Послесловие к десятилетнему юбилею второго пришествия капитализма в Россию
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (23), Ноябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Наступил десятилетний юбилей реставрации капитализма в России и, как было принято в эпоху построения светлого будущего, можно подвести некоторые итоги. Триумфа капитализма, увы, не получилось, а вот некоторые издержки, в первую очередь в сфере управления персоналом, налицо. В результате сложилась ситуация, которую нельзя назвать тревожной в силу ее характерности для переходного революционного периода, но и не замечать некоторых ее негативных черт также нельзя. Это, в первую очередь: а) потребительское отношение к рынку труда со стороны российских руководителей; б) сохраняющийся сопоставимо низкий общий профессиональный уровень руководителей организаций; в) приоритеты методам управления персоналом начала ХХ-го века.
Ключевые слова: постсоветская Россия, эволюция современного капитализма, регулирование рынка труда
Наступил десятилетний юбилей реставрации капитализма в России и, как было принято в эпоху построения светлого будущего, можно подвести некоторые итоги. Триумфа капитализма, увы, не получилось, а вот некоторые издержки, в первую очередь в сфере управления персоналом, налицо. В результате сложилась ситуация, которую нельзя назвать тревожной в силу ее характерности для переходного революционного периода, но и не замечать некоторых ее негативных черт также нельзя. Это, в первую очередь: а) потребительское отношение к рынку труда со стороны российских руководителей; б) сохраняющийся сопоставимо низкий общий профессиональный уровень руководителей организаций; в) приоритеты методам управления персоналом начала ХХ-го века.
Отношение к рынку труда носит многоаспектный характер, но яркое отражение находит в механизмах его регулирования, т.е. во взаимосвязанных действиях как правительства, так и законодательных органов страны, как региональных органов исполнительной власти, так и руководства организаций.
В мировой практике известны два типа регулирования рынка труда:
1) активное регулирование, направленное, во-первых, на предупреждение вытеснения рабочей силы из организаций на рынок труда, во-вторых, на снижение уровня безработицы и, наконец, на перевод пассивной части населения в категорию экономически активного;
2) пассивное регулирование, когда объектом внимания являются в основном безработные и проводятся лишь мероприятия по их трудоустройству или переподготовке.
Несмотря на положительный опыт ряда зарубежных стран, в частности по выводу экономики из послевоенного кризиса, в российской практике последних лет наблюдалось пассивное невмешательство. Высокий уровень безработицы первых лет перестройки создал иллюзию широких возможностей российского рынка труда, где можно во всякий момент времени найти любого нужного специалиста. Однако невостребованность кадровых специалистов привела к тому, что только в машиностроении было безвозвратно утеряно до 70% квалифицированного производственного персонала, была разрушена эффективная система подготовки кадров в профессионально-технических училищах и, главное, на производстве, преданы забвению принципы наставничества, ликвидирован эффективный метод “доведения до кондиции” молодого специалиста через обязательную работу по распределению вуза, техникума и т.п. Для большинства субъектов Российской Федерации характерными чертами сегодня являются дисбаланс рынков труда и образовательных услуг, а также слабая профессиональная подготовка представителей первичного рынка труда.
Квалификационный уровень работников российских организаций существенно (на 30-35%) ниже западноевропейских и американских. В настоящее время лишь в трех отраслях российской экономики – нефтедобывающей, нефтехимической и цветной металлургии, доля рабочих 4-6-х тарифных разрядов, составляющих кадровую основу производственного персонала организаций, достигает 50%.
Российские товаропроизводители на своем съезде в апреле текущего года с тревогой констатировали, что в промышленности страны осталось не более 5% рабочих высокой квалификации (для сравнения в США – 43%, ФРГ – 56%). Низкий квалификационный уровень производственного персонала в ряде отраслей экономики является одной из основных причин слабой конкурентоспособности производимой продукции, что сказывается на прибылях организаций и ограничивает финансовые возможности повышения квалификации персонала (этакий замкнутый круг). Однако правительства развитых западных стран нашли возможность разорвать этот круг еще во второй половине прошлого столетия.
Так, в США в 1973 году был принят Всеобщий закон о занятости и подготовке рабочей силы, в 1982 году – Закон о совместной подготовке рабочей силы, а в 1987 году – Закон о помощи в подготовке увольняемых рабочих. Опыт показал высокую эффективность мер государственной поддержки, но основная роль в развитии персонала принадлежит фирмам. Суммарные затраты 7500 крупных частных фирм США оценивались в конце 80-х годов в 2 миллиарда долларов, из которых 1,6 миллиарда служили для финансирования собственных программ подготовки кадров, а 0,4 – для оплаты обучения сотрудников в университетах, колледжах, учебных центрах специализированных фирм и профессиональных обществ. Три четверти общего количества финансовых, транспортных, коммунальных, коммуникационных и иных фирм США имеют в своем штате преподавателей профессиональной подготовки кадров. Около 85% фирм ФРГ участвуют в осуществлении таких программ, расходуя ежегодно до 9 миллиардов марок на повышение уровня образования и квалификации своего персонала. Во Франции средние расходы организаций на профессиональную подготовку кадров в настоящее время достигают 3% от фонда оплаты труда и продолжают расти. В фирмах Японии по программам непрерывного образования обучается 80% персонала, во внешних учебных заведениях – 18%, за границей – 2% (поистине всенародное профессиональное образование).
