малый бизнес и рыбный промысел в Архангельской области
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Экономика Севера должна обеспечивать устойчивый рост национального хозяйства за счет богатого ресурсного потенциала. Объединения субъектов малого предпринимательства представляют собой эффективную форму развития малого бизнеса. В лице семейных ферм государство получит социально-экономический институт, посредством которого государственные органы
управления смогут проводить социальную политику в регионе.
Ключевые слова: малый бизнес, рыбное хозяйство, стратегия развития, регионы севера, семейные фермы, микропредприятия, рыбопродукты
До 2008 г. основными критериями отнесения к субъектам малого бизнеса являлись численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.
Причем численность рассматривалась отдельно по отраслям и могла включать от 30 до 100 человек.
В январе 2008 года вступил в силу законодательный акт [1], который определил новые критерии отнесения к малому и среднему бизнесу (МСБ) (следует отметить, что до 2008 г. в отношении среднего бизнеса критерии не разрабатывались). Основными критериями стали средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Причем численность в новом нормативно-правовом акте уже не зависит от вида деятельности. Также Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» введено понятие микропредприятия. К ним относятся субъекты предпринимательства численностью до 15 человек.
На наш взгляд, это правильно. Данный критерий позволит проследить динамику развития предприятия. Что касается юридических лиц, то установлен предел доли участия в их уставном капитале других юридических лиц, которые не являются субъектами МСБ, в размере двадцати пяти процентов.
Микропредприятия и проблемы малого бизнеса
В 2008 г. был принят нормативноправовой документ [2], определивший предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Эти критерии установлены для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса и составляют 60 млн рублей для микропредприятий и 400 млн рублей для малых предприятий.
В 2010 г. вступила в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], которая определила предельные размеры выручки и балансовой стоимости активов. В документе указано, что данные критерии устанавливаются один раз в пять лет. Основанием для их установления являются данные сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСБ.
Тем не менее, следует отметить, что предприятия малого бизнеса испытывают серьезные проблемы, которые требуют комплексного решения как со стороны федеральных, так и региональных властей. Все проблемы, на наш взгляд, можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют финансово-кредитные, инвестиционные и имущественные проблемы:
– недостаточность начального капитала;
– трудности с получением кредитов;
– недостаточная инвестиционная поддержка со стороны государственных и региональных органов;
– сложности с получением помещений;
– высокая арендная плата.
Данные проблемы являются основополагающими, так как их решение сможет вывести предприятия малого бизнеса на новый уровень развития.
Правовые, инфраструктурные и организационные проблемы
Ко второй, не менее важной группе проблем, относятся законодательные, в том числе:
– отсутствие сводной единой законодательной основы деятельности;
– несовершенство принимаемых нормативно-правовых актов (как по времени, так и по существу);
– отсутствие критериев оценки эффективности оказания поддержки субъектам малого бизнеса.
В отдельную группу, на наш взгляд, должны быть выделены проблемы инфраструктуры и использования информационных систем:
– недостаточный объем информационно-консультационных услуг;
– отсутствие единой информационной системы малого бизнеса на базе Интернета.
Достаточно большую группу образуют проблемы организационного характера:
– бюрократизм чиновников;
– кадровые трудности;
– сложности с бухгалтерским учетом;
– сложность выхода на международный рынок;
– отсутствие условий для нормальной конкуренции.
Важная для дальнейшего развития предпринимательства это группа социально-психологических проблем, к которым относятся:
– слабая социальная защита;
– низкая доля социально незащищенных слоев населения в предпринимательстве;
– исторически сложившееся отношение к бизнесу как к спекулятивной или криминальной деятельности.
Данные проблемы, на наш взгляд, должны решаться на уровне федеральных и региональных властей путем оказания прямой и косвенной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Рыбная промышленность Архангельской области
В северных регионах России противоречия рыночной экономики проявляются с особой остротой, особенно в тех, где социально-экономическое развитие осуществляется в экстремальных климатических условиях. В процессе становления северные регионы России оказались в более сложном положении, чем другие районы страны.
Особую тревогу вызывает демографическая обстановка на Севере, которую можно назвать драматической.
Сложилась устойчивая тенденция естественной убыли населения, ухудшается миграционная ситуация. Таким образом, решение проблем регионов Севера невозможно без научно обоснованной концепции социально-экономической трансформации [1].
