Методика учета по центрам ответственности в негосударственных некоммерческих организациях
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пономарева Л.Н. Методика учета по центрам ответственности в негосударственных некоммерческих организациях // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 81-86.
Аннотация:
С целью повышения эффективности менеджмента полномочия и ответственность руководства можно разделить между управленческим персоналом разного уровня, или между отдельными центрами ответственности. В статье предлагаются характерные для негосударственных некоммерческих организаций центры ответственности, соответствующие контролируемые показатели, а также процедуры организации учета по центрам ответственности.
Ключевые слова: управленческий учет, негосударственная некоммерческая организация, учет по центрам ответственности, контролируемые показатели
В настоящее время можно говорить о существовании трех учетных подсистем – финансового, налогового и управленческого учета, разделение которых обусловлено интересами соответствующих пользователей. Руководителям негосударственных некоммерческих организаций приходится принимать решения по разным вопросам, основываясь при этом на полученной информации, аккумулируемой в системе управленческого учета.
Построение учета в соответствии с организационной структурой позволяет повысить эффективность управления подразделениями за счет учета ответственности за результаты с установленными параметрами (учета по центрам ответственности). При этом структура некоммерческой организации рассматривается как совокупность центров ответственности (ЦО), связанных между собой линиями ответственности, которые представляют собой направления движения соответствующей информации.
В связи с этим выделение центров ответственности и постановка учета в разрезе ЦО обеспечит:
– взаимосвязь деятельности каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц;
– возможность оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности организации;
– оперативное выявление отклонений фактических значений от плановых показателей и их причин.
Центры ответственности
В целом система учета по центрам ответственности включает в себя такие, элементы как:
– центры (зоны) ответственности;
– контролируемые показатели;
– первичные документы;
– учетные регистры для группировки данных;
– формы отчетности центров ответственности;
– учетные процедуры сбора, обработки и представления информации пользователям.
Результаты проведенного автором сравнительного анализа существующих определений понятия «центр ответственности», а также признаков классификации ЦО позволяют сделать следующие выводы.
1. Под центрами ответственности понимаются структурные подразделения или отдельные должностные лица организации, которым делегированы полномочия и ответственность за выполнение определенных функций управления и для которых установлены значения контролируемых показателей.
2. Критериями разделения на центры ответственности являются самые разнообразные признаки, в том числе объем полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, функции, выполняемые отдельными центрами, целесообразность исчисления прибыли и ее использования и др. На взгляд автора, для некоммерческих организаций целесообразно разделение центров ответственности по следующим признакам:
– по месту во внутрихозяйственной кооперации труда [4] (ЦО по некоммерческой деятельности, ЦО по предпринимательской деятельности);
– по отношению к осуществлению хозяйственной деятельности (основные ЦО, функциональные ЦО);
– по принципу осуществления хозяйственной деятельности [5] (ЦО за снабжение, ЦО за осуществление хозяйственной деятельности, ЦО за управление);
– по степени полномочий и ответственности [1] (центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций).
3. Деятельность центров ответственности отражается в учете путем формирования количественных показателей, представляющих определенную информационную базу, обеспечивающую внутрифирменное управление. Действующим планом счетов для учета внутрихозяйственных отношений предусмотрен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», использование которого не полностью отражает особенности возникающих взаимоотношений при учете по центрам ответственности. В первую очередь в условиях учета по центрам ответственности необходимо учитывать расходы и результаты, непосредственно зависящие от предоставленных полномочий структурным подразделениям.
Контролируемые показатели
С целью построения учета по центрам ответственности в некоммерческих организациях автором предложены следующие процедуры.
1. Принятие предварительного решения о выделении центров ответственности. На этапе предварительного их выделения определяется общая характеристика некоммерческой организации (цели создания, задачи, источники финансирования, виды деятельности, число и размер подразделений и пр.) и ее внешней среды (законодательство, взаимоотношения с властными структурами, взаимодействие с партнерскими организациями и др.).
2. Формирование показателей деятельности центров ответственности (плановых, оценочных). При этом учитывается вид центра и его внутрихозяйственные взаимосвязи, анализируется подконтрольность показателей выделенных центров (см. табл.).
Таблица
Контролируемые показатели соответствующего центра ответственности
Центры ответственности
|
Показатели
|
1
|
2
|
Центр затрат
|
Расходы
|
Центр доходов
|
Целевые доходы, выручка
|
Центр прибыли
|
Расходы, себестоимость,
выручка, прибыль, исполнение сметы доходов и расходов
|
Центр инвестиций
|
Расходы, себестоимость,
выручка, прибыль, исполнение сметы, эффективность инвестиций, рентабельность
активов, остаточная прибыль
|
3. Выделение центров ответственности с определением их вида.
В рамках некоммерческой организации можно выделить линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную организационные структуры. Наиболее целесообразными для негосударственных некоммерческих организаций являются линейно-функциональные структуры управления, при которых линейные подразделения занимаются основной и (или) предпринимательской деятельностью, а специализированные функциональные подразделения оказывают им услуги.
По итогам данной процедуры целесообразно разработать классификатор центров ответственности, в котором будут отражаться принципы их выделения, классификации и кодирования, а также справочник центров ответственности некоммерческой организации, отражающий перечень соответствующих центров.
Формы внутренней отчетности и положения
4. Разработка необходимых форм внутренней отчетности центров ответственности. Для этой процедуры характерно изучение и оптимизация существующей системы документооборота и внутренней отчетности с целью возможности ее применения в организационной структуре управления на основе центров ответственности. Например, по центрам затрат составляются сметы, в которых отражаются только контролируемые центром расходы. В качестве отчетной формы центра дохода по некоммерческой деятельности можно предложить отчет о количестве оказанных услуг, отчет о целевых полученных доходах. Отчетной формой центра дохода по коммерческой деятельности может являться отчет об объеме продаж или о выручке от реализации и т.д.
5. Разработка положения по учету в разрезе центров ответственности. Здесь должны найти свое отражение:
– цели и задачи учета, принципы его построения;
– основные понятия;
– описание структуры центров ответственности;
– состав контролируемых показателей, порядок их определения и отражения на счетах;
– формы первичных и отчетных документов;
– график документооборота по центрам ответственности.
Исходя из вышеизложенного можно отметить, что выделение центров ответственности обеспечивает возможность оперативно отследить отклонения по контролируемым показателям, выявить их причины и оценить результаты деятельности отдельных структурных подразделений. В целом для некоммерческих организаций характерны анализ структуры и распределения расходов, а также планирование расходов и контроль над ними.
При этом отслеживание оперативного исполнения смет позволит заранее предусмотреть возможный перерасход или избежать остатка целевых средств по любой статье. В этой связи нами были предложены характерные для организаций данного вида центры ответственности, соответствующие контролируемые показатели, а также процедуры постановки учета по центрам ответственности.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:23:39