Основные пути формирования инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (42), Июнь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112915
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема поддержания конкурентоспособности экономического потенциала стран в условиях глобализации на основе использования достижений научно-технического развития и формирования своих национальных инновационных систем. Выявляются тенденции развития инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.
Ключевые слова: инновационная деятельность, зарубежный опыт, инновационная политика, национальная инновационная система, конкурентоспособность экономического потенциала, тенденции инновационной деятельности
В последние годы страны с развитой рыночной экономикой предпринимают конструктивные меры по приведению темпов и масштабов инновационной деятельности в соответствии с требованиями глобальной экономики. Убедительным примером здесь являются США. В феврале 2006 г. в США был принят комплекс специальных мер по поддержке инновационного развития национальной экономики в рамках специальной программы по поддержке ее конкурентоспособности.
По существу, это меры по государственной поддержке инновационной деятельности, включающие существенное увеличение бюджетных средств на инновации. В частности в 2 раза возросли расходы соответствующих федеральных агентств. Были расширены налоговые льготы для частного бизнеса, относящиеся к науке и инновациям, Представляемые при этом преференции, по расчетам американских статистиков, позволят за 9 лет получить чистую экономию в 86,4 млрд. долларов США [1].
Лиссабонская стратегия реформ
В целях повышения конкурентоспособности западноевропейских стран на глобальных рынках их правительствами и Евросоюзом в целом были разработаны специальные меры по активизации инновационной деятельности как основы обеспечения экономического роста. На заседании Европейского сообщества в марте 2000 г. в Лиссабоне страны-участники, исходя из признания того, что Европа не сможет стать самой динамичной экономикой в мире к 2010 г. и обогнать США и Восточную Азию, заявили о коллективном стремлении сделать «экономику Евросоюза самой конкурентной, динамичной и инновационной в мире».
Для осуществления этого был разработан специальный инструмент – Лиссабонская стратегия реформ. В 2005 г. в качестве главной задачи в Евросоюзе было провозглашено повышение темпов экономического роста и снижение безработицы. Результатом реализации такого программного документа, согласно данным Евро-комиссии, предусматривалось повышение ВВП на 12-23% и увеличение уровня занятости на 11% по сравнению с тогдашним уровнем.
Одновременно как результат формирования соответствующей инновационной политики стала предметом обсуждения концепция создания национальной инновационной системы. Лиссабонской стратегией предусматривалось довести объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП с 1,9% в 2000 г. до 3% в 2010 г.
Концепция единого Европейского исследовательского Пространства
Важным документом, определившим контуры, направления и стратегию развития национальных инновационных систем для западно-европейских стран, стала Концепция единого Европейского исследовательского пространства, сформированная на Лиссабонском саммите. В качестве одной из главных задач в ней было определение перспектив развития Европейского Союза на период до 2021 года и преодоление основных вызовов ХХI века. Они включали:
Необходимость такой концепции была обусловлена тем, что 27 стран Европейского Союза отстают от США и Японии по уровню финансирования НИОКР. Эти страны направляют на НИОКР 1,7% ВВП по сравнению с 2,6% США и 3.3.% Японией [2]. Наблюдается также недостаточное участие частного бизнеса в финансировании НИОКР. В европейских странах частный бизнес берет на себя только 60% всех расходов, тогда как в Японии – 70%, в США – 68% [2]. Очевидно и значительное отставание европейских стран от США и Японии по показателям инновационной активности, производительности труда и по удельному весу на мировых рынках новых продуктов. Концепция исходила из необходимости формирования единого инновационного пространства со свободным переливом финансовых и человеческих ресурсов, а также технологий.
Зеленая книга «Европейская исследовательская сфера. Новые перспективы»
Конкретное воплощение этой концепции нашло свое выражение в представленной в 2007 г. Зеленой книге «Европейская исследовательская сфера. Новые перспективы». В ней были определены шесть основных направлений интеграции и развития европейских НИОКР.
Понятно, что превращение Европы в «наукоемкое экономическое пространство» сопровождается резким увеличением финансовых расходов. Только на фундаментальную науку предполагается израсходовать 7,4 млрд. евро. При этом главные усилия направлены на привлечение научных кадров, дефицит которых оценивается в 700 тыс. человек [3].
