Образовательный кластер как институт улучшения качества человеческого капитала
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (88), Апрель 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21476758
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На основе принципов институционального планирования и характеристик категории «институт» в исследовании сформулированы институциональные основы создания и функционирования образовательного кластера. Сделан вывод о том, что образовательный кластер является институтом, обеспечивающим эффективность предоставления образовательных услуг, формирующих необходимое качество человеческого капитала, которое столь востребовано на рынке труда.
Ключевые слова: человеческий капитал, институт, образовательный кластер, образовательный продукт
Критерием устойчивости социально-экономического развития любого государства является эффективная институциональная структура, позволяющая должным образом реагировать как на изменения, происходящие внутри страны, так и на конъюнктурные колебания в мировой экономике и быстро трансформироваться за счет инструментов инновационной политики. Подобные изменения позволяют добиться эффективного функционирования всех рынков.
Человек – «гвоздь» системы
Одним из приоритетных направлений инновационного развития государства является необходимость институциональных преобразований, направленных на создание оптимальных условий для формирования и воспроизводства человеческого капитала. На постиндустриальной стадии развития общества, получившей название «экономика знаний», в условиях построения социально ориентированной экономики рыночного типа производительные силы общества зависят от качества формирующего их человеческого капитала. Уровень человеческого ресурса в свою очередь оказывает воздействие на материальное благосостояние, уровень сбережения и потребления, качество и образ жизни. В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства. Наиболее часто встречающиеся понятия в определении термина «человеческий капитал» – это знания, умения, навыки, способности.
Изучение вопросов, связанных с повышением эффективности использования производительных сил общества, основой которых является величина и качество человеческого капитала, является не просто актуальным, а становится приоритетным направлением социально-экономических исследований.
В ходе реформ, происходящих в стране, уточняются функции и задачи государства, развивается адаптивность субъектов бизнеса к изменениям рыночной конъюнктуры, изменяется поведение и жизненные ориентиры человека, что в свою очередь инициирует необходимость изменений в институциональной структуре общества.
Эффективность функционирования субъектов бизнеса и государства неразрывно связана с человеческим ресурсом, поскольку человек является системообразующим «элементом» каждого института общества. В сложившихся условиях особую важность приобретает обоснование необходимости создания эффективного института общества, ориентированного на достижение качественно нового уровня в формировании человеческого капитала посредством создания измененной системы предоставления образовательных услуг. Здесь необходимы взаимная заинтересованность и совместная деятельность субъектов бизнеса и государства в создании образовательных программ, в профориентационной работе, в подготовке кадров, в трудоустройстве.
Целью исследования является теоретическое доказательство гипотезы о том, что образовательный кластер – это институт общества, ориентированный на формирование структурных элементов человеческого капитала в соответствии с потребностями рынка труда при непосредственном участии всех субъектов экономики.
Кластер – это совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц [3]. Кластер (в экономике) – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
«Кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2].
Систематизация существующих подходов к трактовке кластера позволяет сформулировать определение в соответствии со спецификой социальной сферы.
Образовательный кластер – это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности» человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе [5].
Следовательно, одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование института образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.
Взаимоотношения для достижения целей
Доказательство выдвинутой гипотезы о том, что образовательный кластер – это институт общества, будет осуществляться посредством сопоставления основополагающих характеристик категории «институт» с точки зрения экономической науки и основных характеристик образовательного кластера.
По мнению Д. Норта, «институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [1]. В рамках данного исследования под институтом будут пониматься не только формальные и неформальные правила и механизмы, задействованные в процессе оказания образовательных услуг, но и в широком смысле организации и иные экономические структуры (в данной работе это образовательный кластер), в рамках которых происходит функционирование микроинститутов.
Фундаментальной причиной зарождения и трансформации любого института является появление у субъектов экономики потребности в наборе механизмов и правил, оптимизирующих их деятельность в рамках существующей экономической системы. Следовательно, у каждой подсистемы, организации, института имеется свое функциональное назначение, в частности основная роль образовательного кластера как институционального образования состоит в формировании и воспроизводстве человеческого капитала.
Потребность субъектов экономики в качественном предоставлении образовательных услуг, ориентированных на формирование знаний, отвечающих реалиям рынка труда, может стать основой появления образовательного кластера. При этом его создание как института, обеспечивающего качественный уровень продукта образования, не может быть спонтанным и должно стать результатом целенаправленных институциональных преобразований, основанных на формальных институтах регулирования.
На макро- и мезоуровнях субъектом, инициирующим такие трансформации, является государство, исполнительные функции которого передаются конкретным институтам законодательной и исполнительной власти. Несомненный интерес представляет взгляд профессора О.С. Сухарева относительно институционального планирования, элементы которого применяются в рамках данного исследования [4]. В институциональной теории обычно выделяются следующие принципы институционального планирования: целевая заданность; определение области приложения; функциональная полнота; необходимое разнообразие; восприятие нормы; монетарное наполнение; устойчивость к изменениям. Применим данные принципы к планированию образовательного кластера как института, обеспечивающего необходимый уровень услуг образовательной сферы.
