресурсах;

5) по ЕНВД уменьшить корректирующий коэффициент К2, что позволит достичь баланса (увеличение размера отчислений на социальное страхование компенсируется уменьшением К2);

6) необходим дифференцированный налоговый подход к микропредприятиям разного профиля деятельности, более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Понижение ставок налога для применяющих упрощенную систему налогообложения

В отдельных регионах Российской Федерации приняты законы, вводящие пониженные ставки при упрощенной системе налогообложения для субъектов микро- и малого предпринимательства в соответствии со статьей 346.20 НК РФ.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам федерации права устанавливать пониженную ставку налога по УСН, в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности, пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей [3].

Несмотря на выпадающие из бюджета доходы, с учетом кризисного состояния экономики и высокого уровня безработицы, необходимо во всех регионах России активизировать принятие законов, вводящих пониженные ставки единого налога для субъектов микро- и малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Создание соответствующих условий, обеспечивающих поддержку микропредпринимательства на федеральном и региональном уровне, позволит инвесторам вкладываться в микропредпринимательство, способствуя тем самым становлению и развитию субъектов микропредпринимательства, повышению их финансовой устойчивости, и как следствие, повышению эффективности российской экономики в целом.


Источники:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007. № 209-ФЗ (с изменениями от 18.102007, 22, 23 июля 2008).
2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
3. Опора России: итоги мониторинга состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opora.ru.
4. Российский Микрофинансовый Центр, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rmcenter.ru.
5. Российский статистический ежегодник, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
6. Экономика России, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.ru.

Страница обновлена: 02.02.2024 в 14:25:38