Особенности и барьеры развития российских малых инновационных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (95), Ноябрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616233
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены особенности и проблемы развития малого инновационного бизнеса в России. На основе проведенного анализа обоснована необходимость государственной поддержки.
Ключевые слова: малый бизнес, инновации, инвестиции, государственное регулирование, правовое регулирование, барьеры развитие
Инновационная деятельность в России пока серьезно отстает от мировых показателей, так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации в промышленности РФ, составляет около 10%, в сфере IT – около 11% (см. рис.), а внутренние затраты на НИОКР к ВВП в 2013 г. составили 1,1%. Для сравнения, в Великобритании доля инновационных предприятий в 2012 г. составила 32,7%, в Китае – 28,8%, в США – 23,3%, в Австрии – 43,9%. Кроме того, несмотря на рост расходов на НИОКР, Россия до сих пор остается чистым импортером технологий: в 2012 г. экспорт технологий (патентов, лицензий и ноу-хау) составил 119 млн долл. по 93 соглашениям, а импорт 616 млн долларов по 190 соглашениям [5]. Во многом данная ситуация связана с низкой инновационной активностью малых предприятий, которые в большинстве стран мира играют значительную роль в развитии инновационного сектора.
Предыстория…
В Российской Федерации первые малые инновационные предприятия стали возникать в начале 1990-х годов в результате приватизации отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ). Подразумевалась возможность использовать накопленный интеллектуальный потенциал для выживания в условиях рыночной экономики [1].
Под давлением неблагоприятной экономической ситуации (низкий спрос на продукцию и сложности выхода на рынок) число таких малых предприятий стало резко сокращаться, также в силу значительного сокращения бюджета происходил процесс снижения доступного человеческого и физического капитала. И только в конце 1990-х годов стали появляться новые малые инновационные предприятия, создававшиеся как для целей проведения исследований и разработок для крупных компаний (чаще всего сырьевых, например, таких как Газпром и ЛУКОЙЛ), так и для вывода на рынок собственных разработок, которые часто являлись отечественными аналогами западных продуктов (например, системы безопасности, программные продукты) и были конкурентоспособны за счет более низкой цены.
По данным Государственной службы статистики, в Российской Федерации в 2013 г. функционировало 235 тыс. малых предприятий, где общее число занятых составило 6,5 млн человек (около 10% от всего занятого населения России) при обороте в 15,7 трлн рублей (14% от общего оборота всех предприятий за 2013 г.). Большая часть российских малых предприятий создает довольно малую добавленную стоимость и работает в основном в сфере торговли и общественного питания [5], т.к. средняя прибыльность в этих отраслях значительно превышает средние значения.
Поэтому и доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, остается незначительный за весь период ведения статистки (с 1999 г.) и составляла на 2013 г. 4,8% (небольшое падение по сравнению с 2012 г., когда доля составляла 5,1%).
Это число существенно ниже, чем число предприятий, осуществляющих инновации в целом по экономике, которое составляло на конец 2012 г. 9,1% от числа организаций, что свидетельствует о том, что в России с инновационной деятельности более склонны крупные организации [2]. Здесь стоит отметить, что если сопоставлять долю расходов на НИОКР, осуществляемых малыми предприятиями, то она будет значительно ниже (на их долю приходилось всего 3,1% от всех затрат на НИОКР в 2012 г.). При этом даже не все российские малые инновационные предприятия можно считать полностью инновационными и ориентированными на рынок, по разным оценкам эта доля составляет около 20%, т.е. только данная небольшая часть предприятий проводит научные исследования, занимается охраной интеллектуальной собственности и последующей коммерциализацией инноваций на рынке [6].
Без риска у нас ничего не бывает
Такую негативную ситуацию, во-первых, можно объяснить тем, что российские малые предприятия имеют ряд существенных отличий от иностранных:
- высокая степень диверсификации – многие российские малые предприятия вынуждены совмещать несколько видов деятельности без ориентации на монопродуктовую модель развития;
- зарубежные предприятия малого бизнеса очень часто работают на условиях субподряда и франчайзинга, тогда как наши фирмы стремятся к большей самостоятельности, что ведет к более высокому уровню риска и меньшим возможностям для инвестирования в инновации;
- несмотря на значительный инновационный потенциал экономики, отечественный малый бизнес обладает низким уровнем технологической оснащенности при высоком уровне квалификации кадров (в 2012 г. по результатам опросов на предприятиях в разных странах в России показатель «недостаток квалификации персонала» был отмечен наименьшее число раз);
- закрытость и отсутствие доступа большинства малых предприятий к информации о конъюнктуре и состоянии рынка в силу слабой развитости систем информационного и консультационного обеспечения.
