Управление инвестиционной привлекательностью регионального промышленного комплекса

Гореликов К.А.1,2, Журавлева О.В.2, Митрофанова О.Н.3, Рыбина И.А.2
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
3 Липецкий государственный технический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667608

Аннотация:
В работе рассматриваются особенности управления инвестиционной привлекательностью региональногопромышленного комплекса. Приводится положительный опытформирования системы привлечения инвестиций в Липецкой области, осуществлен анализ ключевых показателей развитиярегионального промышленного комплекса. В исследовании актуализируется роль особых экономических зон регионального уровня. Акцентируется внимание на деятельности особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа вЛипецкой области. Авторами рассматриваетсявозможность создания центра экспертиз Липецкой области, специализирующийся на развитии наиболее перспективных областей науки, которые отбираются на основе развитой научно-исследовательской базы, образовательной и деловой деятельности в регионе.Данное исследование будет интересно учёным и практикам, занимающимся вопросами инвестиционной привлекательности регионов, в разрезе развития промышленного комплекса

Ключевые слова: промышленный комплекс,инвестиционная привлекательность, промышленность, развитие, инвестиции, особая экономическая зона

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой конкуренции в области ресурсов, остро стоит задача повышения инвестиционной привлекательности государства, отдельного региона, отрасли и фирмы. Сама по себе инвестиционная привлекательность выступает отдельным фактором формирования конкурентоспособности хозяйствующей системы, куда также входит и фактор качества жизни населения, улучшение условий хозяйственной деятельности [23]. В связи с этим важно рассмотреть влияние на инвестиционную привлекательность региона развитие промышленного комплекса. Особенно актуально это становится для традиционно промышленных регионов, таких как Липецкая область.

Современная экономическая политика Российской Федерации направлена, прежде всего, на структурные и институциональные преобразования, позволяющих осуществлять диверсификацию экономики государства, и ускорить развитие отраслей производства для их переориентирования на импортозамещение и повышение конкурентоспособности. Все это обуславливает необходимость управления инвестиционной привлекательностью отечественной промышленности [19].

Традиционно промышленный комплекс РФ рассматривается как основа всех экономических процессов, происходивших в государстве. В условиях трансформационных структурных преобразований значимость промышленного комплекса продолжает сохранять свой фундаментальный характер. «Стимулирование промышленного, экономического роста – это важнейшая задача для всех уровней власти, ключевое условие развития социальной сферы, повышения качества жизни людей. нужно поддерживать перспективные проекты по выпуску продукции высоких переделов, продукции, которая будет пользоваться спросом и на внутреннем, и на зарубежном рынке, в том числе речь идёт о кадровом обеспечении реального сектора экономики, создании условий для применения современных технологий на производстве…» [9].

Вопросами инвестиционной привлекательности региона занимались такие исследователи как: Положенцева Ю. С. [22], Ковалева И. В., Санду И. С., Семина Л. А., Зарянкина О. М. [33], Аксенова М. А. [2], Журавлева О. В. [2, 7], Меньщикова В. И. [2], Куклин А.А., Коробков И.В. [12], Рыбина И. А. [25], Матвеев В. В. [16], Шуваева А. И. [35], Булавко О. А. [4], Литвинова В. В. [15], Гончаренко Л. П., Филин С. А., Якушев А. Ж. [24], Урунов А. А. [32], Буркальцева Д. Д. [5], Давыдова Л. В. [6], Крамин Т. В., Леонов В. А., Тимирясова А. В. [11].

Тема развития промышленного комплекса региона рассмотрена следующими исследователями: Ильина И. Е., Жарова Е. Н., Агамирова Е. В., Каменский А. С. [10], Заступов А. В. [8], Бабкин А. В., Ноговицына О. С. [3], Черникова А. А. [34], Никитаева А. Ю. [20], Урасова А. А. [31], Смыслова, О. Ю. [27], Акбердина В. В., Романова О. А. [1], Третьякова И. Н., Ситникова Э. В. [30].

