Привлекательность регионов России для креативного класса

Байгушева Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (71), Ноябрь 2012

Цитировать:
Байгушева Е.В. Привлекательность регионов России для креативного класса // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 11. – С. 59-64.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037297
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня в экономике России налицо региональная дифференциация в уровне креативности. Самый высокий ее уровень зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге, где в основном сосредоточены кадры высшей квалификации. В статистике отсутствуют комплексные исследования уровня креативности регионов России, что уже делается в других странах для анализа проблем развития креативной экономики. Автором проанализирована привлекательность российских регионов для креативного класса, составлен соответствующий рейтинг, а также выделены некоторые ограничители развития креативного класса в регионах.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инфраструктура, креативный труд, креативный класс, привлекательность регионов, региональная дифференциация



Количество научных работ о креативном классе растет с каждым годом, и это не случайно. В 2002-м году насчитывалось 16 миллионов представителей креативного класса, что составляло 22,1 % от работоспособного населения России [1]. Уже в конце 2012 года численность креативного класса может достичь 39 % от числа работоспособного населения, то есть 29,6 млн человек [2].

Креативность по индексу

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест с каждым годом меняется, но самыми востребованными остаются следующие профессии: врачи (38,7 тыс. человек); инженеры по охране труда (12,9 тыс. человек); преподаватели общеобразовательных школ (9 тыс. человек) и преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования (8,7 тыс. человек); специалисты в области естественных и технических наук, занятые научными исследованиями и разработками (6,8 тыс. человек) и т.д. [2].

В России существует значительная нехватка креативных работников, в связи с недостаточным количеством таких специалистов происходит постоянная борьба за кадры и возникает региональная дифференциация в уровне креативности в стране.

Для оценки привлекательности креативного класса относительно того или иного региона необходимо оценить целый спектр показателей, которые далее мы представим. За основу выбора показателей будем использовать индекс Р. Флориды «3Т»: Технологии–Талант–Толерантность. Р. Флорида применял его при оценке привлекательности городов для креативного класса, мы же будем оценивать регионы России.

Если сравнивать субъекты РФ по показателям, позволяющим характеризовать привлекательность того или иного региона для креативного класса с помощью индекса Р. Флориды «3Т»: Технологии–Талант–Толерантность, то первые два показателя вполне понятны и очевидны: уровень и экономическая эффективность разработки и использования передовых Технологий в различных сферах предлагает привлечение образованных Талантливых специалистов, способных работать в инновационном режиме. Индекс Толерантности требует пояснений. Толерантность означает определенные ценности, определенный этос этой группы, ее мораль [4]. Он также отражает тот факт, что креативный класс в существенной мере составляют представители «маргинальных» групп («меньшинств»), и для них принципиально важно, существует ли в данном месте достаточная терпимость в отношении их особенностей (расы или сексуальной ориентации). С практической точки зрения это означает, что развитие технологий и среды для взращивания талантов есть необходимые, но недостаточные условия для привлечения креативного класса.

Компоненту номер три принадлежит особая роль: креативный класс предпочитает селиться в таких городах и странах, где преобладает атмосфера открытости и дружелюбия. В итоге именно толерантность оказывается решающим фактором для технологического и экономического развития.

Для измерения толерантности Флорида предлагал, в частности, «гей-индекс» (Gay Index), который, по его мнению, является хорошим инструментом для измерения разнообразия, так как сексуальные меньшинства традиционно подвержены дискриминации. Открытость в отношении сексуальных меньшинств является хорошим индикатором наличия низких барьеров для человеческого капитала. Согласно результатам исследований Флориды, места, которые являются центрами инновационной экономики, крайне популярны для проживания гей-сообщества.

Толерантность в России не достигла высокого уровня развития, так многочисленные исследования показали, что россияне не готовы быть терпимыми, в частности, к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, что в развитых странах является приемлемым [4]. Так как проблема толерантности населения России требует более углубленного изучения, то в рамках данного исследования не может быть рассмотрена в полной мере.

Талант выражается в технологиях

Проанализируем привлекательность регионов РФ с позиций таланта и технологий. Для анализа были взяты 18 показателей, представленные по самым перспективным регионам (табл.).

Таблица

Сводные показатели, характеризующие креативность регионов России

1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: 2010 год

В целом выделяются три самых привлекательных для креативного класса региона: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область – 1-ое, 2-ое и 3-е место соответственно.

Нехватка креативности тормозит развитие

Выделим на карте регионы наиболее привлекательные для проживания креативного класса в России (рис. 1). Анализ выявил региональную дифференциацию в уровне креативности экономики. Самый высокий ее уровень зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге, где в основном сосредоточены кадры высшей квалификации. Заметно отстают от них восточные регионы страны, особенно Дальневосточный федеральный округ. Несколько лучше ситуация в Южном и Сибирском федеральных округах. Низкий уровень креативности в восточных регионах страны не отвечает задачам формирования инновационной экономики и может послужить тормозом для их дальнейшего развития.

2

Рис. Зоны креативности по субъектам РФ, 2010 год

Нехватка креативных специалистов в различных регионах РФ наносит непоправимый вред экономическому развитию. В настоявшее время все чаще стали выделять необходимость культурного развития субъектов Российской Федерации как один из аспектов для привлечения креативного класса и складывается понимание того, что политика культурного развития городов и регионов должна служить усилению креативного потенциала и развитию инфраструктуры культурного/креативного производства как системного качества жизни современных «креативных городов» [5].

Выводы

На наш взгляд, основными ограничителями развития креативного класса во всех регионах России являются в первую очередь: относительно низкая заработная плата креативных специалистов, чувствительность к проблемам защиты интеллектуальной собственности и отсутствие у домохозяйств потребности в креативных продуктах данных специалистов.


Источники:

1. Калугина З.И. От среднего класса – к креативному [Текст] // ЭКО, 2007, № 10.
2. Росстат: официальный сайт [Электронный ресурс] // http:// www.gks.ru.
3. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность – основные черты нового социума [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 2.
4.Андрей Щербак «Гей-индекс» как инструмент экономического развития [Электронный ресурс] // http://www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/80957-peterburg-otpravlyaetsya-v-srednevekove.
5. Галкин Д.В. Стратегия культурного развития городов: современные подходы [Текст] // Журнал социологии и социальной антропологии, 2005, № 4.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:12