Подход к построению эффективной системы планирования в энергомашиностроительных холдингах

Думов В.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Думов В.К. Подход к построению эффективной системы планирования в энергомашиностроительных холдингах // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 115-121.

Аннотация:
Для учета факторов, влияющих на развитие отрасли энергетического машиностроения, как внешних, так и внутренних, необходима гибкая система планирования, сочетающая в себе элементы технологического, экономического и стратегического планирования. С целью ее создания в статье предложена схема планирования, учитывающая влияние всех параметров, имеющих важное значение при построении долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование, электроэнергетика, энергетическое машиностроение, долгосрочные планы, среднесрочные планы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Известные на сегодняшний день подходы по созданию внутрифирменной системы планирования и прогнозирования для формирующихся холдингов страдают непоследовательностью, негибкостью и слабой агрегированностью информации для принятия стратегических решений. Дело в том, что эти холдинги, после тотальной приватизации фактически «собираемые» из десятков разнородных по производимой продукции, технической оснащенности и квалификации персонала организаций, не способны «переварить» весь огромный объем такой же разнородной и разнонаправленной информации для последовательного и эффективного выхода на российский и зарубежный рынки. Последнее и обусловливает необходимость разработки единой методологической базы для создания консолидированного бюджета и прогноза развития холдинга, ориентированного на эффективное использование инвестиционных и иных ресурсов компании.

Тем более это важно для такой отрасли, как энергетическое машиностроение, являющейся одной из ключевых в вопросе национальной безопасности. Именно возможность произвести качественное и конкурентоспособное оборудование остается важным фактором как для поддержания и расширения электроэнергетических мощностей в Российской Федерации, так и для дальнейшей экспансии российских производителей на зарубежных рынках.

Ситуация на глобальном рынке энергетического оборудования

Глобальный рынок энергетического оборудования оценивается приблизительно в 208 млрд долл. США [5]. В натуральных показателях объем глобальных вводов составляет порядка 195 ГВт установленной мощности, при этом свыше 50% всех вводов приходится на Китай. При этом известно, что в долгосрочной перспективе для рынка энергетического машиностроения характерен рост, пропорциональный глобальному ВВП, а в краткосрочной – рынок цикличен с периодом в 10–12 лет. Основными факторами цикличности являются цены на энергоресурсы и электроэнергию. Значительная волатильность рынка также может быть обеспечена такими факторами, как техногенные и антропогенные катастрофы, масштабные государственные программы, либерализация рынков электроэнергии и т.п.

Рынкам развитых стран, таких как США, страны Западной Европы свойственно наличие работ, связанных с модернизацией и реновацией существующего оборудования. Темпы ввода новых генерирующих мощностей в данных странах незначительны.

Однако рынки развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Бразилия, наоборот, характеризуются значительными объемами новых вводов генерирующих мощностей, что гарантирует спрос на реновацию в данных странах в долгосрочной перспективе.

Заметим, что порядка 80% рынка приходится на лидеров отрасли – General Electric, Siemens, Alstom, MHI, Hitachi, Toshiba (см. рис. ). Данные компании имеют широкое географическое присутствие в сегментах с высокой добавленной стоимостью, в том числе в сегменте сервиса и модернизации [5].

Ввиду мирового финансово-экономического кризиса, падение ВВП в мире по итогам 2009 года составило порядка 2,2% от показателя предыдущего периода, несмотря на выравнивание конъюнктуры глобального рынка энергетического оборудования. Понятно, что данное падение негативно отразится на темпах роста рынка энергетического машиностроения и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе. При этом нивелирование снижения темпов роста и объемов обеспечивается как внутренними характеристиками рынка (длинными инвестиционными циклами, большой капиталоемкостью проектов), так и скоростью реагирования энергомашиностроительных компаний на изменяющуюся среду.

Рис. Структура глобального рынкаигроков

Долгосрочное планирование

Проведенный нами анализ деятельности лидеров отрасли, а также российской практики показал, что для учета вышеописанных факторов, влияющих на развитие отрасли, необходима гибкая система планирования, сочетающая в себе элементы технологического, экономического планирования, и прогнозирования [3,4].

Разработка планов развития, производственных программ, бизнес-планов организаций осуществляется с использованием прогрессивных технико-экономических норм и нормативов с применением расчетно-аналитического метода.

