Интересы предпринимателей и эволюционное развитие экономики

Рассказова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рассказова Н.В. Интересы предпринимателей и эволюционное развитие экономики // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 4-9.

Аннотация:
Проблема устойчивого развития экономики – одно из приоритетных направлений исследований современной экономической теории. Рассмотрение этой темы на основе анализа экономических интересов предпринимателей позволяет выяснить современное состояние малого бизнеса и наметить перспективы эволюции экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инвестиционный климат, трансакционные издержки, мотивационная модель, наукоемкое производство, экономические интересы, взаимодействие бизнеса и власти



Личные экономические интересы предпринимателя составляют основу мотивации его деятельности и формируют соответствующую поведенческую модель. Основываясь на данных социологических исследований, представленных в монографии А. Ю. Чепуренко [2], можно выделить несколько типов мотивационных моделей поведения предпринимателей в России.

Первый тип условно можно назвать «прагматики» – это лица, которые имели определенный уровень жизни и значительные профессиональные возможности. Обладая высоким потенциалом, который не мог раскрыться в условиях прежней социальной позиции, данная категория людей может реализоваться в качестве предпринимателей.

Второй тип мотивационной модели можно условно обозначить как «опытные». К данной категории относятся лица с высшим образованием, руководители, имеющих опыт управления коллективом свыше 100 человек (подразделением крупного предприятия), причем, очень часто, предпенсионного возраста. Привыкшие к определенному уровню жизни и обладающие необходимыми навыками, они хотят сохранить имеющиеся социальные позиции в качестве самостоятельных предпринимателей.

Третий тип – «предприниматели поневоле». Они руководствуются совсем другими мотивами, видя в бизнесе главным образом возможность выйти из сложного материального положения (имеются в виду стесненные жилищные условия, возможность проведения досуга и отдыха). При появлении возможности вернуться к более или менее нормально оплачиваемому наемному труду такие предприниматели закрывают свое предприятие.

Четвертый тип – «романтики». Их главной отличительной чертой является отсутствие социального опыта, сочетающееся с идеализированным представлением о бизнесе как пути к быстрому успеху и материальному благополучию (характерно, как правило, для молодежи до 21 года).

Экономические интересы в условиях рыночных преобразований

Развитие личных экономических интересов предпринимателя прошло несколько этапов, соответствующих процессу становления и развития рыночных отношений в России. Первый этап соответствует периоду трансформации экономической системы и зарождению модели системы личных экономических интересов предпринимателей, характерных для переходной экономической системы. Официальная идеология рыночных преобразований в России базировалась на принципе свободы выбора для всех хозяйствующих субъектов.

При данных обстоятельствах зарождающийся слой предпринимателей являлся носителем нового экономического порядка. Получив экономическую свободу, составляющую важнейший принцип рыночного хозяйства, бизнесмены получили возможность для реализации интересов в расширении свободы действий, в увеличении спроса и в либерализации цен на свою продукцию, в снятии административного контроля. Реализация этих личных экономических интересов собственников и производителей при отсутствии действенных рыночных институтов и ослаблении контроля со стороны государства породила негативные процессы: разрыв экономических связей, спад производства, безработицу, инфляцию, уменьшение доходов и сбережений населения, снижение уровня и качества жизни.

В итоге, осуществление экономических интересов предпринимателей происходило в ущерб реализации экономических интересов других субъектов национального хозяйства. Разрыв и противоречивость интересов бизнесменов и других слоев общества усиливали негативное отношение населения к образу предпринимателя, что отрицательно сказывалось на формировании предпринимательского климата в России.

Экономические интересы предпринимателей в первой половине 1990-х годов были связаны, главным образом, с насыщением потребительского рынка, выживаемостью в условиях нестабильного правового порядка и высокой криминализацией бизнеса. Вместе с этим, в обществе появился влиятельный слой хозяйствующих субъектов, не ограниченных в своих действиях ни административными, ни рыночными рычагами, что приводило к дестабилизации и осложняло положение малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие рыночных отношений способствовало формированию модели системы экономических интересов, свойственных индустриальной эпохе. Ведущая роль в экономике перешла к собственникам крупных капиталов и лицам, осуществляющим контроль над финансовыми потоками.

