Main directions of state regulation improvement of the consumer market (on the example of Moscow region)

Konstantin Nedosekin

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 8-2 / August, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
This article is devoted to the problem of improving the state regulation of consumer markets in the region. Its share in GDP of Russia in recent years is rapidly rising. However, at the federal and regional levels, there is no concept of state regulation of the consumer market. The object of the paper is to analyze problems and to develop the concept of state regulation of consumer markets of the region.

Keywords: state regulation, regional economy, consumer market, retail trade, moscow region, improvement, micro-policy



В настоящее время потребительский рынок, без преувеличения, представляет собой один из локомотивов российской экономики. Об этом свидетельствует анализ темпов роста ВВП и промышленного производства, разрыв между которыми в последние годы неуклонно растет.

На мой взгляд, региональный потребитель­ский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного пот­ребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг. Результаты функционирования этих секторов направлены на полноценное удовлетворение общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.

Проблемы

Сегодня потребительский рынок Московской области – это более 33 тыс. стационарных объектов торговли, около 4,5 тыс. предприятий общественного питания, свыше 15,5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 307 рынков. Всего за 2007 г. введено в эксплуатацию 518 новых объектов розничной торговли, площадью 626,6 тыс.кв. м, 111 объектов общественного питания – 25,5 тыс. кв. метров. [2, c.12]

Основными проблемами развития региональных потребительских рынков, по мнению автора, являются:

1) диспропорции развития потребительских рынков, обусловленные дифференциацией уровней экономического развития субъектов Российской Федерации;

2) неразвитость конкуренции на потребительском рынке большинства регионов;

3) проблемы государственного регулирования потребительских рынков субъектов федерации;

4) проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;

5) проблема использования рабочей силы нелегальных мигрантов в организациях потребительского рынка;

6) скрытая и неформальная деятельность предприятий и организаций, действующих на потребительских рынках;

7) коррупция и бюрократизм;

8) недостаточно высокий уровень квалификации персонала в торговой отрасли.

Политика

В связи с изложенным необходимость государственного регулирования развития потребительского рынка региона приобретает ещё большую значимость. Следовательно, возникает необходимость детального изучения возможностей, современной практики, принципов, задач и инструментов государственного управления регулированием потребительского регионального рынка. [1, c. 3]

К главным задачам в сфере регулирования потребительского рынка Московской области относятся:

– объединение в единую систему наработанных отдельных элементов;

– концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу;

– разработка в региональной концеп­ции регулирования потребительского рынка с выделением ос­новных этапов его реализации.

По моему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потреби­тельского рынка должна стать концепция макро- и микрополитики соответствующей направленнос­ти.

Основные концептуальные направления макро- и микрополитики в области регионального потре­бительского рынка:

1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):

– формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его от­раслевых составляющих;

– формирование трехуровневой системы полно­мочий регулирования РПР;

2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:

– разработка региональной стратегии развития РПР;

– формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отрас­левых элементов;

– реализация социальных функций РПР;

– обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;

– развитие инфраструктуры РПР;

– восстановление и развитие потребительской ко­операции как функционального элемента РПР.

Приоритеты

Приоритетными направлениями деятельности по регулированию развития регионального потре­бительского рынка должны стать:

1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;

2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;

3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;

4) регулирование территориального разме­щения объектов регионального потребительского рынка;

5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.

Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономическо­го и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация соци­альных программ региона.


Страница обновлена: 17.04.2025 в 04:59:49