Конкурентный рынок электроэнергии
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Никишина И.В. Конкурентный рынок электроэнергии // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 29-32.
Аннотация:
Формирование конкурентного рынка - чрезвычайно сложный, многоаспектный и длительный процесс. В настоящее время он функционирует на качественно новых принципах. Так, вся электроэнергия, продаваемая в рамках нового конкурентного рынка, должна быть оплачена денежными средствами, за исключением случаев добровольного согласия производителей и потребителей на иные условия оплаты в рамках прямых договоров.
Ключевые слова: Россия, электроэнергетика, рыночная конкуренция
Формирование конкурентного рынка - чрезвычайно сложный, многоаспектный и длительный процесс. В настоящее время он функционирует на качественно новых принципах. Так, вся электроэнергия, продаваемая в рамках нового конкурентного рынка, должна быть оплачена денежными средствами, за исключением случаев добровольного согласия производителей и потребителей на иные условия оплаты в рамках прямых договоров.
Для нормального функционирования конкурентного рынка электроэнергии должна быть обеспечена реальная возможность эффективной борьбы с неплательщиками, что требует существенного сокращения списка неотключаемых потребителей и обеспечения бюджетно-лимитного принципа снабжения бюджетных потребителей, когда все они (независимо от уровня бюджета) снабжаются в пределах средств, заложенных в бюджете на оплату электроэнергии. С другой стороны, должны быть обеспечены возможности для добросовестных потребителей. Они имеют право требовать обеспечения своего платежеспособного спроса, а также возмещения ущерба в связи с недопоставкой электроэнергии или поставкой электроэнергии с ненадлежащим качеством.
Продавцы и покупатели должны иметь безусловное право добровольно присоединяться к рынку в заявительном порядке, при условии получения лицензии на соответствующий вид деятельности, выполнения технических норм и требований, а также правил работы рынка. Условия работы на новом рынке должны быть более привлекательными для его участников, чем условия работы на регулируемом рынке.
Исключительно важным принципом конкурентного рынка является справедливая конкуренция и рыночное ценообразование. Формирование цен на электроэнергию на новом рынке должно проходить на основе спроса и предложения. Доступ производителей к рынку должен осуществляться на равных условиях, независимо от их формы собственности. При этом к участию в рынке не должны допускаться вертикально-интегрированные энергокомпании, способные использовать свое положение для ограничения доступа потребителей к услугам других производителей и осуществлять перекрестное субсидирование видов деятельности.
Конкурентный рынок не может нормально функционировать в условиях недостатка денежных средств. Оплата энергии посредством бартера и суррогатами искажает рыночные сигналы. В связи с этим уровень оплаты энергии денежными средствами должен быть не ниже 85%.
Проведение такой политики потребует ужесточения требований по оплате поставок электрической энергии и осуществление на практике принципа обслуживания только платежеспособного потребителя с реальной полной ответственностью соответствующих бюджетов за оплату электроэнергии для социально значимых групп потребителей.
Формирование конкурентного рынка электроэнергии будет существенно осложнено, если уровень тарифов на регулируемом рынке будет оставаться недопустимо низким, не покрывающем всех затрат энергокомпаний. Только установление тарифов на уровне откровенно регулируемых затрат и нормальной прибыли позволит обеспечить справедливую конкуренцию и, как следствие, рост эффективности электроэнергетического сектора.
Становление конкурентного рынка электроэнергии потребует существенного развития систем коммерческого учета и урегулирования отношений с кредиторами.
Создание конкурентного рынка невозможно без улучшения нормативно-правового регулирующего механизма, его функционирования. В связи с этим предстоит переработать ряд действующих законов (“Закон о регулировании тарифов”, “Закон об акционерных обществах” и некоторых других не менее значимых законов), разработать поправки к ГК РФ, а также принять новые законы, например, “Закон о федеральной энергетической системе...”. Новые законодательные акты должны закрепить такие принципиально важные положения как:
‑ единство диспетчерской службы и обязательность команд диспетчера для всех участников рынка, независимо от форм собственности;
‑ гарантии недискриминационного доступа к электрическим сетям для всех участников рынка;
‑ изменение характера договоров о поставке электроэнергии и перевод их из категории “энергоснабжающих” в категорию “коммерческих”;
‑ обязательность поставки электроэнергии для всех категорий потребителей;
‑ отказ от перекрестного субсидирования, кроме как в форме перераспределения средств через бюджеты и налоговые механизмы;
‑ распределение полномочий регулирующих органов.
Очень важно, при проведении реструктуризации электроэнергетики учитывать региональные особенности некоторых энергосистем, накладывающие ограничения на переход к конкурентному рынку. В условиях огромного разнообразия природных, социальных и экономических условий различных территорий нашей страны не может быть единого подхода к механизму функционирования энергетики.
Успешное формирование новых рыночных отношений в сфере электроэнергетики невозможно без внедрения новых технологий управления энергокомпаниями, большинству из которых предстоит переход от производственных подразделений РАО “ЕЭС России” или “АО-энерго” к самостоятельным предприятиям, функционирующим в условиях рынка. В связи с этим особую значимость приобретает разработка и внедрение новых бизнес-процессов, включая процедуры бизнес-планирования, учета и бюджетирования, маркетинга и управления кадрами.
Только в случае возникновения эффективных, рыночных энергокомпаний можно рассчитывать на существенное привлечение негосударственных инвестиций. Приток инвестиций, в свою очередь, обеспечит интересы акционеров РАО “ЕЭС России” и его дочерних обществ, так как увеличит привлекательность акций компаний и поднимет их курсовую стоимость.
Достичь эффективности без изменения структуры холдинга не представляется возможным, поскольку любые усилия изнутри компании по изменению системы управления будут вступать в конфликт с внешними, гораздо более сильными стимулами, такими, например, как затратный метод хозяйствования. Одновременно с этим, наличие вертикально интегрированных региональных компаний является мощнейшим стимулом для региональных властей по продолжению политики перекрестного субсидирования. В таких условиях возникает, во-первых, объективное внутреннее сопротивление системы к внедрению противозатратных механизмов, а, во-вторых, инвесторы продолжают оценивать РАО “ЕЭС России”, исходя не из его стоимости бизнеса, а исходя из физической стоимости устаревающих активов.
Создание российского конкурентного рынка электроэнергии позволит поднять хозяйственный механизм электроэнергетики на качественно новый уровень. Вместо административных методов управления отраслью появятся рыночные инструменты, стимулирующие инвестиции и энергосбережение, снижение цен на электроэнергию и тепло, что в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики.
В конечном счете трансформация регулируемого рынка в конкурентный приведет к созданию электроэнергетики такого уровня и масштаба, которые существенно укрепят энергетическую безопасность страны и создадут прочный фундамент устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни россиян.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:50