Конкурентоспособность промышленности строительной керамики
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
При переходе к рыночной экономике и приватизации предприятий среди других в стране была практически полностью разрушена структура промышленности строительных материалов. Конечно, до этого ее состояние всегда оставляло желать лучшего, но в момент “перестройки” не было не только предусмотрено мероприятий по созданию новой структуры, ориентированной на рынок, но и не была сохранена старая. Сегодня состояние отечественной промышленности строительной керамики можно оценить крайне кризисным.
Ключевые слова: рыночная экономика, строительство, пути выхода из кризиса, конкурентоспособность отрасли, стройматериалы
При переходе к рыночной экономике и приватизации предприятий среди других в стране была практически полностью разрушена структура промышленности строительных материалов. Конечно, до этого ее состояние всегда оставляло желать лучшего, но в момент “перестройки” не было не только предусмотрено мероприятий по созданию новой структуры, ориентированной на рынок, но и не была сохранена старая. Сегодня состояние отечественной промышленности строительной керамики можно оценить крайне кризисным.
Технический уровень многих предприятий стройматериалов и стройиндустрии в целом заметно отстает от современных технологических требований и от передовой зарубежной практики. В связи с высокой капиталоемкостью производственных мощностей, низкой инвестиционной привлекательностью из-за длительных сроков окупаемости не удается привлечь достаточные объемы инвестиционных ресурсов. В результате резко стареют основные фонды, особенно их активная часть.
Степень износа основных фондов в отрасли достигает 54%, причем ежегодное выбытие их составляет около 2%, а ввод в действие новых — менее 1%. Это приводит к фактическому сокращению производственных мощностей. Наибольшая степень изношенности оборудования (70–80%) достигла на горных предприятиях промышленности строительных материалов. Резко сократилось создание принципиально новых отечественных технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и добычи сырья. С отставанием ведутся разработка и формирование системы российских норм, правил и стандартов, способствующих развитию производства современных высокоэффективных материалов, изделий и конструкций. Все это требует концентрации усилий органов исполнительной власти всех уровней и руководителей предприятий промышленности строительных материалов на развитии приоритетных направлений новейших разработок отраслевой науки, военно-промышленного комплекса, зарубежных технологий, опыта передовых предприятий.
Сегодня научно-технический прогресс в отечественной промышленности строительных материалов и строительной индустрии зачастую опирается только на зарубежные научно-технические разработки и на закупки импортного технологического оборудования. Отечественные разработки в области технологий производства эффективных видов строительных материалов, ввиду невозможности предложить потребителю сразу и комплектное технологическое оборудование, и услуги по его монтажу и пусконаладочным работам, остаются не всегда востребованными. И все же отдельными отечественными фирмами подготовлены и предлагаются к широкому внедрению оригинальные отечественные разработки в области производства. Как правило, это технологии с соответствующим технологическим оборудованием в основном малой мощности для производства местных строительных материалов.
Понятно, что развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций в субъектах Российской Федерации должно быть экономически обоснованно. Должны быть учтены спрос на товарных рынках, природно-климатические условия, оптимальное использование имеющейся сырьевой базы, попутно добываемых продуктов и отходов других отраслей промышленности, а также использование дополнительных энергетических ресурсов.
Требуют проработки вопросы по снижению энерго- и материалоемкости продукции во многих подотраслях промышленности строительных материалов, а также по повышению технического уровня и экономической эффективности производства как за счет реконструкции действующих, так и при строительстве новых предприятий на основе современных технологий и оборудования. Эти вопросы должны решаться одновременно с совершенствованием нормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативов с зарубежными.
Однако выводу промышленности из тяжелого положения мешают ряд нерешенных проблем в стране. Рассмотрим наиболее важные из них.
В стране не налажено производство термостойких материалов для современных обжиговых печей. В результате этого печи потребляют в 4–5 раз больше топлива и электроэнергии, имеют место большие простои печей из-за частого ремонта. Производство становится убыточным.
Вторая очень важная проблема — для строительства объектов жилья и промышленных предприятий отечественные строители основной упор делают на приобретение материалов иностранного производства. Рынок жилья сужается, оно становится недоступным даже гражданам среднего достатка, не говоря уже о муниципальном жилье для малоимущих. Не строится жилье для государственных служащих, учителей, врачей, не могут приобрести жилье молодые семьи. Ученые, молодые специалисты уезжают за рубеж, их научный и профессиональный потенциал оказался невостребованным обществом. В конечном счете, это становится угрозой национальной безопасности страны.
Следующая проблема связана с перспективой развития промышленности строительной керамики. Более 10 лет с целью замены устаревшего оборудования в стране не проектируется и не изготавливается оборудование для литья санитарной керамики, мельниц для помола, оборудования для автоматизации процессов, оборудования для глазуровки изделий и многого другого. Конечно, все это можно купить за рубежом, но для отечественного производителя это почти недоступно.
