Современная гибридная модель инновационной готовности технологического новшества
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034626
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Описана современная гибридная модель инновационной готовности перспективной технологии, основанная на совместном применении методик оценки уровня готовности технологии УГТ и уровня готовности спроса УГС. Отмечается целесообразность использования данного подхода с начала процесса разработки инновационного продукта, что позволяет заметно снизить коммерческие риски.
Ключевые слова: стратегическое управление, инновационный процесс, уровень готовности спроса, гибридная модель инновационной готовности
Сегодня ни для кого не секрет, что успех современной мировой экономики заключается в построении динамичной конкурентной среды посредством поощрения инновационной деятельности предприятий и создания благоприятных условий для получения всех необходимых людям навыков и знаний. Национальные экономики многих стран медленно оправляются от последствий глубокой рецессии и вполне вероятно, что недавний мировой финансовый кризис запомнится навсегда как изменивший наши взгляды на мир.
Задача ‑ переосмыслить отношения между бизнесом, правительством и обществом
Традиционные способы ведения бизнеса более не являются самыми оптимальными для целого класса экономических субъектов. Это произошло не потому, что общий экономический климат и условия кредитования так резко изменились за последние годы, а главным образом по причине растущего осознания факта необходимости создавать инновационную продукцию с тем, чтобы во всеоружии встретить новые неизбежные вызовы глобальной экономики [1].
Мировая экономика стала не только глобальной, но и более «взаимосвязанной». В условиях экономической изоляции, пренебрегая глобальной взаимосвязанностью, становится все более затруднительно принимать взвешенные решения не только на уровне одной страны, одного региона, но даже одного предприятия. Проблемы обеспечения устойчивого развития также резко повысили свою значимость, в том смысле, что решения, которые были хороши на коротком временном интервале, сегодня уже не являются стратегически правильными. Такие планетарные проблемы, как изменение климата, продовольственный дефицит, нехватка энергетических ресурсов, природные катаклизмы, медицинские пандемии омрачают и кардинально меняют наши взгляды на решения, определяющие долгосрочную перспективу развития.
Перед государственными лидерами и руководителями частных секторов экономики встала непростая задача заново продумать и переосмыслить отношения между бизнесом, правительством и обществом в целом. Стало ясно, что креативное мышление и инновации становятся главенствующими инструментами в решении стоящих проблем. Следует признать, однако, что в реальности природа и масштаб требуемых новшеств объективно изменилась. Широта насущных проблем столь значительна, что никакая компания или даже страна не могут в одиночку решить их все. Современные реалии таковы, что именно совместные инновации призваны стать ключевыми для будущего успеха.
Известно, что некоторые из инноваций, в конечном итоге, приводят лишь к получению дополнительных функций в потребительском товаре, в то время как другие приводят к радикальным или даже революционным изменениям в жизни всего общества. Примером последних может служить создание персональных компьютеров или мобильных телефонов.
От дефицита понимания к разработке и продвижению инноваций
Развитие новых технологий по праву считают основой устойчивого экономического роста. Достаточно отметить тот факт, что во время экономического кризиса уровень расходов на инновационную деятельность в передовых странах был сохранен и даже частично увеличен. Грамотные руководители ведущих предприятий ясно оценивают пользу, которую могут принести инновации. Они также понимают, что отсутствие инвестиций в инновационную деятельность является не просто серьезным недостатком; этот путь рано или поздно приведет к краху организации.
В то же самое время, как показывают современные тренды, существует огромный дефицит понимания, готовности и способности организаций совместно управлять усилиями по созданию комплексных инноваций. По-существу следует говорить о своеобразном «инновационном разрыве», который можно охарактеризовать как «промежуток» между инновационными задачами организаций и реальными возможностями их достигнуть. В условиях глобальной конкуренции сотрудничество стало необходимым условием выживания, т.к. практически ни одна компания в одиночку уже не способна побеждать в условиях жесткого соперничества и строгих требований устойчивого развития.