Научный пробел заключается в том, что несмотря на проявленный интерес исследователей к вопросам инвестиционной привлекательности региона и вопросам развития промышленного комплекса региона крайне мало исследователей рассматривали проблемы управления инвестиционной привлекательностью регионального промышленного комплекса.

Проанализировав опыт отечественных эволюционных преобразований экономических систем, можно сделать вывод о том, что успех данных трансформаций в большей степени зависит от проведения эффективной региональной и общегосударственной политики результативного стратегического управления развитием и активизацией инвестиционных процессов в промышленном комплексе.

Цель исследования - анализ системы формирования инвестиционной активности промышленного комплекса Липецкой области как фактора развития территории.

Научная новизна заключается в выявлении точек роста в инвестиционной политике региона через развитие промышленного комплекса в условиях турбулетности.

Источниками для проведения исследования послужили данные, представленные в открытых источниках, а также справочных и аналитических материалах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [29] и официального сайта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [21].

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время промышленный комплекс Липецкой области традиционно выступает одним из основных секторов экономики региона, обладающий высоким потенциалом для развития [17]. По оценке экспертов, в ВПР доля промышленного производства в Липецкой области составляет 43%, при этом более 40% всех основных фондов сконцентрировано на предприятиях, осуществляющих производство товаров и услуг.

Четвертая часть работающих в регионе занята на промышленных предприятиях, из которых более 30% работают в металлургическом производстве, которая является традиционной структурной отраслью региона.

Основные виды экономической деятельности промышленного производства: чёрная металлургия, пищевое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, электроэнергетика.

Однако, процесс диверсификации отраслевой структуры области продолжается, так появились новые направления производственной деятельности: автомобилестроение (в Краснинском районе предприятие ООО «ЛМЗ» реализуется проект по сборочному производству автомобилей «Чанган» (Китай)), фармацевтическое производство (в настоящее время в Тербунском районе - ЗАО «Рафарма» производит антибиотики, противотуберкулезные, психоневрологические, противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, препараты для лечения сахарного диабета, органов дыхательной и сердечно-сосудистой системы, в дальнейшем планируется производство противомикробных для системного использования препаратов), биотехнологии, производство композитных материалов и другие.

Во многом, это результат развития уникальной системы привлечения инвестиций, сформированной на базе Липецкого региона. Для которой характерно охват, с точки зрения инвестиций, практически всех размеров, отраслей и видов предприятий, а также снижение трансакционных издержек в том числе и за счет кластеризации.

Для привлечения инвестиций в регион используется iv-уровневая система привлечения инвестиций (рис.1). С 2005 года функционирует Особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Липецк», резидентами которой выступают в основном крупные предприятия, а формирование ее инфраструктуры финансируется как из федеральных источников, так и бюджета субъекта и частных инвесторов [26].

Рисунок 1. iv-уровневая система привлечения инвестиций в Липецкой области

(составлено авторами в ходе исследования)

С 2006 года Липецкая область инициировала создание 10 особых экономических зон регионального уровня, в которых функционируют в основном средние предприятия. С точки зрения отраслевого среза можно отметить промышленные отрасли, туризм, сельское хозяйство.

Функционирование индустриальных парков создает возможности для развития малого бизнеса. При этом система кластеризации отраслей позволяет повысить синергетический эффект от инвестиционных вложений, что способствует повышению инвестиционной привлекательности региона в целом [18].

Благодаря созданной системе привлечения инвестиций рост промышленности региона относительно 2000 года в сопоставимых ценах увеличился в 2,1 раза (рис.2).

Благодаря богатой сырьевой базе и высокому уровню развития промышленного производства в Липецкой области крупные высокотехнологичные международные компании успешно интегрируют свои проекты в регион и повышают их эффективность путём локализации и оптимизации производственных цепочек.

