СФО: особенности региональной экономической Политики в условиях глобализации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ашихина Т.Ю. СФО: особенности региональной экономической Политики в условиях глобализации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 164-168.
Аннотация:
В статье подчеркивается значимость региональной экономической политики в условиях вовлечения России в процесс глобализации. Рассматриваются проблемы использования природного потенциала территорий, привлечения бизнеса к реализации региональных государственных проектов, повышения конкурентоспособности субъектов федерации.
Ключевые слова: государственное регулирование, глобализация, добывающая промышленность, инновационный потенциал, экономика региона, социально-экономическая система, конкурентоспособность региона, конкурентоустойчивость
Глобализация характеризуется, прежде всего, интеграцией экономического пространства национальных экономик, ростом производства инновационной продукции, а также стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий. В этих условиях резко возрастает проблема конкурентоспособности и конкурентоустойчивости территориальных социально-экономических систем.
Включение экономик регионов в мировое хозяйство в разной степени отражается на конкурентоспособности тех или иных территорий. В этих условиях наиболее конкурентоспособными станут регионы, способные к воспроизводству инноваций.
В конечном итоге именно от конкурентоспособности регионов зависит устойчивое социально-экономическое развитие национальной экономики в целом. А обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности невозможно без активной и последовательной государственной поддержки.
Участие в глобальной экономике не означает уменьшения компетенции государства, но лишь изменение и перераспределение его составляющих, что значительно актуализирует проблему повышения эффективности управления территориальным развитием. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор. Информационной основой для решения данной проблемы может служить оценка уровня конкурентоспособности и конкурентоустойчивости регионов России.
«Конкурентоустойчивость» региона
При анализе категории «конкурентоспособность региона», в связи с относительной ее новизной, важно обратиться к опыту основателей исследований конкурентоспособности стран – Дж. Сакса, А. Харта, С. Коэна. Конкурентоспособность экономики рассматривается ими с точки зрения достижения позитивных результатов – прогресса общества.
В противоположность этой точке зрения, когда государства выступают субъектами конкуренции, М. Портер рассматривал страны и регионы как среду, обеспечивающую конкурентоспособность фирм.
Ряд отечественных экономистов рассматривают конкурентоспособность региона с точки зрения способности территорий побеждать в конкурентной борьбе на основе способности использовать конкурентные преимущества. Так, К. Перский под конкурентоспособностью применительно к региону понимает способность региона достигать успеха в экономическом соперничестве с другими регионами [1].
М. Гельвановский, И. Трофимов, В. Жуковская характеризуют конкурентоспособность региона как «обладание свойствами, создающими преимущества для региона одержать победу в экономическом соревновании» [2].
В данных определениях раскрывается состязательный характер конкурентоспособсности. Однако в этих трактовках не указываются целевые установки конкурентоспособности.
В этом смысле примечательно следующее определение Беляковой Г.Я.: «Конкурентоспособность региональной экономики – это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества его населения» [3].
Исходя из изложенного, можно использовать в исследовании региональной экономики в дополнение к категории «конкурентоспособность региона» понятие «конкурентоустойчивость региона», базирующееся на концепции устойчивого развития, саморазвития регионов и их конкурентоспособности.
В соответствии с предложенным определением оценку конкурентоустойчивости регионов предлагается проводить по трем крупным блокам показателей:
– способность территорий производить товары и услуги;
– качество жизни населения;
– финансовая устойчивость региона.
При этом, в отличие от традиционных подходов к оценке текущей конкурентоспособности регионов, целесообразно использовать усредненные за ряд последних лет показатели, с учетом их прогноза на среднесрочную перспективу.
Экономическое развитие Сибирского региона
Насколько станет успешным развитие региона и эффективность его глобализационной деятельности зависит, в первую очередь, от самого региона.
Глобализация дает российским регионам большие возможности по использованию внешних источников для развития, и одновременно стимулирует потребность увеличения собственных ресурсов для реализации этих возможностей.
Эффективность развития региона зависит, прежде всего, от его экономического потенциала. При этом управление эффективностью развития региона должно быть направлено на рациональное использование его экономического потенциала, получение максимальных результатов при ограниченных ресурсах.
В данном контексте особую актуальность приобретает экономическое развитие Сибирского региона. Сибирь занимает 40 % территории России и располагает громадным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природноресурсным потенциалом. На долю Сибири при численности населения в 16% приходилось более четверти основных производственных фондов и валовой продукции промышленности России. Большая часть ресурсов и запасов нефти, газа и угля приходится на Сибирь.
