Безбарьерность в устойчивом развитии туризма: является ли инновацией дорожка к морю?
Забелин Д.В.1
1 Донской государственный технический университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2020)
Цитировать:
Забелин Д.В. Безбарьерность в устойчивом развитии туризма: является ли инновацией дорожка к морю? // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 3. – С. 347-366. – doi: 10.18334/ce.14.3.100716.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42713552
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Одним из направлений устойчивого развития туризма является развитие безбарьерной среды. Даже в условиях международного консенсуса в вопросе важности доступного туризма для инклюзивного развития экономики, в России эта проблема не получает должного внимания. Государство не считает задачу развития туризма для инвалидов и маломобильных групп населения приоритетной, а представители туриндустрии - рассматривают модернизацию данного направления, как дорогой благотворительный проект. Целью данного исследования является теоретическое обоснование необходимости инновационной деятельности, направленной на развитие безбарьерного устойчивого туризма. В работе представлен синтез исследовательских подходов к роли инноваций в развитии безбарьерного устойчивого туризма, а также обоснована необходимость к смещению инновационной активности от государства к бизнес-сообществу. В заключительной части предложены варианты инновационных решений с разделением по уровням проблематики и инициаторам изменений, а также обозначены направления для дальнейших исследований.
Ключевые слова: безбарьерный туризм, доступная среда, маломобильные группы, устойчивое развитие, туризм, инновации
JEL-классификация: J14, O35, Q01, Z3
Источники:
2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Минтруд РФ официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 15.03.2020).
3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». ООН: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 02.03.2020).
4. Забелин Д.В. Условия устойчивого развития туризма в отраслевой структуре стран с посткризизной экономикой // Экономический вестник. – 2007. – № 2-2. – c. 95-98. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=18812292.
5. Инвалидность и здоровье. Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/health-topics/disability#tab=tab_1 (дата обращения: 11.03.2020).
6. Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. – 2011. – № 12(60). – c. 130-136. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4604.
7. Муминова С.Р., Феоктистова В.М., Вагина У.В. Инновации в туризме на основе информационных технологий // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – № 1(79). – c. 6-15. – doi: 10.24411/1995-042X-2018-10101.
8. Пастухова А.Э. Цифровые технологии как драйвер развития предприятий индустрии туризма в России (accessible tourism) // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2019. – № 2. – c. 150-166. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38223039.
9. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения: 15.03.2020).
10. Попов Е.В. и др. Тенденции развития социальных инноваций // Terra Economicus. – 2018. – № 3. – c. 35-59. – doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-35-59 .
11. Путянина Л.М., Арсеньева Н.В., Орлова О.В. Особенности инновационных процессов на современных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 1091-1098. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40961.
12. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Оценка проблем и механизмов управления, инвестиционной политики и маркетинга в сфере развития устойчивого туризма на основе экспертного опроса // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 7(68). – c. 64-71. – doi: 10.12737/21824.
13. Российская краудфандинговая платформа Planeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/about (дата обращения: 14.03.2020).
14. Селезнёв Р.С. Краудфандинг в туризме: проблемы развития и опыт Кемеровской области // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2019. – № 1. – c. 11-23. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=37031080.
15. Сигида Е.А., Баклагина Н.Ю., Лукьянова И.Е., Кириенкова З.А. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах // Сервис plus. – 2015. – № 2. – c. 64-72. – doi: 10.12737/11313.
16. Участие инвалидов в возрасте 15 лет и более в туристических или экскурсионных поездках. Росстат официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/tab7-4.htm (дата обращения: 15.03.2020).
17. Цели в области устойчивого развития. ООН: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru (дата обращения: 15.03.2020).
18. Agovino M., Casaccia M., Garofalo A., Marchesano K. Tourism and disability in Italy. Limits and opportunities // Tourism Management Perspectives. – 2017. – № 23. – p. 58-67. – doi: 10.1016/j.tmp.2017.05.001.
19. Commission on Growth and Development. The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development 2008. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/6507/449860PUB0Box3101OFFICIAL0USE0ONLY1.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
20. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. 1st Edition. – Routledge. – 2015. - 346
21. Gasparin M., Green W., Lilley S., Quinn M., Saren M., Schinckus C. Business as unusual: A business model for social innovation // Journal of Business Research. – 2020. – doi: 10.1016/j.jbusres.2020.01.034.
22. Green Economy and Trade – Trends, Challenges and Opportunities 2013. UNEP: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unep.org/greeneconomy/GreenEconomyandTrade (дата обращения: 07.03.2020).
23. Institute for Human Centered Design. History of Universal Design. [Электронный ресурс]. URL: https://www.humancentereddesign.org/inclusive-design/history (дата обращения: 09.03.2020).
24. Leung X.Y., Lyu J., Bai B. A fad or the future? Examining the effectiveness of virtual reality advertising in the hotel industry // International Journal of Hospitality Management. – 2019. – doi: 10.1016/j.ijhm.2019.102391..
25. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities // Tourism Management Perspectives. – 2018. – № 26. – p. 59-66. – doi: 10.1016/j.tmp.2018.01.003.
26. Mongelli L., Rullani F. Inequality and marginalisation: Social innovation, social entrepreneurship and business model innovation – The common thread of the DRUID summer conference 2017 // Industry and Innovation. – 2017. – № 24(5). – p. 446-467. – doi: 10.1080/13662716.2017.1295365.
27. Inclusive Growth (2020). Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/inclusive-growth (дата обращения: 11.03.2020).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:43:56