Сотрудничество с другими игроками на рынке, возможно даже с конкурентами, может стать решением проблемы нехватки ресурсов и требуемой скорости успешной коммерциализации новшеств в современных условиях. Объективно возникла необходимость разработки специальных методик, призванных стать эффективными инструментами современного стратегического управления инновационным процессом.
Существующие методы исследования почти всегда сосредоточены исключительно на технологических аспектах разработки и продвижения новшества. Тем не менее, среди предпринимателей все более и более начинает признаваться важность вопроса готовности рынка к данной конкретной инновации. Одной из причин этого является то, что в условиях сотрудничества особенно остро встает потребность в детальном изучении механизма проникновения отдельных инноваций на рынки, лучшего понимания и воздействия на связанные с этим риски.
От зрелости инноваций к зрелости рынка
Ежегодно в мире тратятся миллиарды долларов на научные исследования и разработки, а технология по праву признается основой устойчивого делового роста. Для определения степени готовности (зрелости) технологии многими специалистами в области инновационного менеджмента признается и широко применяется экспертно-тестовая методика уровней готовности технологий (УГТ) [2, 3]. Контроль и управление ресурсами являются крайне важными задачами, требующими грамотных решений для успешного применения инноваций, особенно в крупных проектах, затрагивающих сразу несколько отраслей экономики.
В работе [4] впервые было предложено ввести систему уровней готовности спроса (УГС) как дополнительный вспомогательный элемент к системе УГТ. Рассмотрим вкратце основные критерии соответствия конкретному УГС:
УГС1 – среди участников рынка имеет место неосознанное (несформированное) ощущение нехватки некой инновации;
УГС2 – участниками рынка выявлена конкретная специфическая потребность;
УГС3 – качественно определены функциональные возможности нового товара/услуги;
УГС4 – количественно определены ожидаемые функциональные характеристики новшества;
УГС5 – определены системные возможности нового продукта;
УГС6 – установлены соответствия ожидаемых функциональных параметров новшества с потребностями рынка;
УГС7 – определены объемы требуемых ресурсов и необходимое количество компетентных специалистов;
УГС8 – найдены специалисты, обладающие соответствующей квалификацией;
УГС9 – дан адекватный ответ на потребности рынка.
Предполагается, что система УГС должна относиться непосредственно к оценке уровня зрелости потребности рынка в инновационной продукции. Система УГС – это новая методика оценки зрелости рыночного спроса потенциальными участниками инновационного проекта. Она позволяет устанавливать контрольные точки соответствия с командами исследователей и разработчиков наукоемких технологий, что позволяет принимать обоснованные решения по дальнейшему трансферу технологии, либо транслировать неудовлетворенный спрос в новые проекты НИОКР. Соотношение УГТ и УГС можно схематично представить следующим образом (см. рисунок). Параллельное использование методик УГТ и УГС позволяет составить своеобразную гибридную модель для установления равновесной точки между продвижением технологии и конкретным рыночным спросом, в которой можно прогнозировать наивысшую готовность возникновения инновации.
Сегодня ни для кого не секрет, что успех современной мировой экономики заключается в построении динамичной конкурентной среды посредством поощрения инновационной деятельности предприятий и создания благоприятных условий для получения всех необходимых людям навыков и знаний. Национальные экономики многих стран медленно оправляются от последствий глубокой рецессии и вполне вероятно, что недавний мировой финансовый кризис запомнится навсегда как изменивший наши взгляды на мир.
Задача ‑ переосмыслить отношения между бизнесом, правительством и обществом
Традиционные способы ведения бизнеса более не являются самыми оптимальными для целого класса экономических субъектов. Это произошло не потому, что общий экономический климат и условия кредитования так резко изменились за последние годы, а главным образом по причине растущего осознания факта необходимости создавать инновационную продукцию с тем, чтобы во всеоружии встретить новые неизбежные вызовы глобальной экономики [1].
