Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области)
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена проблеме совершенствования государственного регулирования потребительского рынка региона. Его доля в ВВП России в последние годы динамично растет. Однако на федеральном и региональном уровнях отсутствует концепция государственного регулирования потребительского рынка. Целью статьи является анализ проблем и выработка концепции государственного регулирования потребительского рынка региона.
Ключевые слова: розничная торговля, государственное регулирование, Московская область, региональная экономика, потребительский рынок, совершенствование, микрополитика
В настоящее время потребительский рынок, без преувеличения, представляет собой один из локомотивов российской экономики. Об этом свидетельствует анализ темпов роста ВВП и промышленного производства, разрыв между которыми в последние годы неуклонно растет.
На мой взгляд, региональный потребительский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного потребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг. Результаты функционирования этих секторов направлены на полноценное удовлетворение общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.
Проблемы
Сегодня потребительский рынок Московской области – это более 33 тыс. стационарных объектов торговли, около 4,5 тыс. предприятий общественного питания, свыше 15,5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 307 рынков. Всего за 2007 г. введено в эксплуатацию 518 новых объектов розничной торговли, площадью 626,6 тыс.кв. м, 111 объектов общественного питания – 25,5 тыс. кв. метров. [2, c.12]
Основными проблемами развития региональных потребительских рынков, по мнению автора, являются:
1) диспропорции развития потребительских рынков, обусловленные дифференциацией уровней экономического развития субъектов Российской Федерации;
2) неразвитость конкуренции на потребительском рынке большинства регионов;
3) проблемы государственного регулирования потребительских рынков субъектов федерации;
4) проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;
5) проблема использования рабочей силы нелегальных мигрантов в организациях потребительского рынка;
6) скрытая и неформальная деятельность предприятий и организаций, действующих на потребительских рынках;
7) коррупция и бюрократизм;
8) недостаточно высокий уровень квалификации персонала в торговой отрасли.
Политика
В связи с изложенным необходимость государственного регулирования развития потребительского рынка региона приобретает ещё большую значимость. Следовательно, возникает необходимость детального изучения возможностей, современной практики, принципов, задач и инструментов государственного управления регулированием потребительского регионального рынка. [1, c. 3]
К главным задачам в сфере регулирования потребительского рынка Московской области относятся:
– объединение в единую систему наработанных отдельных элементов;
– концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу;
– разработка в региональной концепции регулирования потребительского рынка с выделением основных этапов его реализации.
По моему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потребительского рынка должна стать концепция макро- и микрополитики соответствующей направленности.
Основные концептуальные направления макро- и микрополитики в области регионального потребительского рынка:
1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):
– формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его отраслевых составляющих;
– формирование трехуровневой системы полномочий регулирования РПР;
2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:
– разработка региональной стратегии развития РПР;
– формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отраслевых элементов;
– реализация социальных функций РПР;
– обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;
– развитие инфраструктуры РПР;
– восстановление и развитие потребительской кооперации как функционального элемента РПР.
Приоритеты
Приоритетными направлениями деятельности по регулированию развития регионального потребительского рынка должны стать:
1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;
2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;
3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;
4) регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского рынка;
5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.
Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономического и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация социальных программ региона.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:40