Состояние, изменения и перспективы рынка труда в агропромышленном комплексе Республики Татарстан
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Чтобы преодолеть системный кризис российского села, увеличить объемы и качество сельхозпроизводства, повысить эффективность отечественного сельского хозяйства, необходимо определить и реализовать государственную политику в агропромышленном комплексе, в том числе связанную с решением кадрового вопроса. Какие проблемы в этом направлении являются наиболее актуальными на сегодня? И как они решаются в Республике Татарстан? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: рынок труда, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс
Главными направлениями государственной политики в области кадров для АПК должны быть:
— обеспечение подготовки кадров;
— предоставление персоналу возможности профессионального развития (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
— совершенствование социальных механизмов профессионализации кадров АПК.
Увеличение доли сельского хозяйства в региональном валовом продукте
Итоги деятельности Республики Татарстан за 2008 год свидетельствуют о выполнении запланированных результатов по всем показателям, несмотря на то, что завершившийся год был сопряжен с началом глобальных изменений в экономике.
На рис. приведена диаграмма изменения вкладов секторов экономики в рост валового регионального продукта. Как видно, в 2008 г., доля сельского хозяйства выросла на 0,6% (6% против 5,4%).
Рис. Вклад секторов экономики в рост валового регионального продукта в 2008 в Республике Татарстан. Для сравнения в скобках приводятся соответствующие данные 2007 г.
При этом валовая продукция сельского хозяйства выросла на 108% и составила 123,1 млрд рублей.
Одним из наиболее важных показателей, обеспечивающих высокий уровень качества жизни, является рост доходов населения и, прежде всего, заработной платы работающих, которая является одним из основных источников доходов граждан.
В целом за 2008 год среднемесячная заработная плата в республике увеличилась на 26,3% по сравнению с предыдущим годом и составила 14,8 тыс.руб. С учетом инфляции ее рост составил 11,8%.
В 1,5 раза (с 368 тыс. до 250 тыс.чел.) сократилась за последний год численность работников с заработками ниже величины минимального потребительского бюджета, а их удельный вес в общем числе работающих снизился с 27% до 18%.
Однако последние месяцы резко изменили прежнюю положительную динамику социально-экономических показателей республики.
Отсутствие у большинства работодателей достаточных средств делает невозможным сохранение прежнего уровня доходов работающих, как за счет введения режима неполной занятости, так и за счет отмены ранее выплачиваемых премий, надбавок и прочее. В целом это будет означать как минимум отсутствие роста заработной платы населения, а в отдельных отраслях даже падение.
Cоциально-демографическая проблема
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) Республики Татарстан занимает одну из лидирующих позиций в сельском хозяйстве среди субъектов Российской Федерации. Республика уверенно входит в пятерку лучших аграрных регионов России.
В тоже время, такой высокий уровень развития АПК в республике невозможно сохранить, не решив основную проблему современного села – социально-демографическую, вызванную сокращением естественного прироста населения и усилением процесса миграции, приводящих к снижению численности населения, занятого в сельском хозяйстве Республики Татарстан.
В настоящее время в Республике Татарстан проживает 3762,8 тыс. человек. Численность сельского населения составляет 951,8 тыс. чел., то есть 25,3% всего населения республики. Численность сельской молодежи (населения в возрасте от 15-29 лет) составляет 194 071 человек. Это 20,4% от всего сельского населения республики и 20,4% от всей молодежи Республики Татарстан. Однако статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях. В сельской местности наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 2007 году он составил -6,1 на 1000 человек населения (для сравнения в городах – -0,8 на 1000 человек населения, по республике – -2,1 на 1000 человек населения). Другими словами, численность сельского населения ежегодно сокращается примерно на 6 тыс. человек. Также в сельской местности велик коэффициент демографической нагрузки – на 1000 человек трудоспособного населения здесь приходится 776,2 детей в возрасте до 15 лет и лиц пенсионного возраста, при этом средняя продолжительность жизни сельских жителей составляет 67,5 лет (2006), что на 2 года меньше, чем у жителей города.
Сельский труд и молодежь
В отношении сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением, прежде всего, численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1989 году численность сельского населения в возрасте до 14 лет составляла 222 тысяч, то в 2002 году – 200 тысяч, и в 2008 уже только 160,5 тысяч человек. Наличие таких тенденций позволяет говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса республики, ведь психофизиологические особенности молодежи заключаются в высокой работоспособности, умении легко приспосабливаться к меняющимся условиям и быстро осваивать смежные профессии, низком уровне заболеваемости.
Основным фактором, обуславливающим эти негативные тенденции, является сохраняющаяся непривлекательность условий труда и жизни в сельских поселениях для молодого поколения.
Социологические исследования положения молодежи в Республике Татарстан, проведенные различными исследовательскими коллективами в последние четыре года показывают, что современная молодежь села образует возрастную группу населения, для которой характерны все проблемы, связанные с молодежью в целом, только на селе они более ярко выражены, вследствие меньших возможностей для их решения.
Неудовлетворенность работой
Лишь 37,3% представителей сельской молодежи сегодня полностью удовлетворены своей работой. Неудовлетворенность в той или иной степени присуща 54,6% молодых жителей села. При этом самая большая неудовлетворенность наблюдается в средней возрастной группе молодежи (20-24 года) – соотношение неудовлетворенных работой и удовлетворенных работой составляет 2 : 1. В отличие от старшего поколения, молодое поколение селян предъявляет более высокие требования к различным аспектам трудовой деятельности (содержание, условия, организация труда) и, в первую очередь, к заработной плате.
Результаты исследований позволяют констатировать, что основной причиной неудовлетворенности работой является низкая оплата труда. На это указывают 64,2% молодых селян. Это реальное отражение территориальной дифференциации оплаты труда – оплата труда в сельских районах остается ниже, чем средняя заработная плата по республике. Например, если в 2008 году среднемесячная заработная плата по республике составляла 14 649,6 руб., то в сельской местности – 5540 руб. в месяц. Усугубляет ситуацию и то, что работа на селе связана с тяжелым физическим трудом, неудовлетворительными условиями труда, ненормированным рабочим днем, частыми переработками. Как результат – значительная доля (52,1%) сельской молодежи не связывает свое будущее с настоящим местом работы. В тоже время, выбор места работы на селе в значительной степени ограничен. Это приводит к тому, что 48% сельской молодежи испытывают страх остаться без работы, и эти опасения не беспочвенны, так как 29% всех безработных республики являются жителями села.
Меры, принимаемы не республиканском уровне
Все это требует принятия неотложных мер по стабилизации ситуации в экономике и на рынке труда. Сегодня в республике созданы республиканские и муниципальные антикризисные комиссии. В еженедельном режиме ведется мониторинг текущей ситуации. Реализуются 72 ведомственные и республиканские программы. Принята стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2020 года, а также Республиканская программа содействия занятости населения на 2008 - 2010 годы. В республиканском и местных бюджетах запланировано выделение финансовых ресурсов на реализацию наиболее социально значимых программ и проектов.
Таким образом, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан обусловила необходимость разработки Комплексного плана по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики. Ключевым условием реализации такого плана является скоординированная совместная деятельность федеральных, республиканских и муниципальных органов государственной власти.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:23:21