Региональные аспекты функционирования национальных инновационных систем

Корнева О.Ю., Нехорошев Ю.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (52), Апрель 2011

Цитировать:
Корнева О.Ю., Нехорошев Ю.С. Региональные аспекты функционирования национальных инновационных систем // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 100-105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619465
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Показано, что инновационные преобразования охватывают все виды человеческой деятельности. При этом базовым условием осуществления инвестиций в инновационное развитие экономики страны является активное вмешательство государства в создание институциональных условий для развития экономики, основанной на знаниях. Чтобы обеспечить ускоренное развитие, нужно перейти на иной уровень организации общественного производства. В связи с этим решающим становится наличие стратегии проведения комплекса институциональных изменений, направленных на создание стимулов к реализации инновационных проектов на территории России.

Ключевые слова: менеджмент, экономический рост, управление, производство, прибыль, общество, региональное развитие, структура инноваций



Постиндустриальное общество – это новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему.

Первой серьезной работой обозначающей перспективы трансформации капиталистического и социалистического вариантов индустриального общества в интегральное можно считать работу П. Сорокина [3], где автор убедительно показал признаки взаимной конвергенции капитализма и социализма в смешанный социокультурный тип. Впоследствии большинство специалистов, начиная с Даниэля Белла [2], стали употреблять приставку «пост» при описании новой волны развития общества, что не всегда означало завершение цикла индустриальной цивилизации.

Современное общество действительно оказывает революционизирующее влияние, стремительно меняя условия нашей жизни. Человек обрел в нем могучее, но опасное оружие, не менее могучее и страшное по своим последствиям, чем атомная бомба [3].

«Профильность» инноваций

Инновационные преобразования охватывают все виды человеческой деятельности. Исходными, наиболее изученными считаются технологические инновации разных уровней:

• эпохальные, лежащие в основе становления нового технологического способа производства;

• базисные, служащие импульсом для смены технологических укладов и поколений техники (технологий);

• улучшающие, позволяющие с помощью новых моделей техники и модификаций технологии распространять новые поколения, осваивать новые рынки.

Они служат основой экологических и экономических инноваций, способствующих повышению эффективности воспроизводства.

На уровне стран и регионов – преобладание в экономике страны или региона тех или иных отраслей определяет «инновационный профиль» экономики. Если экономика специализируется на продукции сырьевых отраслей, то активность проявляется в сфере процессных инноваций и закупок оборудования.

Инновационная политика только недавно появилась как сплав научно-технической и промышленной политики, что сигнализирует о растущем признании того факта, что знания играют критическую роль в экономическом прогрессе, что инновации находятся в сердцевине этой «основанной на знаниях экономики». Системные подходы к инновациям смещают центр политики в сторону взаимодействия между институтами, перенося внимание на процессы взаимодействия как в создании знаний, так и в их распространении и применении.

Всеохватность модернизации

Современное состояние инновационного потенциала России на фоне развитых стран оценивается невысоко. Наблюдается тенденция снижения доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007 году до 1,03% в 2008 г. По этому показателю Россия занимает 312-е место в мире [5].

Ведущие позиции в данном рейтинге у стран, где рост ВВП на 50%-90% определяет развитый научно-технический комплекс. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации можно назвать экономические реформы 1990-х годов, обусловившие резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности.

Чтобы обеспечить ускоренное развитие, большинство стран мира опирались на определенные возможности государственных институтов и меры по координации государственной экономической политики и деятельности бизнеса. Ограниченная способность нашего государства вырабатывать и реализовывать экономическую политику означает слабость этого ключевого института развития. Полномасштабная модернизация экономики предполагает скоординированную модернизацию общества, государства и бизнеса, а не просто увеличение расходов на НИОКР со спорной эффективностью.

Стратегия изменений

Инновационный путь развития возможен именно в результате устойчивого и долгосрочного действия институтов. Это фактически означает способность государства и национального частного бизнеса обеспечивать всю цепочку современного развития: от здоровья и образования молодежи до ее эффективной занятости в стране для производства глобально торгуемых товаров. В связи с этим важен вопрос о выборе стратегии использования ресурсов и соответствующего сценария развития страны.

