Анализ инновационного потенциала субъектов национальной инновационной системы России

Чернявский Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (42), Июнь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112913
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы состояния и развития инновационного потенциала субъектов ПФО. Определено значение инновационного потенциала. Определены основные компоненты, формирующие его.

Ключевые слова: инновации, национальная инновационная система, инновационный потенциал, экономика региона, региональная инновационная система



Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной (в глобальном масштабе) национальной инновационной системы, которая в свою очередь состоит из региональных инновационных систем (далее - РИС).

Создание региональной инновационной системы довольно сложный и неоднозначный процесс, основанный на стратегических преимуществах соответствующих регионов, связанных с высоким образовательным и научно-техническим потенциалом.

В настоящее время тенденции региональной инновационной системы определяются как стартовыми условиями и институциональными особенностями региона, так и преимуществами и недостатками российской национальной инновационной системы в целом.

Инновационный потенциал субъектов национальной инновационной системы подвержен серьезной региональной диверсификации.

Инновационный потенциал региона

Основой для инновационного развития региона является его инновационный потенциал. В настоящее время существует множество интерпретаций понятия «потенциал». Понятие инновационного потенциала получило развитие с начала 80-х годов XX века. В последнее время это понятие находит все большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных подходов к этой дефиниции.

Проанализируем важнейшие составляющие инновационного потенциала. Показатель внутренних затрат на исследования и разработки является главным при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития. В таблице 1 представлены показатели внутренних затрат на исследования и разработки 10 ведущих мировых научных держав, включая Россию, а также ЕС и ОЭСР в целом.

Таблица 1

Внутренние затраты на исследования и разработки (по основным секторам) в 2006 г.

ЕС и ОЭСР в целом. Как видим, по масштабам внутренних затрат на исследования и разработки и их доле в ВВП Россия уступает всем ведущим странам, кроме Италии. Самые высокие темпы прироста внутренних затрат на исследования и разработки демонстрирует Китай - 172%. По этому показателю Россия на втором месте – 48,5%. Среди других стран наибольший прирост имеют Япония – 22% и Канада – 18%, что выше среднего показателя по ОЭСР, который составил 16,5%.

Инновационная активность организаций

Одним из значимых показателей мер государственной поддержки инновационного предпринимательства является динамика числа таких организаций, что наглядно продемонстрировано на рис. 1.

Рис. 1. Динамика количества инновационно-активных организаций Приволжского федерального округа в 1995-2008 гг.

Следует с сожалением отметить, что число инновационно-активных организаций в целом по РФ в 2008 г. по сравнению с 1995 г. снизилось на 9,7%. По Приволжскому Федеральному округу ситуация чуть хуже – их число снизилось на 10,9%. Практически во всех субъектах округа произошло снижение общего количества инновационно-активных организаций. А, если увеличение, то весьма незначительное. И только в Республике Мордовия выявлен существенный прирост – на 75%. Хотя это можно объяснить очень низким первоначальным уровнем.

Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, составил в 2008 г. по РФ – 9,4%, по ПФО – 12,5%. Лидерами являются: Пермский край (26,4%), Оренбургская область (17,0%), Республика Татарстан (14,3) и Самарская область (13,8%). Самый низкий удельный вес наблюдается в Республике Марий Эл (7,5%).

Среди регионов ПФО Самарская область находится на первом месте по объему отгруженной инновационной продукции. Республика Татарстан занимает второе место

Занятость исследованиями и разработками

Постоянная инновационная деятельность невозможна без развития науки и технологии. Одной их важных составляющих инновационного потенциала региональной инновационной системы ПФО является численность персонала, занятого исследованиями и разработками.

Среди регионов ПФО по численности персонала, занятого исследованиями и разработками, первое место занимает Нижегородская область, второе - Самарская область, третье - Республика Татарстан.

В Чувашской Республике начиная с 1995 года численность специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась на 66,7% и составила в 2008 году 1158 Человек

Численность исследователей за анализируемый период снизилась на 13105 человек или на 20,7%. Их доля в общем количестве персонала, занятого исследованиями и разработками, составляла в 1995 г. 40,2% и 41,5% в 2008 г., т. е. возросла на 1,3%. Такие структурные изменения, конечно же, можно оценить положительно. Технический персонал снизился с 14225 чел. в 1995 г. до 7791 человек в 2008 г. или на 45,2%, вспомогательный персонал уменьшился с 52212 до 40981 человек или на 21,5% и численность прочих работников уменьшилась с 27522 до 21807 человек в 2008 году или на 20,8%. Таким образом, самое значительное снижение затронуло технический персонал.

Вывод

Сравнение уровня инновационной активности субъектов региональной инновационной системы ПФО, Российской Федерации свидетельствует о том, что сложившаяся в ПФО «инновационная ситуация» выглядит достаточно благополучно по сравнению с общероссийской. Инновационная активность предприятий ПФО почти в 1,5 раза выше, чем в Российской Федерации. В то же время и среди рассмотренных субъектов имеется существенная дифференциация инновационного потенциала.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 667 (ред. от 03.03.2010) "О Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям" // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, № 39, ст. 4433.
2. Постановление Кабинета Министров ЧР от 29.05.2009 N 178 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года" // Собрание законодательства ЧР. 2009. № 5, ст. 1396.
3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. – М., 2009.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009: статист. сб. / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). – М.: Федеральная служба гос. статистики (Росстат), 2009.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 02:41:47