Не вызывает сомнения тот факт, что экономика Севера, за счет богатого ресурсного потенциала, должна обеспечивать устойчивый рост экономики страны в целом.
Одной из основных сфер занятости населения Архангельской области традиционно является рыбное хозяйство, а рыба – это один из основных и любимых продуктов питания для жителей области.
По оценке экспертов, на Архангельскую область приходится около 20% общего улова рыбы Северного бассейна. Удельный вес рыбной отрасли в пищевой промышленности области составляет более 50%, доля рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства составляет примерно 5%. В рыбном хозяйстве на постоянной основе осуществляют деятельность порядка 5 тысяч работников.
Автор поддерживает позицию А.Г. Гранберга по данному вопросу, который утверждает, что основные проблемы экономики Севера, жизнедеятельности населяющих его людей, сохранения экологического потенциала и последнего в мире резерва свободных территорий должны решаться с позиций национальной стратегии России.
Стратегия развития Севера
Впервые стратегия развития Севера была отражена в «Основных направлениях социально-экономического развития районов Севера на 15–20 лет» и постановлении Правительства РФ «О социально-экономическом развитии районов Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных в 1992 г.
В основу документов был положен процесс реформирования экономик северных территорий при сохранении государственной поддержки и социальных гарантий населению.
Предусматривались мероприятия по развитию и поддержке АПК Севера, рыбной и лесодобывающей отраслей, защите социальной сферы и др.
К сожалению, намеченные меры были реализованы лишь частично.
В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ»67. Закон предусматривал государственное регулирование в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера России, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности предприятий, обеспечение достойного уровня жизни населения области.
В 2000 г. была утверждена «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера». Впервые в документе было отмечено, что «государственная политика в области социально-экономического развития северных районов определяется их значимостью в обеспечении экономического развития страны, ее геополитических и стратегических интересов, необходимостью радикального решения острых проблем». Концепция содержит перечень приоритетных направлений и мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач региона [4].
Политика развития аграрно-промышленного комплекса Архангельской области строится в соответствии с планом по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», где одним из направлений является «Развитие аквакультуры».
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге прозвучало, что специалисты прогнозируют дефицит про -довольствия в мире. В связи с этим рыбохозяйственный комплекс, обеспечивающий страну рыбной товарной продукцией, объективно приобретает высокий приоритет среди других направлений развития экономики. Следует учитывать и тот факт, что рыбное хозяйство является одним из элементов в экономике региона [5].
Интеграция субъектов малого бизнеса и семейные фермы
Эффективную форму развития малого бизнеса представляют собой объединения субъектов малого предпринимательства. Целями государственной политики по развитию малых организационных форм в рыбохозяйственном комплексе региона должны стать:
– увеличение объемов добычи рыбопродуктов;
– повышение уровня занятости и доходов населения за счет организации семейных форелевых ферм [6].
В 2009 году Правительство РФ при-няло программу строительства семейных ферм как формы малого бизнеса.
Принципиально важно, что в лице семейных ферм государство получит социально-экономический институт, посредством которого государственные органы управления смогут проводить социальную политику в регионе.
Основными задачами станут:
– осуществление государственной поддержки и формирование благоприятных условий для развития семейных ферм;
– совершенствование нормативно-правовой базы в части деятельности малых форм хозяйствования;
– разработка целевой программы развития аквакультуры в регионе.
Таким образом, повышение уровня эффективности производства рыбохозяйственного комплекса является одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности региона.
В Архангельской области имеется объективный потенциал для увеличения производства рыбы через развитие малых форм хозяйственной деятельности. В результате планомерной экономической политики регион получит возможность расширения услуг в отрасли и развития сопутствующих видов деятельности.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
3. Российский север: стратегическое качество управления: Спецкурс. Вып. 11. / Под ред. Ю.П. Алексеева и А.Н. Алисова. – М.: Тайдекс Ко, 2004. – 320 с.
4. Правительство Архангельской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dvinaland.ru.
5. Маленков Ю., Древинг С. Формирование конкурентной стратегии развития // Проблемы теории и практики управления. – № 7. – 2009. – С. 61–74.
6. Ше С.Г. Государственное регулирование малого предпринимательства на основе поддержки кооперативных отношений в рыбном хозяйстве прибрежного региона // Известия Иркутской государственной академии. – 2009. – № 2. – С. 54–57.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:06