Максимальный опыт и компетенции команды управляющей компании ОЭЗ позволили десяткам лидеров бизнеса создать в ОЭП ППТ «Липецк»

Рисунок 2. Динамика индекса промышленного производства по видам производств в Липецкой области за 2017-2023гг, %

(составлено авторами на основе источника [28, 29])

передовые заводы с общим объёмом выпуска продукции в 149 млрд руб. Большинство из действующих резидентов в настоящее время являются самыми эффективными предприятиями своих глобальных групп (более 70% предприятий-резидентов ОЭЗ – с иностранным капиталом). Особая экономическая зона развивается в соответствии с отраслевой стратегией Липецкой области, что подразумевает локализацию всех сопутствующих производств на территории региона, с целью снижения издержек промышленных и сельхоз товаропроизводителей [26].

При этом ОЭЗ ППТ «Липецк» выступает привлекательной площадкой для инвестирования, так как Липецкая область, согласно рейтинговой оценке, «Эксперт-Ра» выступает одним из лидеров с точки зрения низкого инвестиционного риска и занимает 3 место, уступив при этом только Московской области и Краснодарскому краю (рис.3).

Основу промышленного производства Липецкой области составляют обрабатывающие производства, на долю которых в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за январь-сентябрь 2023 года приходится 95%. В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес (68%) стабильно принадлежит металлургическому производству (ПАО «НЛМК»).

ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» является крупнейшим производителем металлопроката в России, здесь производится 18% общероссийского объема стали, около 20% готового проката, 25% - чугуна. В области производится свыше 80% первичных элементов и батарей (АО «Энергия»), свыше 70% - бетоносмесителей и растворосмесителей (ОАО «Строймаш»), 40% - продукции переработки фруктов и овощей для детского питания (ООО «Лебедянский), 31% - холодильников и морозильников, 26% - стиральных машин (АО «Индезит Интернэшнл), 25% - хлебопекарных дрожжей (ООО «Ангел Ист Рус»), 13% - сахара (ОАО «Добринский сахарный завод» и ООО «Агроснабсахар»), 7% - минеральной воды (ООО «Эдельвейс Л»).

Рисунок 3 - Уровень инновационной активности организаций, в Липецкой области за 2010-2022гг., % [1]

(составлено авторами на основе источников [13, 14, 28])

В Липецкой области реализуются инновационные процессы, связанные с поддержанием импортозамещения; а также оказывается содействие развитию малых инновационных предприятий и др. (табл.1).

Таблица 1. Динамика затрат на инновационную деятельность по типам инноваций в Липецкой области за 2020-2022гг., (миллионов рублей) (составлено авторами на основе источников [13, 14, 29])


Всего
в том числе по видам инновационной деятельности:
исследование и разработкановых продуктов, услуг
приобретение машин и оборудования
приобретение новых технологий
разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных
дизайн
инжиниринг
2020
42875,2
1124
36959,3
68,2
581,7
10,1
3355,3
2021
53767,7
1558,2
49922,4
20,3
187
109,1
1588,4
2022
42888,8
1523,5
39482,8
131,2
43
0
1624,4
темп роста 2020 к 2022, %
100
136
107
192
7
0
48

Проанализировав результаты развития региона за 2017- 2023 годы следует отметить, что в промышленном производстве Липецкой области сохраняется положительная динамика, что свидетельствует о высоком потенциале для привлечения инвестиций.

В результате проведенного анализа установлено, что решение проблемы устойчивости и инвестиционной привлекательности региона имеет междисциплинарный характер. Авторами сделан вывод, что сложность социально-экономической системы (СЭС) региона, ориентированной на развитие промышленного потенциала, требует разработки комплекса механизмов управления для устойчивого развития региона.

Для создания эффективной инфраструктуры управления интеллектуальным потенциалом Липецкой области, необходимо создание действенной региональной инновационной системы, основанной на кластерном подходе. Создание такой системы позволит увеличить капитализацию региона, повысить конкурентоспособность Липецкой области на мировом уровне, появится возможность привлечения новых инвесторов и ресурсов для развития высокотехнологического бизнеса.

