Трансформация классовой структуры в постиндустриальном обществе и потенциальные угрозы национальной экономической безопасности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Савина М.В. Трансформация классовой структуры в постиндустриальном обществе и потенциальные угрозы национальной экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 29-34.
Аннотация:
России принадлежит второе место в мире после США по абсолютному числу креативных работников. Вместе с тем этот огромный потенциал не используется эффективно. К тому же, существуют реальные социально-экономические угрозы безопасности развития креативного класса в Российской Федерации.
Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, постиндустриальное общество, экономическая политика, креативный класс, креативный потенциал, суперкреативное ядро, утечка мозгов
Стратегия национальной экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе направлена на обеспечение состояния защищенности, невосприимчивости экономики к внешним и внутренним угрозам, ее способности противодействовать кризисным явлениям.
Состояние экономической безопасности призвано обеспечивать объективные предпосылки для дальнейшего устойчивого, динамичного и эффективного развития общественного производства, стабильного экономического роста, удовлетворения возрастающих общественных потребностей.
Креативный класс как источник конкурентного преимущества
На каждом историческом этапе развития экономики страны формируется своя особенная специфическая система обеспечения национальной экономической безопасности, адекватная конкретно историческим условиям общественного производства.
Это в полной мере относится и к современному переходному этапу экономики страны от индустриального к постиндустриальному обществу, сопровождающемуся техническим и технологическим прогрессом. Происходит трансформация и классовой структуры общества, которая представляет собой объективный процесс изменений места, роли и значения общественных классов в развитии общественного производства. Со сменой технологических способов производства роль ведущего класса переходит к новым, более прогрессивным классам. Таким классом в постиндустриальную эпоху становится креативный класс.
Поскольку доминирующими производственными ресурсами в постиндустриальной экономике являются знания и информация, то наиболее ценными и значимыми качествами работников становятся их высокий образовательный и профессиональный уровень, интеллектуальный и креативный потенциал. Класс интеллектуалов, творческих научно-технических специалистов и менеджеров становится ведущим общественным классом, решающим фактором социально-экономического прогресса, оттесняя на второй план представителей других классов. Об этом со всей определенностью свидетельствует опыт ведущих экономически развитых стран мира. Важнейшей характеристикой, отражающей значение того или иного класса в социально-экономическом развитии, является его место и роль в классовой структуре общества. Наряду с традиционными общественными классами наукой все чаще упоминается новый общественный класс – креативный. Главная задача креативного класса в современном обществе – порождать новые, необычные, нестандартные идеи, быстро находить и реализовать на практике эффективные стратегии социально-экономического развития. Формирование в обществе сильного креативного класса превращается в основной источник конкурентного преимущества.
Закономерности
Формирование и расширенное воспроизводство креативного класса в постиндустриальном обществе подчинено следующим закономерностям.
1. Увеличение доли работников креативного класса, высококвалифицированных работников при снижении доли представителей других классов. На первом месте по числу занятых оказываются финансовые, профессиональные, конструкторские услуги, здравоохранение, образование, социальная сфера, на последнем – бытовые услуги.
2. Представители креативного класса становятся ведущим фактором, «локомотивом» социально-экономического и технического прогресса общества. Их ценность в качестве «рабочей силы» определяется, как наличием современных знаний, умений и навыков, так и интеллектуальными, креативными способностями.
3. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности — технологические, культурные и экономические – взаимосвязаны и неразделимы.
4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей представителей креативного класса является непременным условием использования полученных знаний и информации для производства нововведений и новаторства [1].
5. Представители креативного класса, как правило, не владеют какой-либо существенной собственностью в материальном смысле. Их собственность – творческие способности. Вместе с тем, используя эти творческие способности, представители креативного класса добиваются высоких стандартов уровня жизни и доходов.
Суперкреативное ядро
Моделью современной классовой структуры постиндустриального общества могут служить США. Уже в начале XXI в. креативный класс включал в себя около 38,3 млн американцев, что равнялось приблизительно 30% всей рабочей силы страны.
В центре креативного класса располагается его суперкреативное ядро, к которому относятся 15 млн человек. В него входят люди, занятые творческой деятельностью. На начало XXI в. креативная экономика США лидировала в мире с большим отрывом. Именно превосходство в этой области в большей степени, чем рост производительности, связанный с новыми методами и технологиями, стало основной причиной усиления позиций страны в международной экономической конкуренции [3].
В настоящее время в России около 20 млн человек являются представителями креативного класса. Нашей стране принадлежит второе место в мире после США по абсолютному числу «креативных» работников. Вместе с тем этот огромный потенциал не используется эффективно.
К тому же, как показывает практика, существуют реальные социально-экономические угрозы безопасности развитию креативного класса в России.
Одна из самых серьезных реальных угроз – это миграция представителей креативного класса и прежде всего науки, квалифицированных специалистов высокотехнологичных отраслей, творческой интеллигенции, талантливых менеджеров и финансистов за рубеж.
Справедливости ради следует признать, что эмиграция представителей креативного класса – объективный процесс развития международной интеграции в экономической, социальной, научной, технической и других сферах. Вместе с тем эта проблема представляет довольно большую угрозу национальной экономической безопасности России, поскольку приводит к серьезной утрате интеллектуального, научного, научно-технического потенциала и обрекает на дальнейшее развитие наиболее капиталоемких топливно-сырьевых отраслей.
Утечка «мозгов»
По оценкам экспертов, с начала рыночных преобразований Россия потеряла примерно одну треть своего научного потенциала. Среди потерь как представители научных школ, имеющих мировой уровень (математические, естественные, технические, гуманитарные науки), так и многих других направлений. Причем из России уезжают, как правило, молодые ученые, что ведет к существенному росту среднего возраста научных работников.
Наша страна инвестирует в эффективное развитие общественного производства за рубежом за счет высококвалифицированных специалистов, подготовленных в России, вкладывая миллионы долларов в развитие научно-технического потенциала США, Европы и Юго-Восточной Азии.
В этой связи перед государством в области обеспечения экономической безопасности на этапе перехода к постиндустриальному обществу стоит серьезная проблема. Она заключается в разработке и реализации концепции и системы мер, направленных на поиск баланса интересов между государством, бизнесом и гражданами по поводу формирования развития и расширенного воспроизводства в обществе сильного креативного класса как главной производительной силы общества.
Концепция решения задач формирования сильного креативного класса России в целях обеспечения национальной экономической безопасности в постиндустриальном обществе должна включать в себя следующие стратегические направления:
– восстановление разрушенного интеллектуального потенциала;
– создание необходимых социально-экономических условий для формирования и воспроизводства сильного креативного класса в обществе;
– формирование системы политических, правовых, экономических, организационных и социальных мер по существенному снижению «утечки» представителей креативного класса за рубеж;
– переориентирование национальной политики на приоритетное финансирование развития науки и образования в обществе.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:57