Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 130-134.
Аннотация:
Кластерный характер взаимодействия предпринимательских структур способствует развитию предпринимательства в рекреационной системе. Посредством формирования рекреационного кластера можно создать условия для повышения конкурентоспособности бизнес-структур, стабильной положительной динамики показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности в рекреационной системе.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательские структуры, инвестиционные ресурсы, рекреационная система, рекреационный кластер, производственная цепочка
Кластерный характер взаимодействия предпринимательских структур способствует росту их деловой активности, создает условия для более интенсивного развития предпринимательства. В связи с этим представляется актуальным целенаправленное формирование кластеров в рекреационной системе. Для того чтобы более глубоко изучить возможность и необходимость формирования кластеров в рекреационной системе, необходимо, в первую очередь, рассмотреть сущность этого понятия.
Появление понятия «кластер» (от англ. «cluster» – гроздь, груда, скопление, группа) принято связывать с теорией размещения (локализации), разработанной И. фон Тюненом [1]. Суть предложенной ученым абстрактной географической модели в том, что наличие транспортных издержек приводит к размещению производства кольцами вокруг некоего центра [1]. Также одними из самых значимых ранних исследований в этой области являются труды А. Маршалла [2], в которых ученый исследовал индустриальные районы, представляющие собой прообраз кластеров в современном понимании этого термина [2].
Кластерная теория
Несмотря на то, что первые подходы к пониманию сущности и роли кластеров в экономике появились достаточно давно, широкое распространение теория экономических кластеров получила лишь в конце XX века, начиная с выхода в свет в 1990 году книги М. Портера «Конкурентные преимущества стран». Ученый считает, что конкурентоспособность стран и регионов следует рассматривать через призму конкурентоспособности не отдельных расположенных в них фирм, а кластеров, то есть объединений фирм различных отраслей. При этом важнейшую роль играет способность кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы [3].
Таким образом, М. Портер является родоначальником кластерного подхода к управлению конкурентоспособностью. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах Андерссона Т., Бреннера Т., Превезера М., Рейнса Ф., Розенфельда С., Суини С., Суэнна Г., Фезера Э., Шмитца Х., Энрайта М. и других зарубежных ученых.
Следует отметить, что хотя кластерный подход популярен в экономической теории и практике, до настоящего времени не существует единого подхода к характеристике сущности кластеров. Так, даже сам М. Портер предлагает несколько трактовок понятия «кластер».
Согласно первой трактовке, кластеры представляют собой «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций ... в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [4].
Вторая трактовка понятия «кластер» определяет его как промышленную группу. «Кластер, или промышленная группа, – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4, с. 207].
Третья трактовка, предложенная М. Портером, основана на концепции источников локальных конкурентных преимуществ, или «национального ромба». Вершинами этого ромба являются условия или параметры факторов производства; состояние или параметры спроса; конкурентная среда; родственные и поддерживающие отрасли [4, с. 217–221]. Кластеры являются одной из вершин или граней ромба (родственные и поддерживающие отрасли), однако ученый считает, что «лучше всего рассматривать их как проявление взаимодействий между всеми четырьмя гранями» [4, с. 217].
М. Портер отмечает положительный синергический эффект кластера, который представляет собой «систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [4, с. 217]. Говорит о синергии, присущей кластеру, и С. Розенфельд, который дает определение кластера как концентрации фирм, способных производить положительный синергический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости [5]. Как группу предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу, рассматривает кластер Х. Шмитц [6].
Рекреационный кластер
Что касается российских ученых, то в настоящее время пока еще нет достаточного количества фундаментальных исследований по рассматриваемой проблематике. Кластерный подход развивают в своих работах Асаул А.Н., Волкова Н.Н., Дранев Я.Н., Третьяк В.П., Ферова И.С., Цихан Т.В., Щедровицкий П.Г., Ялов Д.А. и др.
Например, Д.А. Ялов определяет кластер как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [7]. По мнению В.П. Третьяка, «термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями» [8].