В настоящее время регион должен не только стремиться к тому, чтобы производить больше продукции на своей территории, но и позаботиться о концентрации интеллектуальных прав нее, финансовых ресурсах и квалифицированных кадрах.

Таким образом, при разработке долгосрочного стратегического планирования инновационного и инвестиционного развития Липецкой области необходимо:

¾ построить инновационный профиль региона (выявить центры главных компетенций среди региональных промышленных образовательных, исследовательских организациях);

¾ выявление и анализ факторов, препятствующих инновационному развитию региона (выявление проблем, разработка и внедрение механизмов поддержания развития инноваций);

¾ определение перспектив развития региона с использованием технологий форсайта;

¾ создание центра экспертиз Липецкой области (мониторинг, создание экспертной базы, развитие партнерских взаимоотношений между участниками инновационного бизнеса);

¾ поддержка создания рынка консалтинговых бизнес-услуг;

¾ создание новых продуктов, услуг, рабочих мест в регионе;

¾ составление реестра инновационных предприятий, разработка системы критериев для определения организаций, развивающих инновационные технологии.

Для выявления и поддержки, стратегически важных для региона инновационных проектов предлагается создать центр экспертиз Липецкой области. Главная цель которого — это создать конструктивный диалог между всеми участниками, заинтересованными в развитии инновационных технологий.

Рассмотрим более подробно организацию деятельности центра экспертиз Липецкой области:

1. Аналитическая работа. Эксперты центра анализируют мировые, государственные и региональные тенденции развития новых технологий и сфер деятельности. Идентифицируются существующие в регионе технологические цепочки. Выявляются проблемы, проводится анализ альтернатив решения, и выявляются возможные технологии, развитие которых может дать толчок для развития отрасли.

2. Выявление проблем. Можно рассмотреть два возможных пути выявления проблем: прямой путь – проблему можно решить с помощью существующей технологии и удовлетворить потребности рынка, обратный путь – от существующей проблемы или потребности рынка к выбору новой технологии, благодаря которой возможно разрешить проблему.

3. Организация дискуссионных площадок. Проведение круглых столов, семинаров, конференций, выставок. Выявление всех участников: науки, бизнеса, образование, органы власти, потребители. Поиск источников финансирования для проведения мероприятий.

4. Развитие отраслей народного хозяйства и межотраслевых кластеров. Поиск и инициация инновационных проектов для развития региона.

5. Создание информационных банков данных. Сбор информации для стратегического планирования развития региона. Информация о развитии новых технологиях на международном уровне, выявление наиболее перспективных направлениях деятельности организаций.

В странах с развитой инновационной системой уже существуют подобные структуры, позволяющие обеспечить эффективную инновационную деятельность. Можно использовать опыт Финляндии – лидера в Европе. Основную роль в развитии инновационной системы страны играет программа центров экспертизы, которая нацелена на объединение местных, региональных и национальных ресурсов для поддержки инновационной деятельности.

Основная задача центра экспертиз Липецкой области - использовать конкурентоспособные знания и умения на международном уровне для развития бизнеса, создания рабочих мест и развития региона (рис.6).

Научные парки

Научно-исследовательские институты, учебные
заведения
Бизнес -организации

Администрация города Липецка
Правительство Липецкой области

Рисунок 4. Зоны ответственности центра экспертизы Липецкой области

(составлено авторами в ходе исследования)

Задачи центра экспертиз Липецкой области:

¾ изучение возможностей и сильных сторон развития региона;

¾ создание условий для инноваций;

¾ запуск проектов развития инновационного бизнеса, подтвержденных достоверным экспертным оцениванием;

¾ предоставлять доступ организациям к новейшим знаниям;

¾ осуществлять взаимодействие между организациями в развитии исследований и бизнеса, основанного на знаниях;

¾ активизировать научную деятельность в организациях;

¾ развитие человеческого потенциала на региональном уровне;

¾ развитие регионального образовательного пространства.