В Западной Европе получила развития особая институциональная форма, в рамках которой задействованы механизмы регионального и межрегионального развития. Это, так называемые, агентства развития, выполняющие функции центров по распространению инноваций и бизнес – центров. Они становятся на региональном уровне катализаторами развития сетей, связывающих местных субъектов хозяйственной деятельности с правительством региона, и осуществляющих работу по привлечению иностранного капитала в регион.
Центры по распространению технологий
Самостоятельным видом таких организаций являются центры по распространению технологий, независимые консультативные организации в сфере технологий и бизнеса. Будучи независимыми, они нередко получают помощь от Европейской комиссии по предпринимательству. При этом специальные фонды Европейского Союза финансируют создание инновационной инфраструктуры в основном в отсталых по развитию регионах.
В настоящее время такого рода специализированных посреднических организаций насчитывается 68 в 30 странах с банком данных по более чем 13 основным технологиям. Эти агентства /или центры / сами образуют сеть, в рамках которой обеспечивается участие 220 различных европейских организаций. Такого рода посредники рассматриваются как «окно» в Европу, открывающее возможности научно-исследовательским организациям осуществлять трансферт технологий с другими организациями.
В частном секторе также функционирует сеть центров по инновациям, призванных оказывать поддержку предпринимательству и инновациям, содействовать инновационному развитию. Уже действует 150 такого рода центров в 20 европейских странах [4].
Китай как мировой инновационный лидер
Согласно публикуемому Форсайт прогнозу, к 2020 г. предполагается сделать Китай инновационным лидером, а к 2050 г. – мировым лидером в сфере технологии и науки. Об успешном продвижении к такой цели свидетельствует быстрый рост наукоемкой продукции в китайской экономике, доля которой с 5% в начале 90-х годов возросла до 30% в 2005 г. [5].
В условиях экономического кризиса правительством Китая уделяется особое внимание развитию приоритетных отраслей преимущественно на современном техническом уровне с использованием достижений отечественной науки.
В январе 2009 г. премьер Госсовета КНР Вэн Цзябао призвал к досрочному выполнению государственной программы развития науки и техники, рассчитанной до 2020 г. В соответствии с этим Академия наук КНР осуществляет разработку плана действий по осуществлению прорыва по 10 приоритетным направлениям. Среди них на первом месте выдвигаются космические и информационные технологии, производство современных материалов [6].
Основные тенденции развития инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой
Обобщая все вышесказанное, необходимо охарактеризовать основные тенденции в организации инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой на современном этапе.
1. Государства берут на себя ответственность за создание в стране наиболее благоприятного правового и институционального климата для активизации инновационной деятельности, сохранения и наращивания интеллектуального потенциала, создания благоприятных условий для воспроизводства знаний и превращения их в конкурентоспособные продукты и технологии.
2. Особое внимание государства уделяют совершенствованию механизмов финансового обеспечения развития науки и инновационной деятельности, а также национальных образовательных систем, непосредственно участвующих в наращивании научно-технического потенциала своих стран и в воспроизводстве высококвалифицированных кадров.
3. Государствами создаются все необходимые условия для вовлечения бизнеса в инновационную деятельность, для подключения частного капитала к инновационным процессам в основном на стадии предпроизводственного и промышленного освоения новшеств, когда минимален риск и есть все предпосылки для успешной коммерциализации новшеств в экономике.
Источники:
2. Шелюбская Н.В. Создание единого Европейского научного пространства и роль государства // Наука и власть: Проблемы коммуникаций. Мат-лы Всерос. науч. конференции. (Москва, 26 сентября 2008 г.) М.: Научный эксперт, 2009.
3. Дублянская Г.Ю. Глобальные императивы социально-инновационного развития // Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: Междун. конф. Москва 23-25 апреля 2008 г.: Сб. ст. Т.1 / МГУ им М.В.Ломоносова. Экон. фак.; Под ред. Колесова В.П., Тутова Л. А. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Движение регионов России к инновационному развитию / Гранберг А.Г., Валентей С.Д., Одинцов А.В. и др.; РАН. Ин-т экономики. М.: Наука, 2006.
5. Дынкин А., Иванова Н. Инновационная динамика. Глобальные тенденции и Россия // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 5.
6. Новоселова Л. КНР: инвестиции в преодоление кризиса. (О концепции и направлениях реализации антикризисной политики) // Российский экономический журнал. – 2009. – № 1–2.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 02:18:25