Организация риск-менеджмента на современном предприятии

Проценко О.Д., Цакаев А.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко О.Д., Цакаев А.Х. Организация риск-менеджмента на современном предприятии // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 38-45.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 6, 7/2001) В статье рассмотрены некоторые внешние факторы, с помощью которых происходит осуществление риск-менеджмента на предприятии. Выявлена взаимосвязь между риск-менеджментом и финансовой инженерией.

Ключевые слова: управление предприятием, Россия, рынок, интеллектуальная собственность, экономика, информация, риск-менеджмент



Продолженгие. Начало в № 6, 7/2001.

Трансформация финансовой науки из аналитической в инженерную началась с конца 80-х гг. Так, именно в это время о “новой науке – финансовой инженерии” стали говорить основоположники портфельного страхования Хейли Лиланд и Марк Рубинстайн. По общему мнению, понятие “финансовый инженер” было введено в середине 80-х гг. лондонскими банкирами, которые приступили к созданию отделов по управлению рисками. Такие отделы формировались командами экспертов, в чью задачу входила генерация решений для корпораций, подверженных финансовым и предпринимательским рискам. Эти команды выработали новый стратегический подход к управлению коммерческими рисками, состоявший в том, что эти эксперты тщательно изучали все факторы финансовых и предпринимательских рисков, которым подвержена компания или фирма. Некоторые из этих факторов были очевидны, но другие действовали не напрямую и очевидными не были. Кроме того, иногда различные виды рисков в одних случаях компенсируют друг друга, а в других, напротив, усиливают.

Факторы и направления развития риск-менеджмента.

Сегодня термин “финансовая инженерия”, “финансовый инженер” прочно входит в лексикон не только финансовых менеджеров, но и более широкой аудитории. В США, к примеру, функционирует “Международная ассоциация финансовых инженеров”, созданная по инициативе Джона Ф.Маршалла ‑ автора или соавтора ряда книг посвященных управлению рисками и другим аспектам финансовой инженерии, занимающего пост исполнительного директора Американской ассоциации финансовых инженеров.

Следует отметить, что Джон Ф.Маршалл возглавляет Нью-Йоркскую фирму Marchall & Associates, занимающуюся финансовой инженерией, и по праву считается высококвалифицированным финансовым инженером. При этом, он является проффесором финансов в Школе бизнеса Сент-Джонского университета (штат Нью-Йорк), имеет ученые степени магистра в области делового администрирования (М.В.А.), магистра гуманитарных наук (М.А.) и доктора философии (Ph. Dr.).

Мы остановились на этом не случайно. Дело в том, что финансовая инженерия имеет дело с разработкой и творческим применением технических средств, – прежде всего, финансовой технологии – к решению финансовых проблем и к использованию финансовых возможностей. С точки зрения практики финансовая инженерия охватывает множество различных областей и, прежде всего, риск-менеджмент.

Касаясь вопросов стратегического развития риск-менеджмента необходимо исходить из того, что между риск-менеджментом и финансовой инженерией существует взаимообусловленная зависимость. Это означает, что факторы развития финансовой инженерии являются тем самым и факторами развития самого риск-менеджмента. На рисунке 1 приведены внешние и внутренние факторы развития риск-менеджмента.

Факторы развития риск-менеджмента

Рис. 1.

Рассмотрим внешние факторы развития риск-менеджмента на предприятии.

Изменчивость цен. Отклики рынка посредством ценовых изменений являются существенными для процесса рационирования товаров на рынке и их размещения в местах наиболее продуктивного использования. Но в то же самое время изменчивые цены подвергают отдельных людей и хозяйствующие субъекты значительным финансовым и предпринимательским рискам. С середины 70-х гг. ХХ столетия международные и национальные товарные и финансовые рынки стали гораздо менее устойчивыми (возросла скорость, частота и амплитуда изменения цены), и особенно в последнем десятилетии.

Изменчивость цен несколько снизилась в середине 80-х гг., но для большинства цен она никогда уже не вернулась к уровню, существовавшему до 70-х гг. Сегодня уже известно, что прогнозирование, независимо от степени талантливости отдельных специалистов, само по себе не является решением проблемы ценового риска. Если ценовой риск не может быть устранен при помощи прогнозирования, то остается только научиться управлять им. Это осмысление проблемы позже привело к дальнейшему развитию теории, к разработке новых инструментов и к технологическим нововведениям, которые в совокупности позволили сделать управление рисками практически реализуемым и эффективным. Развитие теории и практики управления рисками сопровождалось резким увеличением спроса на риск-менеджеров.

В России в ближайшие 10-15 лет проблема изменчивости цен и установления рыночных равновесий между спросом и предложением сохранит свою остроту, поэтому тем российским предприятиям, кому угрожает неустойчивость цен, должны воспринять их повысившуюся изменчивость как реальный факт и учиться управлять соответствующими рисками.

Глобализация рынков. Практически прошло то время, когда отечественным предприятиям приходилось иметь дело лишь с внутренними экономическими проблемами, когда происходящие процессы в других странах, по большей части, их не касались. Начиная с 90-х год, Российская Федерация стала реально интегрироваться в общий мирохозяйственный процесс. Российские предприятия стали реально участвовать в организации международных корпораций, функционировать на мировых и региональных товарных и финансовых рынках. Одновременно в мире наблюдается глобализация товарных и финансовых рынков, что проявляется в укрупнении размеров этих рынков и значительном усилении конкуренции хозяйствующих субъектов. Последнее, серьезно ощущается на российских товарных рынках со стороны иностранных товаропроизводителей, что подвергает российских товаропроизводителей значительным рискам и во многих случаях уменьшает их предпринимательскую прибыль.