Суть данной стратегии состоит в проведении комплекса институциональных изменений, направленных на создание стимулов к реализации инновационных проектов на территории России.

Фактически переход к модернизации экономики на основе полноценного инновационного развития базируется не на перераспределении ресурсов государством, а на создании новых ресурсов иными методами и другими экономическими агентами.

Этот подход предполагает формирование условий для частных инноваций вопреки сложившейся в экономике ситуации с ресурсами, а также интересам активно действующих влиятельных групп.

Для того чтобы реализовать резерв, заложенный в инновационном росте, и не проиграть технологическую гонку, общество должно перейти на иной уровень организации общественного производства.

Базовым условием осуществления таких инвестиций является активное вмешательство государства в создание институциональных условий для развития экономики, основанной на знаниях. Одним из наиболее ярких проявлений подобной организации выступает формирование национальных инновационных систем (НИС) в рамках новой сетевой модели развития знаний.

На «ландшафте конкурентоспособности»

При системном видении инноваций приобретает важность передача и распространение идей, навыков, знаний, информации и сигналов множества видов. Каналы и сети, через которые эта информация циркулирует, коренятся в социальной, политической и культурной основе, в сильной степени зависят от институциональных рамок и ограничены ими. Подход с точки зрения НИС рассматривает инновационные фирмы в контексте внешних институтов, государственной политики, конкурентов, поставщиков, потребителей, систем ценностей и социальной и культурной практики, которые воздействуют на их функционирование.

Сегодня в рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности в отчете по глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), разработанном для Всемирного экономического форума, Россия занимает вполне достойное место.

GCI включает 12 критериев конкурентоспособности и представляет собой всеобъемлющую оценку, своего рода «ландшафт конкурентоспособности», стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития. Оценочными критериями являются состояние общественных институтов, инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, показатель здоровья нации и уровень начального, высшего образования и профессиональной подготовки, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, степень развития финансового рынка, технологический уровень, объем рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Главной проблемой для России образца 1990-х годов была несоразмерность развития звеньев национальной конкурентоспособности. При этом сильным базовым факторам конкурентоспособности противостояли слабые инфраструктурные. В связи с этим задача сегодня состоит в том, чтобы не допустить ослабления сильных базовых факторов и принять действенные меры по формированию и укреплению указанных инфраструктурных факторов. Ясно, что без соответствующего кадрового обеспечения решить эти проблемы невозможно. Свою существенную роль здесь должны сыграть ведущие финансово-экономические вузы страны.

Вывод

Таким образом, формирующаяся российская инновационная система должна не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Однако в связи с тем, что НИС формируются под влиянием множества объективно заданных для каждой страны факторов, включая ее размеры, наличие природных ресурсов, географическое положение и климат, особенности исторического развития обусловливают элементы государственности и форм предпринимательской деятельности.

Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами скорости и направления эволюции инновационной активности и носят ярко выраженный региональный характер. Региональные аспекты функционирования НИС отмечаются практически в каждом исследовании. Региональная инновационная политика, иногда называемая за рубежом «новой экономической географией», становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы. Более того, амбициозные планы по созданию «новой экономики» в Европейском союзе в качестве необходимого условия достижения успеха рассматривают именно определение и осуществление региональной инновационной политики.


Источники:

1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления её развития [Текст] // Инновации. – 2003, №6.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.
3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума [Текст]. – М.: МНЭПУ, 1998.
4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени [Текст]. – М.: Директ-Медиа, 2007.
5. В Совете Федерации хотят усовершенствовать законодательство в сфере науки и научно-технической деятельности [Электронный ресурс] // http://www.regions.ru/news/fedsovet/.
6. РБК. Рейтинг. [Электронный ресурс] – URL: http:// rating.rbc.ru/article.shtml.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:24:44