Методические оценки конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (76), Апрель 2013
Цитировать:
Данилова С.В. Методические оценки конкурентоспособности // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 4. – С. 54-61.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029216
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Процесс оценки конкурентоспособности вуза является комплексным и сложным, так как оная складывается из множества различных факторов, а именно классификации направлений оценки конкурентоспособности учреждений образования, анализа основных методик оценки конкурентоспособности образовательных учреждений.
Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные услуги, рынок услуг, спрос, эффективный менеджмент, устойчивость, образовательное пространство, управление образованием, показатели и методики оценки
Все отношения внутри академического сообщества, как и любые другие внутриотраслевые отношения, строятся на соперничестве вузов за признание заинтересованных сторон рынка образовательных услуг и рынка труда, которые составляют общее окружение учреждений сферы образования. Потребители образовательных услуг имеют от этого соперничества определенную пользу: они приобретают как минимум свободу выбора вуза для получения образования. Производители образовательных услуг дополнительно включают свои конкурентные действия, а также их администрирование в состав профессиональной деятельности.
Игра по правилам
В рамках присоединения России к Болонскому процессу и вступления в ВТО вопрос конкурентоспособности российских вузов, а также их конкурентных преимуществ на глобальном рынке образовательных услуг приобретает общегосударственную значимость. Это означает, что общество должно рассчитывать на высокий уровень профессиональной готовности и компетентности российских вузов при осуществлении ими конкурентных действий, формировании и претворении в жизнь эффективных конкурентных образовательных стратегий и тактических моделей поведения.
В настоящее время конкурентоспособными могут быть признаны такие высшие учебные заведения, которые действуют как успешные и эффективные конкуренты. В этом состоит их общественная польза, проявление интереса к ним со стороны других заинтересованных субъектов рынка образовательных услуг. Здесь необходимо отметить, что к общественной пользе приводит только добросовестная конкуренция. Конкурентные действия участников рынка образовательных услуг не должны провоцировать «подрыва» рынка, его олигополизацию и монополизацию, а также ущемление чьих-либо законных интересов. Вузы получают и имеют право на участие в конкуренции, но они обязаны действовать как социально ответственные партнеры и конкуренты, придерживаться стандартов и норм добросовестного поведения в конкурентной борьбе, как и в любом другом секторе рынка товаров и услуг.
Ключевым принципом конкуренции российских учреждений сферы образования на рынке образовательных услуг является приверженность данных учреждений добросовестности в рамках деятельности по завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ, а также преодолению выявленных и имеющихся недостатков. Академическое сотрудничество сферы образования сочетается с академическим же соперничеством и борьбой, а экономическое сотрудничество, соответственно, с экономическим соперничеством. Но экономическое соперничество не исключает таких цивилизованных форм сотрудничества, как, например, обеспечение выхода на международный рынок или лоббирование общих интересов.
В условиях конкуренции вузов на рынке любые преимущества и недостатки непременно принимают характер, соответственно, конкурентных преимуществ и конкурентных недостатков – преимуществ над имеющимися соперниками и недостатков перед ними же, которые и становятся основными оценочными критериями определения степени конкурентоспособности на рынке. Именно создание конкурентных преимуществ вузов и преодоление конкурентных недостатков выступают как одна из основных целей конкуренции заинтересованных субъектов рынка образовательных услуг.
Данные преимущества и недостатки анализируются и оцениваются в процессе функционирования вузов, а их значения всегда имеют относительный характер, что неизбежно несет в себе отпечаток относительной неопределенности оценок и ведет к определенным рискам при использовании расчетных данных.
Судят по способностям
Степень или уровень конкурентоспособности вузов необходимо анализировать и оценивать, исходя из констатации полученных и предполагаемых выигрышей либо проигрышей вузов в соперничестве за достижение основного результата – степени (уровня) конкурентоспособности выпускников и овладения ими профессиональными компетенциями в контексте интереса со стороны работодателей. С этой точки зрения можно подходить к анализу и оценкам содержания основных образовательных программ и условий их успешной реализации, технологий и методик образовательной деятельности, вузовского менеджмента, мотивации, планирования, управления, организации и контроля в вузах. Количественные показатели оценки – это мера однородного, соизмеримого качества.
Степень конкурентоспособности участников сферы образовательных услуг может быть оценена на основе использования различных показателей, которые имеют результирующий характер. Это могут быть:
- сравнительные и относительные показатели полноты и оригинальности рабочих программ и учебных планов;
- показатели, учитывающие универсальность учебно-методического обеспечения;
- показатели эффективности использования методик, технологий обучения и видов учебных занятий;
- показатели эффективности организационных структур вузов, например, филиальных сетей, представительств или конфигурации кафедр;
- показатели оценки способностей кадров, к постоянному самообучению и саморазвитию;
- показатели инновационной активности вузов;
- показатели эффективности систем менеджмента вузов, в том числе менеджмента качества;
- показатели финансовой устойчивости вуза, показатели объемов продаж образовательных услуг.
