Инвестиции в образование при формировании человеческого капитала

Думанова С.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038141
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Человеческий фактор является одним из основополагающих факторов благополучия государства. С инвестициями в человеческий капитал тесно связаны проблемы функционирования рынка образовательных услуг, который, в свою очередь, тесно сопряжен с рынком труда. В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с инвестициями в образование. Принятие соответствующих мер как со стороны государства, так и со стороны бизнеса позволит создать систему эффективного взаимодействия между системой образования и рынком труда.

Ключевые слова: высшее образование, человеческий капитал, образование, инвестиции в человеческий капитал, мобильность рабочей силы, профессиональная ориентация, сотрудничество предприятий с вузами



Чем сегодня может похвастать развитое государство? Наличием богатых природных ресурсов или величиной золотовалютных резервов? Долгое время считалось именно так, однако социально-экономическое развитие второй половины минувшего века и начало нынешнего характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора.

В экономике современного мира человеческие ресурсы играют определяющую роль. Это касается и достижения конкурентных преимуществ, и обеспечения качественных параметров экономического роста, то есть развития экономики.

Только образованное и здоровое население может стать той продуктивной силой, которая создает национальное богатство страны. Поэтому инвестиции в человеческий капитал на сегодняшний день необходимы и оправданы.

Тесная взаимосвязь процессов развития образования с тенденциями перестройки в общественной жизни позволяет утверждать, что образование является ведущим фактором социально-экономического развития. Система образования и качество преподавания в России всегда представляли ее особую гордость, однако в последние годы отечественная школа требует качественного обновления с точки зрения формирования человеческого капитала.

Согласно данным мониторинга экономики образования (МЭО), который проводится ГУ-ВШЭ совместно с Росстатом России и ведущими социологическими службами страны выясняется, что около 62% российских работников имеют высшее или среднее специальное образование, доля лиц с высшим образованием составляет 21%. Таким образом, Россия по-прежнему сохраняет статус самой образованной страны в мире.

Надо бы радоваться такому положению вещей, но в последнее время наблюдается ряд серьезных проблем, например, преобладающее большинство людей с высшим образованием и недостаток специалистов среднего звена. В техникумы и ПТУ готовы идти только 15% людей, которым, по сути, все равно, куда идти. Кроме того, 38% людей, принятых на должности квалифицированных работников, то есть, отучившиеся в ПТУ, сразу же нуждаются в переобучении.

Налицо дефицит квалифицированных рабочих. Выпускников вузов востребуют 63% предприятий, выпускников техникумов - 45%, а ПТУ - 51% [1]. Это означает, что на любые должности работодатели могут принимать и специалистов с высшим образованием вместо того, чтобы находить выпускников специализированных ПТУ и техникумов.

Если молодое поколение будет заинтересовано получать только высшее образование, то государство получит массу людей, не способных найти достойного места в жизни, что может привести к социальной и политической дестабилизации в обществе.

Дело в том, что для выпускников вузов наибольшее значение при выборе места работы имеют мотивы материального благополучия и самореализации, однако наличие диплома об его окончании не гарантирует ни крупных доходов, ни возможности занять желаемую должность. Ведь зачастую молодые люди идут в институт по настоянию родителей за дипломом, а не за образованием. А работодателям нужны квалифицированные думающие энергичные специалисты, способные решать сложные нетривиальные задачи.

По мере того, как возрастающее количество дипломированных специалистов будет осознавать оторванность высшего образования от потребностей рынка труда, тем меньше будет осуществляться статусных, но невозвратных инвестиций. Оправданы ли те инвестиции, которые не обладают высоким уровнем рентабельности и окупаемости? В сложившейся ситуации дисбаланса между системой образования и потребностями рынка труда наблюдается обесценивание данных вложений.

Осознание правительством данной проблемы отражено в ряде принятых им документах. В 2008 г. Правительство РФ утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. Данный документ рассматривается сегодня как программный. В нем, в частности, утверждается, что для выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда необходимо внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов. Правительством РФ разработана также программа антикризисных мер на 2009 г. [3]. Во всех программных документах важное место отведено развитию рынка труда и системы образования.

Для того чтобы инвестиции в человеческий капитал стали высокодоходными и ликвидными, необходимо предпринимать соответствующие меры.

