Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности

Козырев В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен способ оценки цены территориального продукта на основе статистических показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации. При исследовании регионов Северо-Западного федерального округа установлено, что территории с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания резидентов и нерезидентов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, предпринимательская деятельность, регион, маркетинг территории, интегральный критерий, цена территориального продукта, стоимость проживания



Экономические преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику регионального управления, разработку новых способов регионального управления. В условиях многоукладной экономики изменяются цели и задачи, методы и инструментарий осуществления регионального управления.

Усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг. Это возможно при использовании в региональном управлении принципов территориального маркетинга.

Мониторинг социально-экономического развития территории

Целевые функции маркетинга территории заключаются в создании ее привлекательности для потенциальных клиентов, формировании престижа и имиджа территории в целом, создании благоприятных и привлекательных условий жизнедеятельности и повышения деловой активности на территории и т.д. Оценка действий территориальных органов власти в данном процессе может характеризоваться с помощью мониторинга социально-экономического развития территориального образования.

В настоящее время в рамках государственного управления мониторинг социально-экономических процессов в России объективно оказался встроенным в систему управления как метод установления контура обратной связи в целях обеспечения функций экономической, экологической и иной безопасности развития общества. В систему мониторинга включаются статистическая и иная отчетность, сбор и анализ социально-экономической информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценка (диагностика) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем.

Для осуществления контроля с целью координации системы управления применяются системный и нормативный подходы.

Нормативный подход рассматривает выполнение государственных функций и задач, поставленных в управленческих доку­ментах и выполняемых органами власти, их подразделениями и ведомствами.

Системный подход рассматривает изменение структуры для обеспечения оптимальных результатов функцио­нирования системы, возможность использование различных методов воздействия на значения экономических показателей в зависимости от выбранного сценария.

К примеру, основные параметры для расчета интегрального критерия развития территории (ИКРТ) принимаются по данным официальной статистики и сведений полученных от министерств и ведомств. Основная цель расчета ИКРТ состоит в определении изменений в экономической и социальной среде территории, в оценке тенденций и качественной характеристике сложившейся ситуации. ИКРТ рассчитывается по трем группам показателей, к которым относятся:

– демографические показатели;

– показатели оценки динамики качества жизни;

– показатели оценки динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики.

Цена территориального продукта

В рамках маркетинга управление факторами, оказывающими влияние на субъект (организацию, территорию), осуществляется через использование определенного комплекса инструментов. Комплекс элементов маркетинга применительно к территории будет представлять собой совокупность управляемых параметров, манипулируя которыми можно наилучшим образом удовлетворить потребности человека и экономических субъектов в общественных услугах и ресурсах территории.

Одним из компонентов комплекса территориального маркетинга является цена территориального продукта. Она формируется из затрат потенциальных клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта. В их состав войдут [1; 3]:

– для резидентов территории – стоимость жизни, уровень доходов и социальных льгот, стоимость конкретных товаров и услуг на территории;

– для туристов и посетителей территории – стоимость путевок, величина суточных расходов и др.;

– для корпоративных потребителей (на предынвестиционном и инвестиционном этапах) – транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании, время и усилия, нужные для получения необходимой информации, стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство, цены на недвижимость и т.д.

Стоимость проживания и степень деловой активности на территории

Исходя из определения цены регионального продукта, автором предложен вариант определения зависимости стоимости проживания и степени деловой активности на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (СЗФО РФ). Методом ранжирования двух групп показателей, применяющихся при мониторинге социально-экономического развития регионов [2], определены ранги, на основе которых были определены места регионов СЗФО РФ.

Первая группа исследованных показателей характеризует стоимость проживания на территории. К данным показателям относятся:

1) индекс потребительских цен;

2) величина прожиточного минимума;

3) стоимость фиксированного объема потребительских товаров и услуг;

4) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации;

5) среднедушевые денежные доходы;

6) среднедушевые денежные расходы;

7) средний размер начисленных пенсий;

8) численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

9) удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг.

Ко второй группе показателей, отражающих стоимость и экономическую эффективность ведения предпринимательской деятельности на территории, были отнесены:

1) валовой региональный продукт на душу населения;

2) индексы тарифов на грузоперевозки;

3) индексы цен производителей в строительстве;

4) инвестиции в основной капитал;

5) сальдированный финансовый результат деятельности организаций.

Результаты исследования Северо-Западного федерального округа

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в основе зависимости между стоимостью проживания в регионе и степенью предпринимательской активности лежит закон нормального распределения (см. рис. на с. 149):

СП = 0,8902 х СПД + 1,2037 при R2 = 0,7655,

где

СП – стоимость проживания в регионе,

СПД – степень предпринимательской деятельности в регионе.

Как следует из графика (см. рис. на с. 149), к регионам с высоким уровнем проживания и предпринимательской активности относятся г. Санкт-Петербург, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Республика Коми.

Республика Карелия, например, характеризуется как регион со средней стоимостью проживания на ее территории. Так, размер пенсий, заработная плата работников и величина прожиточного минимума в Карелии выше по сравнению с южными регионами – Псковской, Новгородской, Калининградской областями.

Рис. Распределение регионов СЗФО РФ по группам показателей,2008 г.

В то же время на территории Карелии наблюдалась низкая степень ведения предпринимательской деятельности. Показатели «величина валового регионального продукта на душу населения» и «инвестиции в основной капитал» по сравнению с другими территориями СЗФО РФ незначительны. Это свидетельствует о низких показателях валового регионального продукта в республике и слабой инвестиционной привлекательности Карелии.

Инвестиции в экономику Карелии составили в 2008 году 22,7 млрд руб. При этом инвестиции в экономику г. Санкт-Петербурга были почти в 16 раз больше. Наихудшие показатели инвестиционной привлекательности наблюдались в Псковской области (16,4 млрд руб.).

Вывод

Использование показателей социально-экономического развития регионов дает представление о существующих тенденциях их развития, определяет их место в рейтинге сопредельных территорий. Регионы СЗФО РФ с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания для их резидентов и нерезидентов.

Результаты мониторинга процессов развития регионов свидетельствуют о деятельности территориальных органов власти в области привлечения инвестиций и оказания населению социальных услуг, формирования имиджа и репутации регионов, а, следовательно, о степени использования в региональном управлении инновационных форм и методов управления.


Источники:

1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 328 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат.  М., 2009.  990 с.
3. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:05