Роль образования в процессе реализации человеческого капитала

Кочетков И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562741
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Определено значение сферы образования как системы, обеспечивающей эффективную реализацию человеческого капитала для модернизации экономики. В рамках исследования выявлены некоторые противоречия экономической политики государства в области образования.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, модернизация



В современном мире эпоха информационной революции сменяет уходящую в прошлое индустриальную эпоху. Важнейшими ресурсами выступают знания и умения. Одним из самых значимых аспектов развития современного мира является расширение возможностей для реализации человеческого капитала и для раскрытия человеческого потенциала в целом.

Учиться всегда полезно

В последнее время, по словам Премьер-министра РФ В.В. Путина, именно с образованием «все теснее увязываются устремления людей к жизненному успеху.

Около 80% граждан в возрасте до 35 лет считают получение высшего образования важнейшей своей целью. Еще несколько лет назад тенденции были несколько иными. То, что они поменяли направление, крайне значимый показатель. Он говорит о высокой готовности молодых людей к профессиональному росту. Без сомнения, доступность и качество образования прямо влияют на наши национальные перспективы.

В России 60% населения, так или иначе, вовлечены в образовательную сферу, и граждане должны быть хорошо информированы, как и в каком направлении развивается эта отрасль. Отрасль, в которой десятки лет тесно связана и их собственная жизнь, и жизнь их детей и внуков» [1].

Роль знаний в современной экономике, где инновации занимают доминирующее положение, достаточно наглядно продемонстрировали американские ученые, подсчитавшие, что 51% ВВП США создает группа, проучившаяся в общей сложности не менее 14,5 лет. Остальные 49% ВВП приходится на тех, у кого 10,5 и 12,5 лет суммарного общего и профессионального образования [2].

На данном этапе развития общества доступность образования является определяющим фактором для человека, общества и мира в целом. «Индекс человеческого развития», составляемый ООН, не случайно базируется на таком показателе, как уровень образования. Поскольку реализация человеческого капитала не представляется возможной без качественного образования, то без инноваций в сфере образования возникает угроза стагнации города, региона или всего общества. Данные о производстве мировой университетской продукции, приведенные в таблице 1, позволяют сделать вывод, что система образования нашего государства находится на пути стагнации.

Следует согласиться с премьер-министром РФ по поводу высокого процента желающих получить высшее образование с целью профессионального роста и улучшения качества жизни. Действительно, по сравнению с 1995 годом количество выпускников вузов увеличилось в три раза. Также наблюдался и рост числа вузов и студентов (табл. 2). Однако качество образования имеет тенденцию к снижению. Среднее значение качества образования нашей страны намного ниже аналогичных показателей других стран (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг стран по продуктивностиуниверситетского сектора исследований

Таблица 2

Численность студентов и вузов РФ в 1995-2010 гг.

Революция и интеграция

В современной ситуации существует объективная необходимость достижения соответствия системы образования мировым стандартам. В сфере национального образования Российская Федерация с большой вероятностью может выступить как конкурентоспособная мировая держава.

Основополагающим для этого является взаимодействие общества, власти и высшей школы.

Статус «великой образовательной державы» Россия по праву унаследовала от СССР. Модель образования, существовавшая в Советском Союзе, не может воспроизводиться бесконечно, хотя и имеет огромное количество достоинств.

Европейская модель образования, когда-то одна из лучших, дает очевидные социальные сбои, производя огромное количество выпускников, которые не находят себя на рынке труда. Американская модель продолжает свое существование во многом за счет постоянного притока иммигрантов и студентов из других стран [5].

Общим для всех национальных и зарубежных проектов реформирования и модернизация образования является стремление максимально быстро институционализировать процесс обучения. Задачей является создание такой системы образования, которая бы смогла определять направления мирового развития. Вопрос лишь в том, кто должен быть инициатором создания этой системы, Министерство образования или же ведущие вузы страны?