В нашей стране долгое время выпускали санитарную керамику для выполнения чисто утилитарных функций, мало интересуясь дизайном, т.е. ее внешним видом, габаритами, так как при массовом жилищном и промышленном строительстве она всегда была в дефиците. Иначе говоря, вопросы качества, эстетики не играли существенной роли. Да и применяемые технологии, сырье, оборудование заводов не были нацелены на выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции. Конкуренция, как таковая, тоже отсутствовала. Именно это и явилось причиной того, что при переходе к рыночной экономике в страну хлынул поток импортных товаров, которые и по качеству, и по эстетическим и эргономическим показателям значительно превышают отечественные товары. Устаревшие заводы оказались в тяжелейшем положении.
Сегодня на всех заводах промышленности строительной керамики России работают только три современных обжиговых печи фирмы “Siti” производительностью 600 тыс. изделий в год (две из них на ОАО “Стройполимеркерамика” и одна в г. Киров Калужской области, еще одна печь производительностью 100 тыс. изделий в год смонтирована в г. Чебоксары). 12 лет назад две обжиговых печи были смонтированы в г. Старый Оскол. На всех остальных предприятиях работают печи из шамотного кирпича, пущенные в эксплуатацию 30–40 лет назад. Технология производства достаточно устарела. Печи крупногабаритные, требуют большого расхода газа, сложны в ремонте и обслуживании.
С иностранными печами возникают проблемы их содержания. Сегодня они требуют замены приборов контроля, компьютеров, плит печных вагонеток и много другого. При низких внутренних ценах на выпускаемую продукцию приобретение запасных частей и оборудования для предприятий стало почти недоступно.
Озабоченность сложившимся положением со стороны правительства, руководителей предприятий и общественности заставляет искать пути выхода из кризиса. Так, на расширенном заседании коллегии Госстроя России 14 февраля 2001 года были отмечены определенные позитивные тенденции в инвестиционно-строительной деятельности. Впервые за годы экономических реформ наблюдается рост объемов инвестиций в основной капитал, что свидетельствует об оживлении работы промышленности строительных материалов в осуществлении реконструкции и техническом перевооружении действующих производств.
Наметился рост производства продукции. Увеличился выпуск линолеума, керамической плитки, санитарно-керамических изделий и другой продукции. Достигнуты положительные тенденции роста экспорта ряда отечественных материалов, в том числе: цемента, керамической плитки, санитарных керамических изделий и другой продукции.
Госстроем России разработана “Концепция развития перспективных направлений промышленности строительных материалов и стройиндустрии на 2000–2005 годы”, в которой предусмотрена динамика роста объемов производства основных видов эффективных строительных материалов, изделий и конструкций (табл. 1). Прогноз производства материалов исходит из того, чтобы в 2005 году достичь почти 70% доперестроечного объема производства отрасли.
Прогноз спроса по основным видам строительных керамических материалов приведен в табл. 2.
Таблица 1
Динамика объемов производства строительной керамики
Наименование продукции и единицы измерения
|
1993, отчет
|
2000, отчет
|
2005, прогноз
|
1. Изделия санитарно-керамические, млн. шт., всего:
|
4,8
|
5,3
|
7,1
|
— в том числе современных форм и дизайна
|
3,1
|
3,6
|
4,5
|
2. Стеновые материалы, млрд. шт., всего:
|
12,8
|
13,2
|
17,0
|
— из них кирпич строительный
|
11,6
|
12,0
|
14,0
|
— в том числе эффективный кирпич
|
1,6
|
2,0
|
2,6
|
3. Плитка керамическая, млн. м2
|
33,4
|
42,9
|
60,7
|
4. Теплоизоляционные материалы на основе минеральных волокон, млн. м2
|
5,4
|
5,8
|
8,6
|
Прогноз спроса на строительные керамические материалы
Наименование показателей
|
Плитка керамическая, тыс. м2
|
Санитарно-керамические изделия, тыс. шт.
|
Кирпич строительный, млн. шт. условного кирпича
| |||
|
2000, отчет
|
2005, прогноз
|
2000, отчет
|
2005,
прогноз |
2000, отчет
|
2005, прогноз
|
1. Спрос — всего:
|
93955
|
65200
|
6284
|
7500
|
10510,5
|
14006
|
— в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
А. Внутреннего рынка
|
52682
|
63260
|
6049
|
7200
|
10498,5
|
13986
|
Из него:
|
|
|
|
|
|
|
— на отечественную продукцию
|
41593
|
58700
|
5061
|
6850
|
10492
|
13980
|
— на импортную продукцию
|
11089
|
4500
|
988
|
350
|
6,5
|
6
|
Б. Внешнего рынка (экспорт)
|
1273
|
2000
|
235
|
300
|
12
|
20
|
2. Доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке, в %
|
79,0
|
92,9
|
83,7
|
95,0
|
99,9
|
99,9
|
3. Доля экспорта продукции в объеме отечественного производства, в %
|
3,0
|
3,3
|
4,4
|
4,2
|
0,11
|
0,14
|
Анализ развивающейся ситуации продолжим в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:55:48