При анализе и оценке конкурентоспособности вузов нецелесообразно сосредоточивать внимание только на финансовых показателях, ибо все государственные вузы имеют гарантированное бюджетное финансирование, а коммерческое образование зачастую нацелено на получение прибыли любой ценой. Еще одной крайностью является упор только на коммерческие показатели работы вуза: доли рынка и объемы продаж. Это также нецелесообразно в условиях гарантированности сбыта своих образовательных услуг теми вузами, которые имеют стабильное бюджетное финансирование. Здесь же широкое распространение необразовательного спроса на услуги вузов: спроса на государственные дипломы, на отсрочки от службы в армии. Но в полном объеме игнорировать финансовые и коммерческие показатели также нельзя, так как именно они формируют реальную картину финансовой устойчивости вуза.
Методы отражают суть
Процесс оценки конкурентоспособности вуза является комплексным и сложным, так как оная складывается из множества различных факторов. Оценка конкурентоспособности образовательных учреждений, по мнению Ю. Моисеевой, может рассматриваться как особый вид функциональной и аналитической деятельности, цель которой – определение набора показателей об объекте оценивания в целом и его отдельных частей. Вопрос проведения анализа и оценки конкурентоспособности вузов в настоящее время в теоретическом и методологическом плане недостаточно глубоко проработан: отсутствуют результативные подходы к формированию системы базовых показателей конкурентоспособности [1].
Также сложность самого понятия «конкурентоспособность вузов» обусловливает наличие многообразных подходов к его оценке. Измерять качественные и количественные параметры свойств конкурентоспособности вузов можно с помощью как объективных, так и субъективных методов. В числе наименее употребляемых выступают экспертные методы.
Для объективного определения конкурентоспособности учреждений образования основное практическое значение имеют те направления методик оценки, которые могут использоваться для решения данной задачи (табл. 1).
Таблица 1
Классификация направлений оценки конкурентоспособности учреждений образования
Признаки классификации
|
Наименование направлений оценки
|
Особенности представленных методик
|
Способ получения результата оценки
|
Аналитическое
|
Основывается на применении аналитических зависимостей для расчета оценочных показателей. Построен на использовании единичных показателей
|
Форма отражения результата оценки
|
Дифференциальное
|
Основывается на использовании единичных показателей
|
Способ получения результата оценки
|
Параметрическое
|
Основывается на качественно-количественном анализе оцениваемых признаков конкурентоспособности с применением параметров и на определении взаимосвязей между сравниваемыми и оцениваемыми параметрами
|
Способ получения результата оценки
|
Экспертное
|
Основан на учете суждений и мнений экспертов. Разновидности: социологические и рейтинговые методы
|
Способ получения результата оценки
|
Статистическое
|
Основывается на сборе и обработке аналитической и статистической информации для значений оценочных показателей
|
Способ получения результата оценки
|
Комбинированное
|
Основывается на использовании различных методов: аналитического, экспертного и др.
|
Сущность и форма метода
|
Матричное
|
Основана на применении матриц SWOT-анализа, SWOT-матриц Бостонской консультативной группы (БКГ), методов Мак-Кинзи, 7S и др.
|
Сущность и форма метода
|
Графическое
|
Основывается на использовании графиков, как правило, многоугольных
|
Сущность и форма метода
|
Тождественное
|
Основан на отожествлении результатов оценки качества услуг с конкурентоспособностью организации
|
Сущность и форма метода
|
Направление эффективности
|
Применяют показатели эффективности: финансовые, производственные, сбытовые предприятий-конкурентов
|
Сущность и форма метода
|
Комплексное
|
Основан на объединении всех оцениваемых показателей
|
При проведении анализа и оценки конкурентоспособности вузов наибольшее распространение получили методы, классифицированные по сущности и форме. Имеющийся инструментарий позволяет только ориентировочно позиционировать оцениваемую организацию среди конкурентов на рынке услуг. Исключением будут являться подходы, которые основаны на использовании комплексного метода или комплексно-комбинированного метода [2]. Данная методика сочетает в себе рациональное использование дифференциального, комплексного, экспертного, комбинированного параметрического и других методов оценки. В данном случае конкурентоспособность вуза может определяться в формализованном виде в абсолютной, относительной и сравнительной формах [3].
За рубежом особое внимание уделяется качественным методам оценки конкурентоспособности предприятия, которые основаны на стратегическом подходе [4]. Данные методы позволяют провести анализ и оценку конкурентных преимуществ предприятия, не рассчитывая при этом четкого количественного результата оценки, что иногда затрудняет проведение детального ретроспективного анализа, но иногда эти методы могут быть использованы при исследовании конкурентных преимуществ вуза на перспективу и выработке стратегий конкуренции [4].