Создание любого института предполагает реализацию трех основных функций, направленных на достижение определенных целей.
1) Регулирование деятельности субъектов экономики. Целью образовательного кластера является повышение информированности субъектов экономики о порядке, способах, качестве и условиях предоставления образовательных услуг.
2) Создание возможностей для удовлетворения потребностей. Целью образовательного кластера является формирование элементов человеческого капитала (знаний, умений, навыков), в которых заинтересованы население и субъекты бизнеса. Достижение данной цели возможно посредством улучшения качества образовательных услуг; создания образовательного продукта, отвечающего требованиям рынка труда; комплементарного взаимодействия образовательных структур и фирм, ориентированного на подготовку и повышение квалификации профессиональных кадров.
3) Обеспечение устойчивости общественной жизни. Целью образовательного кластера является создание условий для достижения оптимального состояния как в сфере образования, так и на рынке труда за счет соблюдения интересов субъектов экономики, оптимизации внешних эффектов, снижения трансакционных издержек.
В экономической литературе при описании того или иного института авторами особое внимание уделяется характеристикам, раскрывающим сущность данного явления. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых позволил выявить четыре наиболее часто встречающихся параметра, по которым дается характеристика института. Заложив в основу исследования образовательного кластера полученные параметры, можно сформулировать функциональные характеристики данного института (см. табл.).
Таблица
Соотношение параметров категории «институт» и основных характеристик образовательного кластера
Параметры категории «институт»
|
Характеристики образовательного
кластера
|
Обеспечение
предсказуемости результатов деятельности
|
Сущностная
характеристика образовательного кластера предполагает, что каждый
потребитель, приобретая ту или иную образовательную услугу, с высокой
степенью вероятности получит на «выходе» необходимые знания, которые, с одной
стороны, будут соответствовать его ожиданиям, а с другой – будут востребованы
на рынке труда
|
Использование
института предполагает наличие системы стимулов у субъектов экономики
|
Качественное
и своевременное получение образовательной услуги, результаты которой будут формировать
необходимый уровень знаний, умений и навыков, является главным стимулом для
населения и субъектов бизнеса в их стратегическом взаимодействии в рамках
образовательного кластера
|
Институты
обеспечивают свободу и безопасность действий каждого субъекта экономики
|
Взаимодействие
образовательных учреждений и фирм «на входе», позволяющее скоординировать
образовательный процесс под нужды реального сектора экономики и сформировать
необходимое качество человеческого капитала, дает определенные гарантии
безопасности «на выходе», поскольку предполагает большую вероятность быть
востребованным на рынке труда
|
Институты
сокращают трансакционные издержки
|
Получение
образовательных услуг в рамках института образовательного кластера позволит
минимизировать затраты информационных, материальных, временных, трудовых
ресурсов как населения, так и субъектов бизнеса
|
Система отношений между образовательными учреждениями, предприятиями и населением в рамках образовательного кластера является новой формой хозяйствования, ориентированной на создание образовательного продукта с минимальными трансакционными издержками и полным соответствием требованиям, предъявляемым к человеческому капиталу со стороны потенциальных работодателей. Реализация данного проекта выведет на качественно новый уровень процесс предоставления образовательных услуг, тем самым повысив эффективность функционирования всех субъектов экономики.
Вывод
Таким образом, на основании произведенных сопоставлений принципов, функций, характеристик института в его классическом понимании с аналогичными параметрами исследуемого объекта, следует сделать вывод, что образовательный кластер является современным институтом, призванным существенно изменить особенности взаимодействия основных экономических агентов. Результат его деятельности должен соответствовать принципу эффективности, согласно которому человек или фирма стараются максимизировать свое удовлетворение или доход, выбирая соответствующую институциональную технологию.
Источники:
2. Болгова Е.В. Экономическая роль образования: статистический парадокс или проблемы эффективности? // Креативная экономика, 2011. – № 10 (58).
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. Пономарева С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия // Креативная экономика, 2011. – № 9.
5. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. под ред. Я.В. Заблоцкого. – М.: Вильямс, 2002.
6. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Сухарев О.С. Институциональное планирование экономического развития: проблема эффективности // Журнал экономической теории, 2005. – №3.
8. Фурин А.Г. Понятие «образовательный продукт» общего образования: сущность и особенности формирования в образовательном кластере / А. Г. Фурин, И.И. Ахматов // Современные проблемы науки и образования. – Научно-технический центр «Информрегистр», 2013. – № 2. – http://www.science-education.ru/108-8717 (дата обращения 07.02.2014).
Страница обновлена: 26.09.2024 в 12:47:31