Главным в системе личных экономических интересов стал интерес реального собственника, или распорядителя ресурсами. Для предпринимателя интерес собственника, соединенный с экономической свободой, проявляется:

– в принятии основных экономических решений (что? как? для кого производить?);

– в определении своей рыночной ниши;

– в распределении полученного дохода на инвестирование и потребление;

– в принятии решений по поводу дальнейшего функционирования предприятия (расширения, стабилизации, ликвидации);

– в оценке и страховании предпринимательского риска и др.

Постиндустриальная экономика, личные интересы и этика

Предпосылки перехода к модели системы личных экономических интересов постиндустриальной экономики только начали складываться. Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие наукоемкого производства, внедрение новых технологий способствуют данному процессу.

По мере развертывания основных институциональных изменений, адекватных новым условиям производственно-экономических структур, создаются объективные предпосылки для трансформации системы общественных ценностей, расширения хозяйственной и личной свободы. В связи с этим возможности реализации личных экономических интересов предпринимателей, их сопряженности с интересами всего общества связаны, прежде всего, с приоритетным развитием образования, науки, культуры.

Предприниматели, первые усвоившие стереотипы рыночного экономического поведения и активно внедрявшие их в жизнь, способны привнести элементы экономической культуры цивилизованных стран мира, основанных на нравственных, моральных принципах. Современный бизнесмен, сообразуясь с принципами рационального экономического поведения и пытаясь максимизировать выгоду, должен думать не только о снижении издержек, но и о репутации фирмы.

Высокий этический уровень предпринимателей важен еще и потому, что это приводит к понижению трансакционных издержек и решению проблем достижения социального оптимума. Например, при высокой степени недоверия к потенциальным контрагентам трансакционные издержки могут стать высокими, и сделка вообще не состоится.

Таким образом, личные экономические интересы предпринимателя определяют направленность хозяйственной деятельности малых предприятий и являются одним из двигателей динамичного развития социально-экономической системы.

Групповые экономические интересы

В социально-экономической системе предприниматели осуществляют взаимодействие между собой. В итоге личный экономический интерес предпринимателя, кристаллизуясь в интересах группы, объединяет предпринимателей, показывая тесную взаимосвязь интересов отдельных индивидов, и представляет основу для формирования групповых экономических интересов.

Наличие групповых интересов содействует самоидентификации предпринимателей и выработке общих требований, способствующих развитию малого бизнеса. Это проявляется в организации агентств и центров развития и поддержки малого предпринимательства, общественных объединений, союзов предпринимателей, проведении съездов и конференций представителей малого бизнеса.

Основные усилия перечисленных структур направлены:

– на разработку новых форм взаимодействия бизнеса и власти, их взаимных обязательств на федеральном и региональном уровнях;

– конкретизацию требований предпринимателей к представителям всех органов власти в отношении создания оптимальных для развития малого предпринимательства условий, устранение с его пути административных барьеров и др.

Групповые экономические интересы, основанные на кооперационных связях, являются консолидирующим началом малого предпринимательства не только как экономического субъекта, но и политической группы, способной влиять на социально-экономическую жизнь страны.

Кроме того, предприниматели как группа заинтересованы в сохранении и воспроизводстве экономического строя, устойчивом функционировании социально-экономической системы и проведении государственной политики, обеспечивающей условия стабильного развития бизнеса. Данные интересы предпринимателей можно отнести к числу общественных интересов.

Вывод

Таким образом, анализ системы экономических интересов предпринимателей раскрывает взаимозависимость между экономическими интересами и развитием социально-экономической системы. Это способствует поиску таких механизмов согласования противоречивых экономических интересов субъектов экономики, которые приводят к формированию и развитию устойчивой экономики.


Источники:

1. Перспективы процесса социально-экономической стабилизации в России: концепции, факторы, механизмы. – Пенза: ПГПУ, 2005. – 388 с.
2. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте – М.: Наука, 2004. – 474 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:38:58