Автоматизированная система управления таможенно-терминальным комплексом: проблемы внедрения и развития

Джабраилов А.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
“Кто владеет своевременной, качественной и полной информацией о деятельности управляемого объекта тот владеет всем”. Это выражение справедливо также и для такого сложного объекта, как таможенно-терминальный комплекс. В этой связи важнейшим направлением повышения эффективности функционирования терминальных комплексов является совершенствование методики обработки информации, связанное с созданием автоматизированной системы управления таможенно-терминальным комплексом.

Ключевые слова: автоматизация, автоматизированная система управления



“Кто владеет своевременной, качественной и полной информацией о деятельности управляемого объекта ‑ тот владеет всем”. Это выражение справедливо также и для такого сложного объекта, как таможенно-терминальный комплекс. В этой связи важнейшим направлением повышения эффективности функционирования терминальных комплексов является совершенствование методики обработки информации, связанное с созданием автоматизированной системы управления таможенно-терминальным комплексом (АСУ ТТК). Рост номенклатуры товаров, наличие большого количества таможенных складов, поставщиков и потребителей вызвали значительное усложнение взаимосвязей и потребовало проведения анализа дополнительной информации (как поступающей со складов ‑ обработка грузов, так и управленческой).

Провести оперативный учет движения материальных ценностей с помощью традиционных методов становится крайне затруднительно, поскольку сложившиеся формы организации управления и применяемые средства обработки информации не могут отвечать современным требованиям. Они не обеспечивают оперативности управления. Информационная и часть традиционной системы управления недостаточно достоверны, не способствуют своевременному поступлению сведений к менеджменту предприятия. Помимо информации, относящейся к складской переработке грузов, специалистам приходится перерабатывать информационные массивы, связанные с хозяйственно-финансовой деятельностью ТТК. В связи с этим за последние годы значительно возросла численность как управленческого, так и обслуживающего персонала и, тем не менее, исполнители не в состоянии переработать весь поступающий объем информации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости перехода к более совершенным методам управления, к созданию автоматизированных систем управления ТТК, базирующихся на широком использовании современных информационных компьютерных систем.

Автоматизация управления на первой стадии создания АСУ ТТК представляет систему управления, где функции органа слежения за всеми процессами осуществляет встроенный в контур компьютер, контролирующий все отклонения технологии переработки грузопотоков.

В рассматриваемом случае должна функционировать единая модель взаимодействующих информационных потоков: поступающих грузов, складской переработки грузов, таможенного оформления, финансовые потоки и др. Эти потоки и будут являться непосредственными объектами управления.

Автоматизированная система управления таможенно-терминальным комплексом определяется как совокупность:

а) управляемых объектов, на всех уровнях управления;

б) экономико-организационных методов;

в) информации о производственно-хозяйственной деятельности (с использованием прогрессивных методик организации управления, планирования и учета затрат);

г) системы транспортно-экспедиционного обслуживания с использованием терминальных технологий перевозок, основанных на применении современных средств компьютерной техники;

д) единой базы данных.

Основной целью создания и внедрения АСУ ТТК является совершенствование организации процесса управления, с целью обеспечения наилучшего использования материальных, информационных и трудовых ресурсов терминального комплекса и улучшение технико-экономических показателей его деятельности, а также повышение качества обслуживания клиентов.

Вычислительная техника позволяет обслуживающему и управленческому персоналу значительно повысить оперативность принятия качественных решений. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, компьютерная техника не дает должного эффекта, если ее возможности не используются при решении вопросов совершенствования системы управления.

От внедрения вычислительной техники мало толка, если не будут проведены необходимые подготовительные работы, включающие в себя устранение недостатков в планировании, учете, отчетности, технологии обработки информации финансово-хозяйственной деятельности терминальных комплексов (применительно к условиям использования ноу-хау), а также не будет сформирована база данных как информационная основа автоматизированной системы управления.