Революционные изменения, исходящие сверху, могут и должны принести желаемый эффект, но, в случае отсутствия достаточной поддержки изнутри системы образования, двигатель революции может быстро заглохнуть. На наш взгляд, министерство в своей политике должно тесно сотрудничать с ведущими вузами страны. На фоне происходящих изменений существует необходимость видоизменения вузов, а именно перестраивание экономических подходов и совершенствование организационных структур.

Важным событием в процессе модернизации высшей школы можно по праву считать присоединение к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Россия приняла на себя обязательства выполнять требования Болонской декларации, а именно реформировать национальную систему образования к 2010 году. Соответствие показателей вуза международным требованиям выступает основным условием процесса его интеграции в образовательное пространство мирового уровня.

Задачами развития системы высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса являются:

• вхождение в единое европейское образовательное пространство;

• внедрение технологий виртуальной мобильности студенчества и преподавательского корпуса;

• формирование информационно-телекоммуникационной системы;

• развитие систем электронного мониторинга подключения вузов к болонской образовательной зоне на основе развитых информационных технологий.

Решению указанных задач способствуют уже имеющиеся у России возможности: мощный интеллектуальный потенциал, традиции национальной высшей школы.

Согласно Болонской декларации, вуз немыслим без науки. Следовательно, в учреждениях высшего профессионального образования должен быть создан механизм максимально быстрого внедрения инноваций в учебный процесс – это также является одной из важнейших задач.

В 2011–2012 годах Россия перешла на двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. В этой связи особое внимание, очевидно, следует уделить развитию магистерских программ.

Важно воспользоваться уже накопленным в этом направлении опытом ведущих вузов страны и развивать его дальше в виде международных магистратур.

Инструменты для повышения качества образования

Развитие аспирантуры, несомненно, связано с обеспечением научного потенциала высшего учебного заведения. В последнее время аспиранты все больше отдаляются от университета, находясь на обочине его научной и образовательной жизни.

Вероятно, и в этой области требуется вложение усилий для исправления ситуации. Развитие двойных аспирантур, на наш взгляд, могло бы стать одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации. В любом случае при выборе стратегии развития образования существует необходимость учета фактора «международности». Качество же образовательных услуг должно привлекать как можно большее число не только жителей нашего государства, но и студентов из развитых стран. Кроме качественного образования должна быть создана толерантная учебная и социальная среда для иностранных студентов.

Таким образом, на современном этапе модернизации экономики страны важным и необходимым шагом на пути к лидерству является понятная и признаваемая за рубежом структура высшего образования.

Грандиозность и актуальность Болонского проекта не вызывает сомнений. В основе образовательной парадигмы современных вузов лежат такие технологии обучения, как интернет-технологии, обучающие компьютерные программы и Web-системы.

Создание интегрированных учебно-методических, инструментальных комплексов по виртуальной мобильности студентов и преподавателей позволяет проводить занятия в режимах on/of-line. Кроме того, в последние годы в российских вузах получили развитие совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

Следовательно, работа по запуску проектов в рамках Болонского процесса в российских вузах дает возможность строить национальную образовательную систему, соединяя отечественные и европейские начала, что позволит раскручивать маховик российских образовательных инноваций, формируя тем самым благоприятную среду для реализации человеческого капитала как стратегического ресурса экономики.

Вывод

На сегодняшний день российская система высшего профессионального образования переживает переломный этап развития. Ответственность за расширение возможностей для реализации человеческого капитала и раскрытия его потенциала, а также за формирование конкурентоспособного государства ложится сейчас на образовательное сообщество.


Источники:

1. Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное мировое развитие [Текст]. – Казань: Идел-Пресс, 2011..
2. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты [Текст] // Высшее образование в России, 2005, №11.
3. Пуденко Т.И. Интеграционные ресурсы развития образования в России [Текст] // Вестник экономической интеграции, 2010, №5.
4. Савзиханова С.Э., Косинова В.Н. Обучение требует решений [Текст] // Креативная экономика, 2011, №12.
5. Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России [Текст] // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное мировое развитие [Текст]. – Казань: Идел-Пресс, 2011.
6. Халин В.Г. Исследовательские университеты в России: проблемы становления и развития [Текст] // Инновации, 2006, №5.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:58:53