Современные многонациональные компании мало внимания обращают на национальные границы и не испытывают привязанности к определенным правительствам. Они воистину глобальны по масштабам. Они производят продукцию, сбывают ее и черпают финансовые ресурсы где угодно и как угодно, лишь бы это наилучшим образом соответствовало их долгосрочным стратегическим планам. Они способны мобилизовывать капитал с любого развитого финансового рынка почти с одинаковой легкостью, а побуждает их к этому желание минимизировать издержки и максимизировать прибыль.

Появление на глобальных финансовых рынках японских финансовых компаний в качестве главных участников является важным событием процесса глобализации финансовых рынков. Японские банки росли так быстро, что к середине 80-х гг. они заняли первые пять мест среди крупнейших банков мира. Эта тенденция сохраняется и по сегодняшний день. На конец 2000 г. три японских банковских объединений имели собственный капитал превышающий 1 трлн. $ США.

Отдельно следует коснуться деятельности многонациональных компаний, функционирующих в России. Глобализация рынков привела к повышению доли заемных средств в структуре капитала этих компаний, что увеличивает использование ими рычага (leverage) в стремлении увеличить прибыль. Однако возрастающее использование финансового рычага повышает уровень других рисков. Международные корпорации особенно подвержены валютным и процентным рискам, что необходимо учитывать тем российским компаниям, находящимся в орбите сферы их интересов или находящихся в конкуренции с ними.

Налоговые асимметрии. Деятельность риск-менеджера на предприятии определяется во многом сложившейся в стране налоговой асимметрии. Эта асимметрия существует по ряду причин:

во-первых, в целях развития и переориентации деятельности отдельных отраслей национальной экономики они либо освобождаются от налогов или им предоставляются специальные льготы по налогам;

во-вторых, налоговое бремя в разных странах различно ‑ это еще более осложняется тем фактом, что некоторые страны облагают неодинаковым налогом отечественные и зарубежные фирмы, действующие в стране;

в-третьих, имеет место влияние характера прошлой деятельности некоторых предприятий на получение ощутимых налоговых льгот и на значительные списания налогов.

Налоговые асимметрии возникают, если две компании подпадают под фактически неодинаковые налоговые ставки. Структурированные сделки, разрабатываемые риск-менеджерами с целью использования налоговых асимметрий, часто носят “одноразовый” характер. Иначе говоря, они оказываются возможными из-за уникальности ситуации и стечения финансовых обстоятельств, специфичных для рассматриваемых предприятий.

Следует правильно понимать, что риск-менеджеры вовсе не предоставляют помощи предприятиям в уклонении от уплаты налогов, что является незаконным. Риск-менеджеры, разрабатывающие арбитражные операции с налоговыми асимметриями, скорее помогают предприятиям избегать налогов, что является уже законным. Подобное использование налоговых асимметрий дает частичное объяснение получившим распространение свопам, обменивающим долговые обязательства на акции.

В условиях Российской Федерации проблема налоговой асимметрии еще довольно долго будет присутствовать, несмотря на не прекращающийся процесс реформирования налоговой системы (в РФ принята только первая часть Налогового кодекса). Поэтому у российских предприятиях в перспективе большое поле деятельности по использованию конкретных налоговых асимметрий, а, следовательно, и большой спрос на риск-менеджмент.

Технологические достижения. Технологические достижения оказывали и продолжают оказывать помощь в развитии риск-менеджмента. В значительной степени эти достижения связаны с компьютерами, в том числе с разработками быстродействующих микропроцессоров, высокопроизводительных компьютеров, сетевых систем, усовершенствованных способов ввода данных. С достижениями в компьютерной технике тесно связаны достижения в области телекоммуникаций. Совершенствование средств связи позволило мгновенно установить многостороннюю конференц-связь в мировом масштабе, передавать информацию и массивы данных по линиям передач и через спутники.

В то же время имели место огромные достижения в разработке программного обеспечения, без которого современнейшие компьютеры и системы телекоммуникаций почти ничего бы не значили. Одной из самых важных разработок такого рода стали появившиеся программы для работы с электронными таблицами, позволившие рассчитывать сложные финансовые операции. Действительно, до пришествия персональных компьютеров и табличного софтвера на Уолл-Стрит (Нью-Йоркской фондовой бирже) бытовала поговорка: “Сделку с тремя куплями-продажами не закроешь”. Лидеры в этой отрасли весьма признательны микрокомпьютеру и табличному софтверу. Стратегия, известная под названием “программная торговля”, или “налично-фьючерсный арбитраж”, приводила к возрастанию кратковременных и резких колебаний курсов акций, но, тем не менее, в соответствии с общими выводами специалистов, программная торговля повышает эффективность ценообразования на фондовом рынке и фактически служит механизмом для передачи информации.

Выявлена прямая связь между уровнем техники и изменчивостью цен. Так, программная торговля повышает краткосрочную изменчивость цен на фондовом рынке, потому что устанавливает жесткую информационную связь будущих и текущих цен на акции. Другие технологические достижения тоже приводят к повышенной изменчивости цен. Так, улучшение потока информации за счет использования орбитальных спутников наблюдателей проявилось в ускорении колебаний цен на сельскохозяйственные продукты. Повышенная неустойчивость цен подвергает повышенному ценовому риску потребителей и производителей рыночных ресурсов. Проявления подобного риска способны легко нарушить хозяйственную деятельность, которая в иных случаях оказалась бы хорошо отлаженной и безупречно управляемой. Вот тут и возникает потребность в риск-менеджменте. Как уже отмечалось управление ценовыми рисками (являющимися неотъемлемой частью рыночной экономики) – это непосредственное поле деятельности риск-менеджмента на предприятии.

Разговор о других факторах и направлениях развития рынка ‑ впереди.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:27