Анализ возможности формирования креативного класса с использованием ресурсного потенциала организаций сферы сервиса
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (73), Январь 2013
Цитировать:
Евдокимова Л.О. Анализ возможности формирования креативного класса с использованием ресурсного потенциала организаций сферы сервиса // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 1. – С. 95-101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809616
Аннотация:
Рассмотрены ресурсы организаций сферы сервиса, обеспечивающие формирование и развитие креативного класса России. Приведены методологические решения по формированию креативного потенциала.
Ключевые слова: управление предприятием, ресурсы, человеческий капитал, интеллект, экономика знаний, креативный класс, креативный потенциал, сфера сервиса
Интенсивный рост экономики возможен при наличии общественно-экономических групп, обладающих потенциалом ресурсного развития. Исследования проблем формирования креативного класса в России не предлагают законченной концепции по выбору критериев принадлежности участников общественно-экономической деятельности к креативному классу, оценке возможности развития ресурсного потенциала креативного класса.
Потенциал исходит из условий
В методологии формирования креативного класса сфера сервиса может рассматриваться как приоритетный источник возникновения и развития креативных ресурсов. Однако для превращения креативных ресурсов в потенциал развития общества требуется создание определенных условий, обеспечивающих интенсивный рост креативных возможностей. Специалисты в области ресурсного развития уверены, что если не будут созданы соответствующие условия, если потенциал человеческих ресурсов будет рассматриваться как второстепенный фактор, то развитие креативного потенциала и формирование креативного класса в России практически невозможно.
Одним из условий формирования креативного класса является выбор эффективной модели развития ресурсного потенциала сервисных организаций. Принятая в сервисной сфере методология, ориентированная на спрос, не позволяет выбрать стратегические направления деятельности, так как не отражает соотношение потребностей покупателей с их ресурсными возможностями. В результате формируется общество потребления, а не динамичная общественно-экономическая система, построенная на эффективном использовании ресурсного потенциала. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, целесообразным является переход сервисных организаций на ресурсную модель бизнеса, в которой первичным фактором является развитие человеческих возможностей. В этом случае обеспечивается максимизация функции полезности услуги при заданных ресурсных возможностях потребителя и создаются условия для формирования креативного потенциала.
Управление ради саморазвития
Ключевые отрасли сервисной экономики (наука, образование, здравоохранение, культура) имеют возможности формирования и развития человеческого потенциала как стратегического ресурса общественно-экономической системы посредством совершенствования направлений использования человеческого и интеллектуального потенциала, формирования механизмов воспроизводства ресурсов. Однако для решения вопросов развития креативного потенциала в сфере сервиса необходимо изменить направления стратегического управления человеческим и интеллектуальным потенциалом.
Практика бизнеса показывает, что интеллектуальный потенциал способен создавать экономическую ценность, превосходящую ценность материальных ресурсов организации [2]. Для стратегического управления интеллектуальным потенциалом в сервисных организациях требуется создание системы, основанной на взаимосвязи между:
• стратегическими целями и факторами получения запланированных результатов;
• профессиональными компетенциями сотрудника и целями организации;
• возможностями развития интеллектуального потенциала и вариантами социально-экономических взаимодействий.
Развитие интеллектуальных ресурсов способно привести к формированию креативного класса.
Стратегическое управление человеческим потенциалом сервисной организации должно рассматриваться как совокупность методов долгосрочного воздействия, направленных на совершенствование возможностей, способностей сотрудников и формирование условий для их саморазвития.
Целью стратегического управления человеческим потенциалом на уровне организации должно быть воспроизводство работников мобильного типа, способных к самореализации в труде; профессионалов высокого уровня компетентности и ответственности.
Состояние человеческого потенциала на индивидуальном уровне необходимо рассматривать как воспроизводимый ресурс сервисной организации при координации факторов человеческого потенциала и среды его реализации, оцениваемой с позиции социального потенциала сферы услуг. Уровень креативного потенциала должен отражать качество взаимодействия организации и отдельного человека с социально-экономической средой.
Для разработки механизмов регулирования отношений в социально-экономической системе необходимо разработать концепцию бизнеса, в которой сотрудники организаций имеют право выбирать формы социальных коммуникаций с учетом личностной мотивации, профессиональной компетентности, ценностных ориентиров. В этом случае сфера сервиса позволит реализовать:
• экономические ценности (социально-экономическая полезность, конкурентоспособность);
• социальные ценности (высокий уровень жизни граждан России);
• культурные ценности (культура управления обществом, организациями; уровень культуры отдельного человека). Так происходит формирование креативного класса России.