Российское правительство не осталось в стороне от этой проблемы и приняло ряд безуспешных попыток: июль 1994 года – Постановление “О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве”, далее Концепция, а затем Федеральная целевая программа на 1998-2000 годы и на период до 2005 года, бюджетное финансирование которых были успешно отодвинуты проблемами с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных пособий и т.д. Следуя принципу социальной справедливости, государство должно законодательно закрепить право на опережающую внутрифирменную переподготовку за работниками всех организаций, независимо от форм собственности. Одним из выходов из создавшейся ситуации может стать обеспечение правовых основ финансирования внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, которые закрепили бы законодательно обязательность затрат организаций на эти цели в определенных нормативных объемах.
В организованной подготовке российского производственного персонала можно отметить и определенные современные достижения – сейчас рабочие кадры готовят 3893 учреждения начального профессионального образования, где обучаются около 1,7 миллиона человек. Эти учреждения доступны всем желающим, бесплатно дают возможность нашей молодежи получить свою первую профессию, на базе которой можно впоследствии повышать свою квалификацию. Государство оказывает слушателям определенную материальную поддержку (питание, форма). Однако, почти половина (48,9%) выпускников этих учреждений оказываются нетрудоустроенными, хотя частично по уважительным причинам (призыв на военную службу – 14%, поступление в вузы – 10%).
Проблема повышения уровня профессиональной подготовки российских кадров тесно связана с оценкой соответствия компетентности работников международным требованиям (стандарт ИСО 9004-2). Создание системы такой оценки предусмотрено Постановлением Минтруда РФ и Госстандарта РФ “О развитии системы сертификации в Российской Федерации” (апрель 1997 года). Однако и это лишь благое пожелание, а руководители российских организаций вынуждены довольствоваться несомненно устаревшими нормативными документами об аттестации кадров, принятыми в семидесятых годах.
На состояние рынка труда существенное влияние оказывает не только качество, но и количество рабочей силы. В целом экономически активное население страны стремительно стареет. Старение населения – это объективная тенденция практически всех развитых стран. Согласно международным нормам население страны считается “старым”, если доля граждан в возрасте старше 65 лет превышает 7%. В России в настоящее время каждый восьмой житель (12,5%) пересек эту черту. В то же время по данным Аналитического управления Государственной Думы РФ за последние 10 лет уровень преждевременной смертности возрос на 100 тысяч человек и ежегодно умирает более 520 тысяч россиян трудоспособного возраста. При этом преобладающими стали неестественные причины летального исхода: несчастные случаи, травмы, отравления, самоубийства.
За последние три года производственные травмы получили более 600 тысяч россиян, из них почти 16 тысяч со смертельным исходом, свыше 55 тысяч работающих стали инвалидами вследствие увечий и профессиональных заболеваний. По уровню травматизма с летальным исходом Россия в 3-3,5 раза обгоняет США, Германию и Японию. Общий показатель уровня смертности в России превосходит в 2,5 раза аналогичный показатель в развитых странах и в 1,5 раза – в развивающихся.
Эти негативные процессы происходят на фоне неуклонного падения уровня рождаемости. Сейчас в России ежегодно рождается 1,2 млн. детей, что явно недостаточно для нормального воспроизводства населения страны и требует дополнительно не менее 750 тысяч новорожденных. В последнем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин отметил “Через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Если нынешняя ситуация сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой”. Более категоричен председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Н. Герасименко: “К 2075 году останется примерно 50 млн. россиян”. Переход к рыночным отношениям не изменил количественную динамику экономически активного населения страны в лучшую сторону. Наоборот, за последние 10 лет в России родилось на 6 млн. детей меньше, чем за предшествующие 10 лет советской власти.
Важным фактором количественного пополнения российского рынка труда являлись нелегальные “гастарбайтеры” из ближнего зарубежья: таджики специализируются на земляных работах, украинцы и молдаване – в строительстве, выходцы из Средней Азии и Закавказья – в торговле и общественном питании и официальная зарубежная миграция. Однако гастарбайтеры – это временный резерв, в первую очередь, квалифицированной рабочей силы, а международная миграция имеет ярко выраженную тенденцию к постоянному снижению (см. табл.).
Таблица
Зарегистрированная международная миграция (данные Госкомстата)
Прибыло в Россию, чел.
|
1994 г.
|
2000 г.
|
Всего:
в том числе из: Казахстана Узбекистана Украины Эстонии Афганистана Германии Израиля Китая США |
1146735
346363 146670 247351 11250 34 3 20 35 16 |
350873
24903 40810 74748 786 98 15 16 60 3 |
Выбыло из России, чел.
|
|
|
Всего:
в том числе в: страны СНГ Германию Израиль США |
337121
231752 69538 16951 13766 |
160763
83438 45253 16266 9500 |
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:34:44