Автоматизированная система управления таможенно-терминальным комплексом решает вопросы:

‑ информационного обоснования для принятия управленческих решений аппаратом управления;

‑ автоматизации плановых расчетов по комплексу плановых показателей;

‑ автоматизации расчетов по всем направлениям деятельности транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг;

‑ вскрытия недоиспользуемых материальных и трудовых ресурсов;

‑ улучшения ритмичности и качества обслуживания клиентов;

‑ сокращения товарных запасов за счет более полного и точного учета и движения материальных ценностей, а также за счет оперативного маневрирования грузопотоками;

‑ повышения качества принимаемых решений при помощи автоматизации обработки оперативной и текущей информации по терминальной технологии перевозок, складирования и таможенного оформления отправителей и получателей грузов.

Автоматизированная обработка информации в системе терминальных технологий в значительной мере повышает пропускную способность товаров за счет совершенствования технологии обработки информации в целом. Методология создания автоматизированной системы управления обусловлена ее назначением и сущностью и направлена прежде всего на совершенствование управления процессами товародвижения, таможенного оформления и обслуживания отправителей и получателей грузов, то есть с помощью АСУ должны быть решены проблемы удовлетворения информационных потребностей аппарата управления. В настоящее время в системе терминала внедряются отдельные комплексы задач, что является предпосылкой для создания автоматизированной системы обработки информации по грузопотокам.

С целью избежания потерь при создании автоматизированной системы обработки информации необходимо учитывать недостатки, выявленные в результате действующих систем управления в других терминальных системах. Недостатки обусловлены либо чрезмерно обширным, либо, наоборот, крайне узким технократическим подходом к использованию современных компьютерных систем.

При первом подходе предусматривалось автоматизировать все управление организации. При этом внедрение моделей автоматизированных систем управления проводилось в отрыве от реальных практических потребностей.

При втором подходе предпринимались попытки приспособить современные средства вычислительной техники для решения простейших частных задач без обеспечения аппарата управления информацией, необходимой для принятия управленческих решений, в результате чего используемая дорогостоящая вычислительная техника не дает должного эффекта.

Учитывая эти обстоятельства, с целью избежания лишних затрат и получения наибольшей отдачи от внедрения автоматизированной системы управления в системе терминальных комплексов необходимо активное непосредственное участие управленческого персонала, обеспечивающего координацию внедряемых задач, которые будут решаться с помощью средств вычислительной техники.

Автоматизированная система обработки информации предполагает четкое построение потоков информации, закрепление за каждым работником определенного круга решаемых задач, линий связи с другими подразделениями и работниками и взаимодействие с единой базой данных с учетом конфиденциальности информации пользователей.

Эффективность функционирования автоматизированной системы управления зависит от правильного и точного построения информационной системы качества и достоверности используемых данных.

Автоматизированная система управления открывает большие возможности в области внедрения современных методов руководства.

АСУ ТТК следует рассматривать с учетом взаимосвязи европейского и российского (федерального и регионального) уровней и контроля движения грузов на всех этапах доставки: от производителя до потребителя.

Одним из важнейших направлений при создании АСУ ТТК является разработка информационно-справочной системы, результаты которой необходимы для принятия руководством оперативных решений по управлению финансово-экономической деятельностью ТТК. На первом этапе внедрения информационно-справочной системы необходимо получение оперативной информации, отражающей отклонения производственно-хозяйственной деятельности ТТК.

Своевременное получение информации об отклонениях позволит оперативно принимать решения по их устранению.

Отклонение может быть также связано и с освоением того или иного передового опыта. В этом случае оперативная информация обеспечивает его быстрое распространение.

Получение информации об отклонениях должно охватывать все потоки информации: бухгалтерской, юридической, правовой, экономической, а также производственно-хозяйственной. Каждый вид информации тесно связан между собой, но в то же время формируется самостоятельно.

Информационно-справочная система терминального комплекса ИИС ТТК, о которой мы поговорим в следующем номере журнала, ставит своей целью обеспечить аппарат управления необходимой информацией для своевременного принятия решений по ликвидации возникших отклонений.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:45:14