Центр экспертизы Липецкой области должен специализироваться на развитии наиболее перспективных областей науки, которые отбираются на основе развитой научно-исследовательской базы, образовательной и деловой деятельности в регионе. Основная идея заключается в том, чтобы создать новый бизнес, основанный на знаниях и повысить конкурентоспособность уже функционирующих организаций.

Центр экспертиз аккумулирует информацию о развитии рынка и проводит экспертизу, также собирает информацию о новых разработках, на основе которой делает выводы о перспективах развития новых технологий. Центр, поддерживая конструктивный диалог с представителями научных школ, бизнеса и органами местного самоуправления создают благоприятные условия для коммерциализации новых продуктов и услуг на рынке.

Показателями эффективной работы центра экспертиз будут являться: привлечение значительного количества научно-исследовательских фондов, а также и других финансовых источников, требуемых для софинансирования развития инновационных и инвестиционных проектов в регионе.

Выводы

Инвестиционная политика Липецкой области направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, на стимулирование привлечения частного капитала, а также на улучшение социально-экономического положения региона.

Одной из приоритетных для инвестирования отраслей Правительство Липецкой области выделяет промышленность, а именно обновление основных фондов промышленности, производство конкурентной продукции с низкими затратами.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что высокоэффективная реализуемая промышленная политика достигается благодаря приближенности институтов развития Липецкой области к объекту управления, что позволяет более эффективно реализовать функции управления инвестиционной привлекательностью и повысить конкурентный статус региона.

[1] Показатель рассчитан в соответствии с международными рекомендациями по статистическому измерению инноваций, реализуемому ОЭСР совместно с Евростатом (Руководство Осло). C 2010 до 2017 года в соответствии с 3 редакцией Руководства Осло, начиная с пересчета за 2017 год в соответствии с 4 редакцией Руководства Осло. Руководство Осло – (Oslo Manual: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation) – основные методологические принципы статистического измерения инновационной деятельности, подготовленные ОЭСР и Евростатом и признанные в качестве международного стандарта в области статистики инноваций. Руководство Осло содержит конкретные рекомендации, объединяющее указания по сбору и интерпретации инновационных индикаторов с учетом возможности межстрановых сопоставлений. Последняя версия Руководства Осло (четвертая по счету) издана в 2018 г.


Источники:

