Стимулирование инновационной деятельности малых предприятий как основного ресурса инновационного развития России
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (73), Январь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809608
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Показана необходимость развития и поддержки инновационной деятельности малого бизнеса в России. Представлены основные элементы обеспечения инновационного развития малых предприятий. Предложен механизм принятия решения об оказании государственной поддержки малому предприятию на основе комплексной оценки его инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновации, менеджмент, инновационное развитие, инвестиции, государственная поддержка, ресурсный потенциал, малое предприятие, внешняя среда предпринимательства
На сегодняшний день инновации – средство технологического развития предприятий, обеспечения прочных рыночных позиций, основанных на значительных конкурентных преимуществах. Такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационные процессы», прочно закрепились в лексиконе специалистов различного уровня. Все большее количество предприятий применяют инновации в своей деятельности, завоевывая новые рынки, усиливая конкурентоспособность. Предприятия обновляют основные фонды, внедряя новые технологии в производство, выпускают новые виды продукции, расширяют перечень предоставляемых услуг, повышая их качество. Государственные органы признают важность инновационной деятельности как фактора ускорения экономического роста России.
Основа для роста
Инновационное развитие современной мировой экономики происходит в основном за счет небольших фирм, использующих в практической деятельности высокие технологии. Малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов. Малые инновационные предприятия представляют собой уникальный ресурс, который в совокупности с достаточно сильным научным и образовательным потенциалом страны может стать ключевым фактором устойчивого инновационного роста России.
В рыночной экономике малый бизнес – это сектор, определяющий темпы экономического роста, без него рыночная экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Малый бизнес обеспечивает налоговые поступления в бюджет, создание новых рабочих мест, расширение спектра услуг и товаров как для населения, так и для сторонних предприятий.
Д.А. Медведев, выступая на президиуме Госсовета, заявил, что развитие малого предпринимательства является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны: «...развитие малого бизнеса – это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей» [6].
Малые предприятия, являющиеся неотъемлемым компонентом любой развитой инновационной системы, стимулируют развитие эффективных связей между исследовательскими, образовательными, промышленными и финансовыми секторами экономики и противостоят риску неэффективной бюрократической организации инновационных процессов. Являясь локомотивом инноваций, они обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах.
Увеличение числа экономически активных, способных обеспечить себя граждан содействует становлению гражданского самосознания населения, повышает творческий потенциал общества и готовность к социальному партнерству, снижает бюджетную социальную нагрузку, увеличивая возможности вкладываться в развитие.
Стимул к управлению
В настоящее время субъекты малого предпринимательства (МП) нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Основные направления государственного стимулирования, поддержки и развития МП в развитых странах включают:
• постоянный мониторинг состояний и тенденций развития МП;
• развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МП (бизнес-инкубаторы, технопарки (свободные экономические зоны и т.п.);
• кластеризацию;
• субконтрактинг;
• аутсорсинг;
• повышение экспортного потенциала МП и развитие форм международного сотрудничества в области развития МП;
• повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения;
• вовлечение в бизнес социально незащищенных групп населения и молодежи;
• развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МП и др.
Полюс движения
Для обеспечения инновационного развития малого предпринимательства в РФ необходимо создание благоприятной внешней среды его функционирования. Благоприятная внешняя среда предпринимательства – это комплекс соответствующих экономических, организационно-правовых, социально-психологических, политических и научно-технических условий, формируемых, в том числе и целенаправленной государственной политикой.
Схема обеспечения инновационного развития малого предпринимательства представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема обеспечения инновационного развития малых предприятий
Для того чтобы малые инновационные предприятия начали активно развиваться, необходимо сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования, провести мониторинг инновационных предприятий, так как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.
В рамках освоения инноваций малым предприятиям необходимо оценивать различные программы помощи и отбирать те, которые заслуживают внимания и могут подойти для условий конкретного предприятия. Малые предприятия не должны останавливаться в развитии, столкнувшись с бюрократическими барьерами и большим числом разных программ, а относиться к ним как к очередному, не очень сложному этапу на пути к успешному осуществлению своего инновационного проекта. На рисунке 2 предложен механизм принятия решения об оказании государственной поддержки малому предприятию на основе комплексной оценки его инновационного потенциала.
Вывод
Становление и развитие инвестиционно-инновационного проектирования и переход к новой инновационной культуре, инновационному менеджменту – одна из основных составляющих развития в улучшении инвестиционного климата, направленных на внедрение инноваций и привлечение инвестиций для роста экономики государства через развитие приоритетных отраслей. Для инновационного развития России необходимо эффективное функционирование малого бизнеса, повышение его инновационной активности посредством разработки нормативно-правового инновационного законодательства, координации научно-исследовательских работ и концентрации ресурсов на создании и реализации разработок научно-технического задела в области научно обоснованного ведения малого предпринимательства.
Рис. 2. Механизм принятия решения об оказании государственнойподдержки малому предприятию на основе комплексной оценкиинновационного потенциала
Источники:
2. Бакланова Ю.О. Оценка эффективности управление региональными инновациями [Текст] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010, № 2.
3. Трибушная В.Х. Формирование региональной инновационной инфраструктуры как фактор управления инновациями [Текст] // Вестник ИжГТУ. 2008, № 3.
4. Желтенков А. В. Менеджмент в инновационной сфере [Текст] / А.В. Желтенков, Н.П. Масленникова. – М.: ФБК-Пресс, 2005.
5. Иванова Н. И. Национальные инновационные системы [Текст]. – М.: Наука, 2002.
6. Выступление Д. Медведева на президиуме Госсовета Российской Федерации от 27.03.2008 [Электронный ресурс] // http://www.rost.ru.
7. Малое предпринимательство в России в 2009 г. и первой половине 2010 г., влияние государственной поддержки на сектор: материалы V межрегионального Круглого стола «Финансирование малого и среднего бизнеса» [Текст]. – 2010.
8. Российская Бизнес-газета № 764 (34) от 14 сентября 2010 г.
9. Ежедневная деловая газета «РБК daily» от 15 марта 2011 г.
10. Кредитный портал «Идеи малого бизнеса: кредитование малого бизнеса».
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:27:43