Перспективным способом реализации стратегической политики в области формирования креативного потенциала является выявление и эффективное использование внутренних ресурсных возможностей (ключевых компетенций) организаций сферы сервиса. Для выделения ключевых компетенций необходимо пересмотреть методологию сущности хозяйствующих субъектов как формы коллективной деятельности отдельных участников и перейти к стратегии непрерывного развития с получением эффекта синергии от совместно-индивидуальной деятельности (прирост совокупного эффекта). Сложившийся принцип «конкурентная борьба – залог успеха» следует заменить принципом «основа успеха – долгосрочное сотрудничество при выявлении ключевых компетенций».
В методологии ресурсного подхода к стратегическому планированию креативного потенциала и формированию креативного класса могут быть предложены определенные виды компетенций:
• отличительная компетенция – отражает тот ресурс, который обеспечивает возможность дифференциации человека в общественно-экономической деятельности;
• ключевая компетенция – отражает набор ресурсов (человеческие, интеллектуальные, коммуникативные, социальные ресурсы), обеспечивающих лидирующие конкурентные преимущества организации и человека;
• ключевая способность – характеризует динамику процессов обучения участника общественно-экономической деятельности, способность к саморазвитию ресурсного потенциала;
• ключевая компетенция высшего порядка – характеризует приоритетный ресурс, управляющее воздействие которого на другие виды ресурсов обеспечивает синергетический эффект получения максимальной потребительной полезности.
Существенное значение в формировании креативного потенциала и креативного класса имеет сфера образовательных услуг. Вопрос устранения противоречий в системе подготовки специалиста может быть решен при разработке методологии стратегического развития человеческого потенциала в высшей школе, которая обеспечивает выявление способностей образовательной организации к изменениям, обучению и самосовершенствованию.
Среда формирует способности
Анализируя возможность формирования креативного класса в сфере образовательных услуг, целесообразно рассматривать оценку компетентности выпускника вуза на основе двух критериев: уровня профессиональной подготовки специалиста в соответствии с требованиями квалификационного стандарта и профессиональной компетентности будущего специалиста как личности. Оценка профессиональной компетентности специалиста как личности должна включать такие элементы, как социальная компетентность, ценностная ориентация специалиста (совокупность личностно значимых критериев при анализе ситуации и принятии решений) [4]. При этом необходимо выявлять потенциал предпринимательского стиля поведения в социуме – способность человека к интенсивному росту личностного ресурсного потенциала и социальному позиционированию при изменении ценностных ориентиров участников общественно-экономической среды.
Возможность существования креативного класса в значительной степени обусловлена наличием свободной социальной среды, позволяющей реализовать процессы раскрытия ресурсного потенциала личности, формирования социальных коммуникаций. В такой среде должны быть решены вопросы соотношения интересов личности и общества, власти и самостоятельности, индивидуальности и партнерства. При этом следует учитывать, что креативный класс – это профессионалы, целеустремленные люди, самостоятельно принимающие решения;
люди, которые не связывают свою карьеру с одной организацией. Такие сотрудники хотят работать в организации и стране, которые признают их способности и предоставляют возможность для индивидуального творчества, оценивают в соответствии с ресурсным потенциалом, не подавляют и не унижают достоинство. Переход к такой системе отношений может быть реализован при формировании организационной культуры и ее последующей трансформации в культуру бизнеса.
Активностью полнится компетенция
Процесс трансформации связан с принятием единых норм, ценностей и правил делового поведения различными группами общественно-экономической системы. Стандарты поведения должны быть основаны на принципах социального партнерства, сотрудничества, удовлетворения интересов социума при принятии категорий универсальной этики (справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм) всеми участниками социально-экономических отношений независимо от национальности, социального статуса и профессии. Основным принципом может рассматриваться стандарт цивилизованности, созданный мудрецами древности: «Устремленность к человечности освобождает от всего дурного» [3].
Формирование новой среды бизнес-отношений позволяет рассматривать процессы развития креативного потенциала через «коммуникативную активность» (инициирование взаимодействий) и «коммуникационную интенсивность» (продуктивность установленных взаимодействий) [1]. При интерактивных коммуникационных взаимодействиях неизбежно возникнет потребность в повышении квалификационного потенциала сотрудников (уровня развития человеческого потенциала), что приведет к интеграционной компетенции – стратегической ориентации на успех и формированию креативного класса.
Вывод
Использование компетенций позволит концентрировать ресурсные возможности креативного класса на стратегических направлениях предпринимательской деятельности и формировать механизмы поведения предпринимательских структур в институциональной среде на основе взаимовлияния ресурсов внутренней и внешней среды, сбалансированного развития экономических и социальных компонентов ресурсного потенциала.
Источники:
2. Ендовицкий Д.А. Экономический анализ активов организации. [Текст]. – М.: Эксмо, 2009.
3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. [Текст] / Конфуций. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007.
4. Пушкарева Т.Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности: структура и содержание [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012, № 2. URL: http://www.es.rae.ru/bulletinpp (дата обращения: 01.11.2012).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:51:45