И, во-вторых, в России все-таки имеется множество барьеров как для осуществления инноваций, так и для работы малых предприятий. Инновационная деятельность предприятия невозможна без осуществления значительных инвестиций, однако на долю российского малого бизнеса приходится лишь около 6% инвестиций в основной капитал, которые были осуществлены в 2012 г. Большая часть инвестиций в основной капитал направлялась на замену изношенной техники и оборудования и лишь около 5% на внедрение новых технологий [4].
Неопределенность хозяйственной деятельности является значительным препятствием, определяющим слабость научно-технической и инновационной составляющих деятельности российских малых инновационных предприятий в целом. Успешное инновационное развитие предприятий возможно только в условиях должной рыночной инфраструктуры и действия устойчивых прав собственности. А в странах со слабыми институтами рынка и государства вероятно расширение неопределенности хозяйствования, что может привести к отказу предприятий от внедрения у себя инноваций.
Среди причин, которые сдерживают развитие малых предприятий в России, предприниматели в 2013 г. чаще других называли высокое налоговое бремя (47%), высокий уровень конкуренции на рынке (44%) и недоступность финансовых ресурсов (26%) [4]. Также значительным препятствием является тот факт, что основным источником средств предприятий для проведения технологических инноваций по-прежнему остаются собственные средства, которые являются весьма ограниченными (особенно для малого бизнеса). За период с 2003 по 2012 г. средняя доля собственных средств в структуре затрат на инновации составила 83%, доля средств федерального бюджета – 4,9%, доля бюджетов субъектов федерации – 0,3%. Это, естественно, тормозит создание и выход на рынок новых товаров и услуг.
Согласно данным исследования ООО «Опора России» [3], в качестве наиболее значимых были выделены следующие сдерживающие факторы: низкая доступность финансового обеспечения; административные барьеры/отраслевое регулирование, налоговое регулирование; коррупция, слабая защита интеллектуальной собственности, внешнеторговое регулирование.
Ниже также представлен рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям в России по данным ряда исследований НИУ ВШЭ. Можно выделить следующие барьеры, наиболее значимые для респондентов (см. рис. ):
- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
- недостаток собственных средств;
- недостаток финансовой поддержки от государства;
- высокая стоимость инноваций.
Рис. Барьеры развития инноваций, 1993–2012 (составлено автором по данным статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014»).
Основные барьеры для появления новых и развития действующих малых инновационных предприятий преимущественно связаны с финансированием. Недостаток собственных средств на фоне неразвитости института венчурного финансирования, слабой вероятности получения банковских кредитов на посевных и начальных стадиях развития бизнеса становится непреодолимым барьером для развития малого инновационного бизнеса. Также необходимо отметить несовершенство законодательства: недостатки нормативной базы порождают административные барьеры, включающие в себя меры налогового регулирования, деятельность проверяющих органов и отраслевое регулирование. И несмотря на то, что государством предпринимается ряд мер, направленных на снижение административных барьеров и создание более благоприятной среды для развития малого инновационного бизнеса, значимость этих сдерживающих факторов для предприятий остается высокой, что означает необходимость совершенствования механизмов государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса.
Выводы
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что потенциал российских малых предприятий в инновационной сфере до сих пор не реализован в полной мере. Его реализацию затрудняют многочисленные свойственные для России институциональные факторы, порождающие значительное число барьеров на пути развития малого инновационного бизнеса, значительная часть которых носит серьезный характер и в краткосрочной перспективе не могут быть значительно ослаблены. При этом большинство из выделенных сдерживающих факторов лежит вне сферы влияния малых инновационных предприятий, что делает вопрос их поддержки со стороны государства первостепенным.
Источники:
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2014. – М.: Минэкономразвития; Федеральная служба государственной статистики; НИУ ВШЭ, 2014.
3. Russian Innovation Survey 2009–2010. «Бауман Инновэйшн». – ОПОРА России, 2011.
4. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2013 году: Доклад МСП Банка. – М., 2013.
5. Россия в цифрах–2014: Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014.
6. Беспалов М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. – № 3.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:13