Мировая экономика стала не только глобальной, но и более «взаимосвязанной». В условиях экономической изоляции, пренебрегая глобальной взаимосвязанностью, становится все более затруднительно принимать взвешенные решения не только на уровне одной страны, одного региона, но даже одного предприятия. Проблемы обеспечения устойчивого развития также резко повысили свою значимость, в том смысле, что решения, которые были хороши на коротком временном интервале, сегодня уже не являются стратегически правильными. Такие планетарные проблемы, как изменение климата, продовольственный дефицит, нехватка энергетических ресурсов, природные катаклизмы, медицинские пандемии омрачают и кардинально меняют наши взгляды на решения, определяющие долгосрочную перспективу развития.
Перед государственными лидерами и руководителями частных секторов экономики встала непростая задача заново продумать и переосмыслить отношения между бизнесом, правительством и обществом в целом. Стало ясно, что креативное мышление и инновации становятся главенствующими инструментами в решении стоящих проблем. Следует признать, однако, что в реальности природа и масштаб требуемых новшеств объективно изменилась. Широта насущных проблем столь значительна, что никакая компания или даже страна не могут в одиночку решить их все. Современные реалии таковы, что именно совместные инновации призваны стать ключевыми для будущего успеха.
Известно, что некоторые из инноваций, в конечном итоге, приводят лишь к получению дополнительных функций в потребительском товаре, в то время как другие приводят к радикальным или даже революционным изменениям в жизни всего общества. Примером последних может служить создание персональных компьютеров или мобильных телефонов.
От дефицита понимания к разработке и продвижению инноваций
Развитие новых технологий по праву считают основой устойчивого экономического роста. Достаточно отметить тот факт, что во время экономического кризиса уровень расходов на инновационную деятельность в передовых странах был сохранен и даже частично увеличен. Грамотные руководители ведущих предприятий ясно оценивают пользу, которую могут принести инновации. Они также понимают, что отсутствие инвестиций в инновационную деятельность является не просто серьезным недостатком; этот путь рано или поздно приведет к краху организации.
В то же самое время, как показывают современные тренды, существует огромный дефицит понимания, готовности и способности организаций совместно управлять усилиями по созданию комплексных инноваций. По-существу следует говорить о своеобразном «инновационном разрыве», который можно охарактеризовать как «промежуток» между инновационными задачами организаций и реальными возможностями их достигнуть. В условиях глобальной конкуренции сотрудничество стало необходимым условием выживания, т.к. практически ни одна компания в одиночку уже не способна побеждать в условиях жесткого соперничества и строгих требований устойчивого развития.
Сотрудничество с другими игроками на рынке, возможно даже с конкурентами, может стать решением проблемы нехватки ресурсов и требуемой скорости успешной коммерциализации новшеств в современных условиях. Объективно возникла необходимость разработки специальных методик, призванных стать эффективными инструментами современного стратегического управления инновационным процессом.
Существующие методы исследования почти всегда сосредоточены исключительно на технологических аспектах разработки и продвижения новшества. Тем не менее, среди предпринимателей все более и более начинает признаваться важность вопроса готовности рынка к данной конкретной инновации. Одной из причин этого является то, что в условиях сотрудничества особенно остро встает потребность в детальном изучении механизма проникновения отдельных инноваций на рынки, лучшего понимания и воздействия на связанные с этим риски.
От зрелости инноваций к зрелости рынка
Ежегодно в мире тратятся миллиарды долларов на научные исследования и разработки, а технология по праву признается основой устойчивого делового роста. Для определения степени готовности (зрелости) технологии многими специалистами в области инновационного менеджмента признается и широко применяется экспертно-тестовая методика уровней готовности технологий (УГТ) [2, 3]. Контроль и управление ресурсами являются крайне важными задачами, требующими грамотных решений для успешного применения инноваций, особенно в крупных проектах, затрагивающих сразу несколько отраслей экономики.