Сибирь располагает подавляющей частью российских запасов цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Все это определяет геополитическую и геоэкономическую значимость динамичного развития регионов Сибири [4].
Любой ресурсоориентированный регион обречен, если его экономика не будет диверсифицирована. Имея это в виду, нужно, наряду с добычей и первичной переработкой, заниматься и глубокой переработкой природного сырья, высокотехнологичными, наукоемкими проектами.
Экспортировать в Китай, Корею и Японию нужно не сырье, а продукцию глубокой его переработки. Для этого необходимы серьезные программы развития наукоемких производств.
Современная стадия глобализации характеризуется усилением конкуренции, нарастанием скорости технических и технологических изменений, повышением мобильности человеческого капитала, которое приводит к оттоку высококвалифицированных кадров из Сибири. Поэтому требуются инновационные подходы, которые невозможны без высоких технологий, внедрения передовых разработок в производство, социальную сферу.
Именно в формировании инновационного потенциала кроются наиболее существенные резервы конкурентоспособности продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.
Меры государственной региональной политики должны содействовать современным исследовательским проектам, распространению управленческих технологий и методов ведения бизнеса, по формированию сетей и кластеров предприятий.
Государственная поддержка должна выражаться в формировании технологических возможностей в долгосрочной перспективе, во вложении в фундаментальные исследования. Иначе сотрудничество со странами-партнерами может превратиться в выкачивание ресурсов.
Неосвоенные пространства
Кроме природных ресурсов Сибирь может предложить мировым рынкам до сих пор не использованный географический потенциал. Сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке нет общей инфраструктуры, жизнь теплится вокруг Транссиба и южнее. Все остальное – неосвоенные пространства. Кроме того, есть несколько столиц регионов, которые просто не имеют железнодорожного сообщения, а некоторые и автомобильного.
Поэтому одним из важнейших аспектов региональной политики является сокращение межрегиональных различий и, в частности, преодоление значительного отставания многих восточных регионов от среднероссийских показателей. В глобальной перспективе Сибирь можно рассматривать как центральное место между такими экономическими и демографическими гигантами Евразии, как Европа и Восточная Азия (Япония, Корея, Китай).
Также, по мнению автора, кризис обострил сложности с привлечением бизнеса к реализации региональных государственных проектов. В Сибири привлечение бизнеса на основе государственно-частного партнерства наталкивается на непреодолимые противоречия с существующим законодательством. Например, по закону нельзя вести финансирование проекта из разных источников.
То же самое и с инновационной деятельностью – о ней говорят, но есть закон, в соответствии с которым вся интеллектуальная собственность должна быть федеральной1. Многие трудности возникают из-за недостаточного диалога власти и бизнеса. Бизнес тем охотнее идет в проекты, чем более они выгодны. Поэтому одним из важных направлений региональной политики должен быть баланс интересов государства и бизнеса, создание на этой основе благоприятного инвестиционного климата.
Заключение
В регионах России имеется большой, но малоиспользуемый пока потенциал государственно-частного партнерства в ряде капиталоемких отраслей экономики, в региональном и местном хозяйстве, в сфере малого и среднего бизнеса. Накопленное мировым опытом богатейшее разнообразие подходов и механизмов частного партнерства вполне может быть использовано при решении важных задач экономической политики региона.
По мере того как глобализация вынуждает страны и регионы конкурировать друг с другом, возрастает роль региональных условий и факторов, как на международном, так и на национальном уровнях. Возникает необходимость отказа от стандартных подходов и требует создания и реализации региональной политики, которая будет определена комплексной системой взаимодействия власти, бизнеса, науки и населения как основного условия формирования в регионах Сибири комфортной среды обитания и ведения хозяйственной деятельности.
Возрастающая дифференциация регионов по социально-экономическому уровню требует государственного регулирования территориального развития через распределение инвестиций и размещение производительных сил. Необходимо, чтобы это распределение способствовало повышению конкурентоспособности регионов, национальной экономики, а также учитывало общемировые тенденции.
Источники:
2. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.А. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерении / Российский экономический журнал. – 1998. – № 2. – 18 с.
3. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 230 с.
4. Крюков В.А. Экономика Сибири – покорение, освоение или развитие? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.megansk.ru/partanalitics/1164787566.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:37