1. В настоящее время в России наблюдается крайне низкая территориальная мобильность рабочей силы. Если человек не может ориентироваться на рынке труда, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, он вынужден менять профессию, подстраиваясь под предложения в месте проживания. Вряд ли можно считать, что химик, работающий страховым агентом, или биолог, работающий менеджером в автосалоне, будет использовать свои профессиональные знания сполна.

Недоиспользование человеческого капитала происходит и тогда, когда человек, работая по специальности, использует крохотную долю того, что он узнал и чему научился в вузе.

Кроме того, не всегда учебные заведения, готовящие кадры для промышленности, располагаются удачно в территориальном плане. Переезд выпускников в те регионы, где работают профильные предприятия, создает дополнительные расходы, которые несет как работник, так и работодатель. Открытие в регионах филиалов профильных институтов по востребованным специальностям могло бы решить эту проблему.

2. Необходимо увязать потребности предприятий с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Наверное, недостаточно сегодня проходит в школах работа по профессиональной ориентации школьников, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда в стратегической перспективе.

Разделение школы и ПТУ должно способствовать ранней профессиональной социализации молодежи, не желающей получать дальнейшее образование. В ситуации недостатка квалифицированных кадров рабочих специальностей в отраслевых производствах, необходимо создание ПТУ непосредственно при предприятиях. Традиционная система профессионального образования, регламентированная государственным образовательным стандартом, не в полной мере соответствует запросам будущих работодателей. Поэтому им следует разрабатывать собственный профессиональный стандарт, благодаря которому они смогут реализовываться модульные образовательные программы.

3. Как уже было сказано выше, массовое высшее образование будет иметь очень серьезные последствия для нашей страны. Многие вузы – это образовательные учреждения, сравнимые по уровню и функциям с техникумами советской поры. Массовость влечет неизбежную потерю качества образования, снижаются требования к абитуриентам, происходит набор вместо отбора. На выходе государство получает недостаточно квалифицированного специалиста с высокими претензиями. Необходимо кардинальным образом отрегулировать сложившийся конвейер и сделать практические выводы.

Обучение в вузе - это весьма затратный процесс. Поэтому большинство студентов уже на втором-третьем курсе начинают работать, а учебу отодвигают на второй план. Есть и те, которые наоборот не испытывают материальных трудностей, благодаря спонсорству со стороны родителей. В результате для многих студентов учеба в вузе становится некоей формальностью с целью получения диплома.

Образовательная реформа предусматривает сокращение числа вузов. Не исключено и то, что вся современная система высшего образования требует значительных изменений и совершенствований. Возможно, все это позволит устранить избыточность высшего образования.

4. Диспропорции между спросом на высокопрофессиональных специалистов, которых желают видеть работодатели, но не могут подготовить вузы, во многом происходит из-за неучастия работодателей в формировании компетенций студентов. Вузы, заботящиеся о дальнейшей судьбе своих выпускников, хотят, чтобы молодые специалисты обладали профессиональным кругозором, глубокими теоретическими знаниями, практическими навыками. А работодателям ближе узкоспециализированный подход в выборе кадров.

В связи с этим возникает необходимость тесного сотрудничества предприятий с вузами. Широкое распространение должны получить договоры социального партнерства, в рамках которых возможна организация практики, последующего трудоустройства студентов, материально-технического обеспечения учебных заведений, формирования специальных образовательных программ. Работая в тесной связи, будут выигрывать обе стороны: вузы, повышая имидж путем привлечения абитуриентов, а работодатели - получая специалистов высокого класса.

Главными показателями эффективности системы образования, определяющими в целом судьбу человеческого капитала, стали вопросы подготовки и востребованности кадров на рынке труда. Вместе с тем самая большая ошибка нашего нынешнего образования в разрыве прямой и обратной связи между рынком квалифицированно-профессиональных услуг и запросами работодателя.

Повсеместные реалии работающих не по специальности явно указывают на то, что эффективное взаимодействие между системой образования и рынком труда нарушено. При этом, вполне естественно, проигрывают все. Необходимо активное участие бизнеса и государства в формировании человеческого капитала молодых специалистов.


Источники:

1. Сайт «Мониторинг экономики образования» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://issek.hse.ru/meo.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 N 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 24.11.2008. – N 47. – Ст. 5489.
3. Интернет портал Правительства Российской федерации 24.03.2009. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/antikrizismeriprf/5431178.htm

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:03:28