В работе [4] впервые было предложено ввести систему уровней готовности спроса (УГС) как дополнительный вспомогательный элемент к системе УГТ. Рассмотрим вкратце основные критерии соответствия конкретному УГС:
УГС1 – среди участников рынка имеет место неосознанное (несформированное) ощущение нехватки некой инновации;
УГС2 – участниками рынка выявлена конкретная специфическая потребность;
УГС3 – качественно определены функциональные возможности нового товара/услуги;
УГС4 – количественно определены ожидаемые функциональные характеристики новшества;
УГС5 – определены системные возможности нового продукта;
УГС6 – установлены соответствия ожидаемых функциональных параметров новшества с потребностями рынка;
УГС7 – определены объемы требуемых ресурсов и необходимое количество компетентных специалистов;
УГС8 – найдены специалисты, обладающие соответствующей квалификацией;
УГС9 – дан адекватный ответ на потребности рынка.
Предполагается, что система УГС должна относиться непосредственно к оценке уровня зрелости потребности рынка в инновационной продукции. Система УГС – это новая методика оценки зрелости рыночного спроса потенциальными участниками инновационного проекта. Она позволяет устанавливать контрольные точки соответствия с командами исследователей и разработчиков наукоемких технологий, что позволяет принимать обоснованные решения по дальнейшему трансферу технологии, либо транслировать неудовлетворенный спрос в новые проекты НИОКР. Соотношение УГТ и УГС можно схематично представить следующим образом (см. рисунок). Параллельное использование методик УГТ и УГС позволяет составить своеобразную гибридную модель для установления равновесной точки между продвижением технологии и конкретным рыночным спросом, в которой можно прогнозировать наивысшую готовность возникновения инновации.
Исходя из схемы, представленной на рис. 1, можно сделать предположение, что возможность трансфера перспективных технологий и, как следствие, дальнейших усилий по их продвижению будет достигнута, если сумма уровней УГТ + УГС ≥ N (в работе [5], например, принято значение N=10). Тогда, если потенциальный партнер из какого-либо сектора экономики находится на УГС8, то он может начинать договариваться с соответствующими специалистами для запуска совместной программы НИОКР, что соответствует уровню готовности УГТ2 разработки нового продукта.
До настоящего времени основное внимание было приковано к технологическому аспекту развития инновации – исследованиям, их финансированию и оптимальному управлению. Этот подход был в итоге воплощен в системе инновационного менеджмента УГТ [2]. На вопросы, связанные с тем, каким образом передовые технологии будут интегрированы и восприняты рынком, делался существенно меньший акцент. Инновационный процесс был подчинен лишь созданию работоспособной функциональной системы.
Когда речь заходит о передовых технологиях, то представители центров трансфера обычно интересуются, на каком УГТ находится технология. Получается, что даже голос предполагаемого потребителя оказывается «погруженным» в систему УГТ. В настоящее время объективно возникла потребность в создании и использовании гибридного подхода, в котором будет учитываться не только технологический аспект создания инновационной продукции, но и потребность рынка в конкретной инновации и готовность ее принять.
Вывод
Совместное применение методик УГС и УГТ позволяет установить равновесную точку и, тем самым, позволяет объективно судить об инновационной готовности рынка.
К сожалению, многие инновационные технологии начинают разрабатываться и поступают в производство без проведения надлежащей оценки инновационной готовности. Зачастую реальные потребности потребителей к конкретной инновации не замечаются. Все это приводит к потере времени, увеличению издержек, разочарованию потребителей и в конечном итоге ведет к недополучению прибыли. Грамотное гибкое управление инновационным процессом поможет избежать этих неприятностей.
В заключение уместно вспомнить высказывание известного бизнес-гуру Тома Питерса о том, что в инновационном бизнесе наиболее успешными становятся те, кто обладает наиболее гибким умом.
Источники:
2. Technology Readiness Assessment (TRA). – Handbook prepared by the Director, Research Directorate (DRD), – July 2009. P. 89.
3. Брутян М.М. К вопросу оценки уровней готовности инновационных проектов с учетом ограничений по экологии // Инновации и инвестиции, – 2012. №1, 75-79.
4. Paun, F. Demand Readiness Level as equilibrium tool for the hybridization between Technology Push and Market Pull Approaches. ANR-ERANET Workshop. 8th February 2011, Paris.
5 Dent D., Pettit B. Technology and Market Readiness Level, Dent Associates Ltd., – 2011.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:19