С целью оптимизации процесса планирования в машиностроительном холдинге предлагается создание модифицированной схемы (см. приложение на с. 118-119) процессов планирования, основанной на разработках таких авторов, как Громовой Р.А., Гончарова В.Н., Каплана Р.С., Нортона Д.П. Суть этой модифицированной схемы состоит в построении единой системы объединяющей стратегические цели компании и инструменты краткосрочного планирования (бюджетирование, план-факт анализ) в рамках долгосрочной финансово-экономической модели с учетом норм и показателей существующих в отрасли.

Процесс планирования предлагается разделить по срокам проводимых прогнозов на долгосрочное (7–15 лет), среднесрочное (3–5 лет), краткосрочное (1 квартал – 1 год).

В рамках долгосрочного планирования осуществляется сбор и обработка сведений по ключевым стратегическим направлениям развития холдинга, в любом случае обязательно включение следующих параметров в осуществляемый анализ:

– перечень текущей продукции производимой холдингом с прогнозом спроса на долгосрочную перспективу;

– перечень перспективной продукции с учетом, как возможных технологических модификаций текущей продукции холдинга, так и продуктов – результатов научно-исследовательской деятельности;

– определение продуктовой специализации по предприятиям холдинга с учетом таких факторов как экономия на масштабе, логистика, производственные возможности, ресурсоемкость;

– технологические изменения в рамках производимых продуктов необходимые для удержания и укрепления рыночной позиции предприятий холдинга.

Результаты долгосрочного планирования являются основанием для создания среднесрочного прогноза развития.

Среднесрочное и краткосрочное планирование Среднесрочный прогноз позволяет установить значения ключевых параметров развития необходимых для успешного функционирования компании на рынке в течение ближайших 3–5 лет. Он обязательно должен включать следующие процессы и инструменты:

Сетевые графики производства продукта, содержащие типовые параметры производства продукции в разрезе длительности, трудоемкости, капиталоемкости.

Данные графики в интеграции с текущими производственными возможностями предприятий холдинга позволяют провести оценку необходимости и достаточности мощностей предприятий холдинга для удовлетворения уровня спроса определенного на этапе долгосрочного планирования.

Балансировка объемов производства и спроса на продукцию позволяет определить необходимость проведения инвестиционной программы на предприятии, объекты инвестиций, сроки ввода в эксплуатацию объектов инвестиций.

Интеграция сетевых графиков производства продукции с необходимой попериодной потребностью в материалах, услугах, ресурсах позволяет осуществить создание типовой стоимостной продуктовой модели, которая является эффективным инструментом операционного планирования и позволяет осуществлять расчет оптимальной стоимости продукта в непрерывном режиме.

Справочники по покупным материалам и покупным изделиям являются необходимым дополнением к стоимостной модели. Их создание позволят унифицировать параметры стоимостных моделей на всех предприятиях холдинга.

В рамках процесса среднесрочного планирования появляется возможность проводить оценку оптимальной продуктовой структуры производства на основании данных по производственной специализации, оптимально инвестиционной программы на основании инвестиционной программы, получаемой при балансировке объемов производства и спроса на продукцию, оптимальных финансово-экономических показателей как результата оценки затрат на инвестиционную программу и объемов реализации.

Оптимальным инструментом для проведения процесса является создание финансово-экономической модели позволяющей одновременно учитывать влияние параметров описанных выше.

На основании прогнозов на среднесрочный период формируются годовые прогнозы финансово-экономических показателей в рамках процесса бюджетирования, технико-технологических показателей в рамках стоимостной модели и инвестиционной программы холдинга.


Источники:

1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 320 с.
2. Таченников К.А., Энергетическое машиностроение: спрос на мощность // Энергетическое машиностроение. – 2007.
3. Громова Р.А. Организация и планирование машиностроительного производства. – М.: Высшая школа, 1996. – 318 с.
4. Гончаров В.Н. Оперативное управление производством (Опыт разработки и совершенствования систем). – М.: Экономика, 1987. – 120 с.
5. Годовой отчет ОАО «Атомное и энергетическое машиностроение за 2009 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old.aem-group.ru/newsection887.

Страница обновлена: 10.04.2024 в 09:00:13