1. Акбердина В. В. Региональные аспекты индустриального развития: обзор подходов к формированию приоритетов и механизмов регулирования // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 714-736. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-1.
2. Аксенова М. А., Журавлева О.В., Меньщикова В.И. Модель развития особых экономических зон в России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2018. – № 1. – c. 9-16.
3. Бабкин А. В., Ноговицына О.С. Научно-методические аспекты оценки эффективности инновационной инфраструктуры промышленного комплекса региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2012. – № 1(139). – c. 56-61.
4. Булавко О. А., Заступов А. В. Совершенствование управления процессом привлечения инвестиций на основе повышения инновационного потенциала // Экономика и управление собственностью. – 2017. – № 1. – c. 41-44.
5. Буркальцева Д. Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. – № 1(29). – c. 8-30. – doi: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.8-30.
6. Давыдова Л. В., Ильминская С. А. Оценка инвестиционной привлекательности региона // Финансы и кредит. – 2013. – № 11(539). – c. 30-35.
7. Журавлева О.В., Дорофеева Т.Д. Создание индустриальных парков как механизм развития региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 7(430). – c. 49-61.
8. Заступов А. В. Инновационное развитие предприятий промышленных отраслей в условиях цифровой модернизации экономики // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – c. 244-250. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.50.153.
9. Макаров И.Н., Журавлева О.В., Широкова О.В., Донской Д.А. Индустриальные парки как инструмент реализации промышленной политики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1151-1166. – doi: 10.18334/eo.9.2.40520.
10. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Агамирова Е.В., Каменский А.С. Инновационное развитие регионов России // Регионология. – 2018. – № 2(103). – c. 230-255. – doi: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.230-255.
11. Крамин Т. В., Леонов В. А., Тимирясова А. В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 2(24). – c. 293-300. – doi: REUYNL.
12. Куклин А.А., Коробков И.В. Выбор эффективной траектории социально-экономического развития региона // Экономика региона. – 2018. – № 4.
13. Данилов Н. Н. Липецкий статистический ежегодник. / Стат.сб./ Липецкстат. - Л., 2021. – 301 c.
14. Липецкий статистический ежегодник. / Стат.сб./ Липецкстат. - Л., 2023. – 300 c.
15. Литвинова В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: к вопросу о дефинициях и оценке // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 1(79). – c. 139-152.
16. Матвеев В. В., Резвякова И. В. Инвестиционная привлекательность регионов в современных реалиях // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 114-124.
17. Митрофанова О. Н. Перспективы развития промышленного туризма в регионе // Вестник Челябинского государственного университета. – 1994. – № 11(481). – c. 128-137. – doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-128-137.
18. Московцева Л. В., Кисова А. Е., Митрофанова О. Н. Организация зональной деятельности в России // Свободные экономические зоны : экономические и организационные аспекты функционирования: Липецк : Липецкий государственный технический университет. Липецк, 2022. – c. 81-143.
19. Московцева Л.В., Кисова А.Е., Митрофанова О.Н. Роль иностранных инвестиций в устойчивом развитии экономики России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2795-2806. – doi: 10.18334/epp.12.10.116315.
20. Никитаева А. Ю. Институциональная структура региона в контексте инновационного развития промышленности // Журнал институциональных исследований. – 2017. – № 1. – c. 134-149. – doi: 10.17835/2076-6297.2017.9.1.134-149.
21. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https:// http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).
22. Положенцева Ю. С. Индикативная оценка инвестиционной привлекательности Курской области // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2013. – № 3(3). – c. 79-88.
23. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643464/?ysclid=ltyluqm38n184289931 (дата обращения: 20.03.2024).
24. Гончаренко Л. П., Филин С.А., Якушев А.Ж., Акулинин Ф.В., Кузьмищев Д.А. Реализация инвестиционного потенциала регионов посредством повышения инвестиционной привлекательности и вовлечения бизнеса в инвестиционный процесс // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 28. – c. 2-11.
25. Рыбина И. А. Инновационный фактор системы обеспечения конкурентоспособности региона // Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях: материалы международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета, Липецк, 12 ноября 2015 года. Том Часть 1. – Липецк: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Липецк, 2016. – c. 494-501.
26. Журавлева О. В., Кисова А. Е., Митрофанова О. Н. Свободные экономические зоны : экономические и организационные аспекты функционирования. - Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2022. – 206 c.
27. Смыслова О. Ю. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 48. – c. 9-28. – doi: 10.17223/19988648/48/2.
28. Статистическая информация. Наука и инновации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 20.03.2024).
29. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (Липецкстат). [Электронный ресурс]. URL: https://48.rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 20.03.2024 г.).
30. Третьякова И. Н., Ситникова Э. В. Промышленный комплекс региона: тенденции кредитования и перспективы развития (на материалах Курской области) // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 1. – c. 141-144.
31. Урасова А. А. Региональный промышленный комплекс в цифровую эпоху: информационно коммуникационное измерение // Экономика региона. – 2019. – № 3. – c. 684-694. – doi: 10.17059/2019-3-5.
32. Урунов А. А., Левина Л. Ф., Остапенко В. А. Качество экономического пространства: проблемы измерения на мезоуровне // Вестник университета. – 2020. – № 4. – c. 144-151. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-4-144-151.
33. Ковалева И.В., Санду И.С., Семина Л.А., Зарянкина О.М. Формирование региональной политики на основе инвестиционно-инновационного подхода // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2015. – № 5(127). – c. 153-157.
34. Черникова А. А. Методология стратегического развития региональных территориально-промышленных комплексов и механизмы активизации инвестиционного обеспечения // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1. – c. 72.
35. Шуваева А. И., Ивушкина И.Е., Федотова Г.В. Методики оценки инвестиционного потенциала региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 7(17). – c. 352-356.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:11:54