Свое место в рейтинге
Одним из применяемых в настоящее время способов анализа и оценки конкурентоспособности вузов являются так называемые «рейтинговые оценки», или способы ранжирования. В методиках предлагается достаточно большое количество рейтингов вузов, которые размещены на различных сайтах в интернет. Это могут быть официальные рейтинги Министерства образования и науки РФ, а также рейтинги различных независимых агентств, общественных организаций и центров маркетинговых исследований. Кроме данных рейтингов имеются также международные и мировые рейтинги.
Рейтинг построен довольно просто. Оценка исследуемого вуза слагается из нескольких показателей: качество образования, уровень подготовки сотрудников, имеющих высокий индекс цитируемости, уровень исследований (количество научных статей в ведущих научных журналах), размеры вуза.
Для того чтобы быть представленными в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ, все аккредитованные вузы должны один раз в год заполнить анкету, согласно которой оценивается их место на рынке образования. Основные критерии – потенциал вуза и его научная и образовательная активность. Потенциал – это все то, что связано с интеллектуальной собственностью вуза, в первую очередь кадры. Активность образовательного учреждения: количество выпущенных студентов, кандидатов наук, докторов, как функционирует аспирантура, какие имеются научные достижения, сколько опубликовано учебников.
Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» публикует рейтинги вузов по показателям общественной оценки, опираясь на социологические исследования и официальную информацию государственных органов.
Впрочем, вуз может сам оценивать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, в частности, по отношению к лидерам. Оценка конкурентоспособности вуза производится путем сопоставления факторов (параметров) анализируемого учреждения с факторами образовательного учреждения конкурента.
Анализ существующих методических подходов к оценке конкурентоспособности позволил выделить аналитические и графические методы оценки (рис. 1).
Исходя из вышеизложенного автором был проведен анализ методик, потенциально применимых к оценке конкурентоспособности вузов (табл. 2).
Таблица 2
Анализ основных методик оценки конкуре6нтоспособности образовательных учреждений
№
|
Методика
|
Содержание
|
1
|
Методы оценки конкурентоспособности вузов по качеству услуг (Метод «профилей»)
|
Разрабатываются различные критерии выявления запросов потребителей образовательных услуг применительно к вузу, устанавливается их иерархия и сравнивается как важность
|
2
|
«SWOT-анализ» М.Портера. Модель сравнительного анализа конкурентоспособности организаций
|
Позволяет выявить и оценить сильные и слабые стороны организации. Конкурентоспособность оценивается по отдельным блокам: управление, финансы, организация, маркетинг, кадровый состав, применяемые технологии
|
3
|
Матричная методика оценки конкурентоспособности сферы услуг («Бостонская консалтинговая группа»)
|
Основная идея заключается в построении матрицы, где используются два показателя:
-темпы роста емкости рынка услуг в линейном масштабе; - относительная доля процента услуг организации на рынке в логарифмическом масштабе |
4
|
Методика оценки конкурентоспособности сферы услуг Ж.-Ж. Ламбена
|
Конкурентоспособность сферы услуг определяется как характеристика и свойства предлагаемых услуг, создающих для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами («приоритетное превосходством» по Ламбену). Ж.-Ж. Ламбен сгруппировал преимущества организации по двум группам факторам, влияющим на оказание услуг: внешним и внутренним
|
5
|
Оценка конкурентоспособности по Н.К. Моисеевой
|
Конкурентоспособность организаций предлагается оценивать, анализируя методы:
-сравнительного преимущества организаций; - равновесия организации и отрасли; - рыночной позиции организации; - метод «профилей»; - матричный метода |
6
|
Теория равновесия рынка и отрасли А. Маршалла и теория факторов влияния
|
В условиях равновесия каждый из факторов влияния на оказание услуг используется с одинаковой и одновременно наибольшей интенсивностью. Критерием конкурентоспособности служит наличие у организации таких факторов, которые могут быть использованы с большей, чем у конкурентов, интенсивностью
|
7
|
Функциональный подход
|
Основное значение при оценке конкурентоспособности организации сферы услуг уделяется экономическим показателям деятельности. Все показатели подразделяются на три группы:
- эффективность образовательной и научной деятельности; - отношение чистых доходов и чистой стоимости материальных активов; - отношение дохода к затратам |
Вывод
Таким образом, на основании представленных методик для оценки конкурентоспособности образовательных услугвуза необходимо определить систему показателей, практическое применение которой позволит с высокой степенью объективности произвести оценку. Формирование системы оценочных показателей заключается в том, что входящие в ее состав показатели оценки взаимоувязаны и сгруппированы по конкретным признакам. Данная система должна быть эффективной, наглядной и позволять своевременно реагировать на все происходящие изменения, а также повышать обоснованность и оперативность управленческих решений в сфере конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Источники:
2. Бараненко, С.П. Стратегическая устойчивость предприятия [Текст] / С.П. Бараненко, В.В. Шеметов. – М.: Центрполиграф, 2004.
3. Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова [Текст]. – М.: Высшая школа, 1989.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст]. – М.: Наука, 1986.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:45:48