Проблемы методологии и практический опыт регионального стратегического планирования

Поляков В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Поляков В.Г. Проблемы методологии и практический опыт регионального стратегического планирования // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 131-135.

Аннотация:
Стратегическое планирование развития регионов выступает актуальным вопросом целостного социально-экономического развития России. Рассмотрены особенности регионального планирования на примере Волгоградской области с целью определения факторов его эффективности и принципов практической реализации.

Ключевые слова: стратегическое развитие, экономическая политика, кластеризация, региональное планирование, отраслевая структура, специализация предприятий



С начала 2000 годов актуальность проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику не теряет остроты, особенно в региональном аспекте. Потенциал большей части регионов страны, казалось бы, должен быть привлекательным для инвесторов. Однако не всегда власти субъектов федерации могут эффективно создать условия, приемлемые для инвесторов, не ущемляя при этом интересы жителей региона, особенно при строительстве новых промышленных комплексов [1]. Отчасти это обусловлено недостатками регионального стратегического планирования.

С теоретической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет «невидимую руку» рынка.

Планирование в большей мере, чем саморегулирование рынка, решает главную проблему экономики – ограниченность ресурсов. Ведь при планировании ресурсы используются максимально эффективно.

Стратегическое планирование и рыночные отношения

Повышение интереса к стратегическому планированию (прогнозированию) на региональном уровне обусловлено:

– процессами экономического роста, продолжающегося в последние годы;

– переходом к среднесрочному финансовому планированию;

– подготовкой законов о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы страны;

– использованием информационных технологий в процессе управления;

– разработкой программных продуктов для моделирования развития регионов. Эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах [2]. Одна из особенностей современного мира заключается в том, что большие различия между странами в целом сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Отсюда и наличие многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам.

В рыночных условиях специализация предприятий, отраслевая структура территории диктуются рынком, непосредственным потребителем.

Именно он определяет соответствующую специализацию предприятий, их производственных мощностей и тем самым определенную структуру региональной экономики. Именно отсюда и проистекает необходимость целенаправленных действий со стороны региональной администрации, направленных на структурную адаптацию производства и занятости, на формирование и последовательное осуществление региональной промышленной политики.

Рыночные отношения не обладают саморегулированием спроса и предложения, производства и потребления.

В этой связи правительства и местные органы власти развитых стран Запада научились сглаживать этот недостаток посредством госпрограмм.

Одним из важнейших вопросов регионального управления в зарубежных странах выступает согласование размещения промышленного производства с населением региона.

Государство по сути лишь выступает агентом, распоряжающимся собственностью по поручению народа и не может произвольно определять вектор, масштабы и темпы развития, распределять доход, полученный от эксплуатации экономического пространства макрорегиона, устанавливать нормы потребления и накопления для данного дохода, выбирать цели его расходования.

Основным направлением регионального управления абсолютного большинства развитых и развивающихся стран выступает сглаживание межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического и технологического развития, обусловленного рядом причин объективного и субъективного характера. Однако стоит отметить, что для развитых стран основной является задача эффективного распределения имеющихся финансовых ресурсов с вышеуказанной целью, а для Российской Федерации – их поиск и выделение среди целого ряда других неотложных расходов государства.

Недостатки стратегических программ

Практика государственного стратегического планирования показывает, что в большинстве стран имеются утвержденные документы перспективного социального, технологического, экономического и пр. развития (стратегии, программы, концепции). Однако их анализ зачастую иллюстрирует массу недостатков структурного и содержательного характера:

– отсутствует единая форма документа, способная отразить особенности стратегического планирования в стране;

– предлагаемые системы плановых стратегических показателей не всегда учитывают исходные особенности, тенденции и факторы социально-экономического развития страны;

– сложным является процесс согласования и нахождения консенсуса планов стратегического социально-экономического развития с общественными организациями и социальными группами различных уровней;

– документы зачастую недостаточно адаптированы к нестабильности и непрозрачности внешней среды муниципального образования;

– отсутствует система среднесрочного и долгосрочного расчета индикативных показателей;

– не всегда определены и не сведены в соответствующую систему индикативные показатели, определяющие цели государственного социально-экономического развития;

– отсутствует четкая аргументация выбора стратегического направления государственного социально-экономического развития;

– недостаточно проанализированы возможные ситуационные варианты и условия социально-экономического развития;

– сложным остается процесс адаптации региональных экономических, социальных, инвестиционных и иных политик к стратегически важным плановым документам страны;

– отсутствие релевантных способов реализации запланированных мероприятий.

Волгоградская стратегия

Некоторые из вышеуказанных недостатков присущи и Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, принятой на региональном уровне в 2007 году. Она не утратила своей актуальности, несмотря на воздействие субъективных факторов (мировой финансовый кризис, изменение законодательства, смена главы региона).

Стратегия определяет направления долгосрочного развития региона на основе выделения приоритетных кластеров и точек экономического роста, партнерства государства и бизнеса [4]. Достижение поставленных Стратегией целей по увеличению инвестиционного потенциала региона и созданию динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики предполагает решение ряда задач, к которым относятся:

1) развитие отрасли добычи природно-сырьевых ресурсов и их глубокой переработки;

2) модернизация промышленного производства и повышение его эффективности;

3) развитие агропромышленного сектора;

4) увеличение объемов строительного комплекса;

5) расширение транспортной и инженерной инфраструктуры;

6) снижение уровня загрязнения окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности региона за счет внедрения инновационных технологий.

Второе направление инвестирования, развиваемое в Волгоградской области, – развитие инженерной инфраструктуры территорий. Оно способно обеспечить благоприятные институциональные условия для притока частных инвестиций.

В условиях глобализации источником конкурентоспособности регионов и, как следствие, их экономической безопасности, становятся эффективное использование региональных ресурсов и учет местных особенностей. Одним из факторов, значительно повышающих конкурентоспособность территории, является наличие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную логистику, безопасность дорожного движения, минимизацию нагрузки на окружающую среду и, в то же время, снижающей трансакционные издержки для экономических субъектов.

Заключение

Таким образом, формирование конкурентоспособной экономики региона возможно, как показано на примере Волгоградской области, на основе создания крупных промышленных комплексов, развития их инфраструктуры, а также кластеризации. В регионе активно создается комплекс институциональных условий для притока инвестиций и реализации инвестиционных проектов, в том числе успешное применение инструментов государственно-частного партнерства, создающих основу устойчивого экономического роста.

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона – это новая, формирующаяся классика управленческой деятельности.

Она означает, что каждый регион будет искать свой вариант реализации стратегического планирования, свой путь к социально-экономическому процветанию, исходя из конкретной экономической, социальной, культурной и управленческой ситуации.

Освоение и распространение методов стратегического планирования предполагает модернизацию сложившихся взаимодействий между регионами. При этом повышается собственная активность регионов, а органы государственной власти переходят от директивных к индикативным методам управления.


Источники:

1. Беляев М.К. Управление инвестиционной адаптивностью социально-экономических систем: Дисс. ... д-ра экон. наук. – М., 2003.
2. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. – М: Минэкономразвития и торговли РФ, 2003.
3. Иншаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования). – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003.
4. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008–2025 гг.). / Под ред. О.В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:36