С точки зрения Т.В. Цихана, кластер – это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, которое может быть представлено регионально ограниченными экономическими образованиями, вертикальными производственными цепочками и отраслями промышленности [9]. А.Н. Асаул трактует кластер как «территориально-отраслевое добровольное объединение организаций и предприятий, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического развития отдельного региона» [10].
Изучение и обобщение научной литературы показывает, что кластеры рассматриваются с трех основных точек зрения, а именно:
1) как регионально ограниченные формы экономической активности в определенных секторах экономики, зачастую привязанные к научно-исследовательским учреждениям;
2) вертикально интегрированные производственные цепочки (например, «поставщик – производитель – продавец – потребитель»);
3) высоко агрегированные отрасли или секторы экономики.
Исходя из третьего подхода, существуют агропромышленные, автомобильные, строительные, туристские и другие виды кластеров, классифицируемые, в первую очередь, по признаку принадлежности к определенному сектору или отрасли экономики. На наш взгляд, с этих позиций также можно говорить о существовании рекреационных кластеров.
Рекреационный кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, объединенных в технологическую цепочку оказания и реализации рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т.д.
Признаки рекреационного кластера
Можно выделить следующие основные признаки существования рекреационного кластера.
1. Наличие конкурентоспособных рекреационных организаций. Концентрация занятости в неконкурентоспособных рекреационных организациях может быть предпосылкой для формирования и развития рекреационного кластера, но не является критерием его наличия.
2. Наличие конкурентных преимуществ. Например, благоприятное географическое положение; наличие привлекательных рекреационных ресурсов (аттракторов); обеспеченность специализированными трудовыми ресурсами и образовательными учреждениями соответствующего профиля; наличие партнеров, поставляющих необходимые для осуществления рекреационной деятельности материальные ресурсы и услуги; высокий уровень развития инфраструктуры и т.д.
3. Географическая концентрация и близость ключевых организаций – участников рекреационного кластера, необходимые для осуществления их активного взаимодействия.
4. Наличие устойчивых экономических связей и взаимодействия между участниками рекреационного кластера.
Выгода от формирования рекреационного кластера заключается в следующих основных аспектах:
– предпринимательские структуры, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя внедрение инноваций и привлекая инвестиционные ресурсы для внедрения новых стратегий в рекреационном кластере;
– происходит свободный обмен информацией, что приводит к быстрому распространению инноваций по каналам поставщиков ресурсов или потребителей рекреационных услуг, взаимодействующих с конкурентами;
– взаимосвязи внутри рекреационного кластера ведут к появлению новых путей в конкуренции и создают новые возможности для его развития;
– возникают новые комбинации трудовых ресурсов и предпринимательских идей;
– рекреационный кластер динамично реагирует на изменения внешней среды (в зависимости от конъюнктуры рынка и других воздействий внешней среды он может расширяться, а при неблагоприятных условиях – сокращаться).
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на современном этапе в рекреационной системе существует необходимость и имеется возможность формирования рекреационных кластеров. Толчком для их развития могут послужить административные решения, принятые на основе проведения комплекса соответствующих мероприятий.
[1] Иоганн Генрих фон Тюнен (1783–1850) – немецкий экономист, представитель географической школы в экономике. – Прим. ред.
[2] Альфред Маршалл (1842–1924) – английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики. – Прим. ред.
Источники:
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. – Т.1. / Пер с англ. – М.: Прогресс, 1993. – С. 349–358.
3. Porter M. The competitive advantage of nations. – New York: Free Press, 1990.
4. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003. – С. 206.
5. Rosenfeld S. Backing into Clusters: Retrofitting Public Policies. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.oecd.org.
6. Schmitz H. On the clustering of small firms // IDS Bulletin. – 1992. – Vol. 23, No. 3.
7. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. / Фонд ЦСР «Северо-Запад». – СПб., 2006.
8. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. – М., 2006.
9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – № 5.
10. Асаул А.Н. Объединение строительных организаций – основа для интеграции // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. – СПб., 2002.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:15