Особенности инновационной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации
Заигралова С.В.1
1 Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Саратов
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676114
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В условиях перехода российской экономики на рыночные начала особую актуальность приобретает адаптация существующей системы здравоохранения к вызовам современности. Именно поэтому разработка эффективной инновационной политики в учреждениях здравоохранения становится первоочередной задачей для всех уровней его работы. Формирование принципов государственной политики в сфере здравоохранения позволит заложить стратегические основы развития инновационной политики в системе здравоохранения. Разработка, качественная и количественная оценка показателей, характеризующих инновационную деятельность, позволит оценить результаты функционирования существующей инновационной системы и, в случае необходимости, улучшить их
Ключевые слова: инновации, здравоохранение, управление, стратегия
JEL-классификация: O31, O32, O33, I15
Введение. Целью инновационной политики в сфере здравоохранения является реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и обеспечение населения качественной высокотехнологичной медицинской помощью. Совершенствование качества оказания медицинской помощи населению возможно лишь при условии перехода на инновационной путь развития здравоохранения на основе передовых достижений медицинской науки, разработки и внедрения качественно новых лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в практическое здравоохранение.
Ключевыми задачами при разработке и внедрении инновационной политики в здравоохранении должны стать разработка и практическая реализация программ борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработка и внедрение программ по борьбе с онкологическими заболеваниями, совершенствование системы детского здравоохранения, обеспечение медицинских учреждений высококвалифицированными кадрами, формирование системы национальных медицинских исследовательских центров, внедрение передовых инновационных технологий, в том числе разработка и практическая реализация системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациента и, наконец, создание механизма взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы [5].
Главной перспективной стратегической целью в отечественном здравоохранении должно стать развитие медицинской науки с учетом достижений передовых развитых стран Европы и США. Инновационная модель развития здравоохранения предполагает комплексное взаимодействие теоретического и практического здравоохранения, планирование и последующее внедрение передовых научных исследований в учреждения здравоохранения, постоянную подготовку и переподготовку специалистов, способных обеспечить разработку и внедрение научных достижений.
Следует отметить, что разработка инновационной политики в сфере здравоохранения должна носить комплексный характер и разрабатываться как на уровне государства, так и на уровне самой медицинской организации. Здравоохранение должно стать частью национальной экономической стратегии в меняющихся условиях глобальной рыночной экономики. В динамично развивающемся государстве и обществе здравоохранение и смежные с ним отрасли, такие как фармацевтическая промышленность, информационные технологии, система медицинского страхования, производство медицинского оборудования, являются залогом формирования устойчивого экономического развития. Это становится особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса.
Для обеспечения эффективной реализации инновационного развития системы здравоохранения необходима слаженная работа следующих ее компонентов: стратегическое планирование и управление инновационным развитием здравоохранением на всех уровнях (федеральном, региональным, местном), рациональное и эффективное финансирование инноваций в сфере здравоохранения, формирование качественной нормативно-правовой и научно-методической и институциональной базы данной отрасли [2].
Нерешенные задачи, существующие в отечественном здравоохранении, такие как повышение эффективности деятельности первичного звена, улучшение эффективности коечного фонда, поиск ресурсосберегающих технологий работы, поиск новых организационно-правовых форм медицинской организации, новые источники финансирования деятельности медицинской организации, требуют разработки инновационных подходов к формированию стандартов ведения больных по различным видам медицинской помощи на соответствующем уровне. Таким образом, реализация инновационной политики в сфере здравоохранения должна предусматривать комплексные меры по повышению медицинской, социальной и экономической эффективности здравоохранения в целом.
Инновационная политика государства ориентирована на инновационный путь развития здравоохранения и осуществление комплекса мероприятий, что напрямую корреспондируется с приоритетным национальным проектом «Здравоохранение». При этом для реализации инновационной политики необходимо создание условий для развития инновационной деятельности. Государственная инновационная политика должна предусматривать инновационное развитие в учреждениях здравоохранения федерального, регионального и местного уровней, входящих в государственный сектор здравоохранения. Особенно следует отметить то, что государственная инновационная политика должна предусмотреть и мероприятия, направленные на развитие негосударственного медицинского сектора. К нему относятся: частные медицинские организации, врачи частной практики, организации по производству медицинского оборудования и медицинской техники, фармацевтические компании, аптечные организации [1].
При этом необходимо сформировать принципы государственной инновационной политики в сфере здравоохранения. На наш взгляд, их можно разделить на две условные группы: общие и частные.
К общим принципам государственной инновационной политики в здравоохранении отнесем: формирование эффективной инновационной институциональной структуры, обеспечивающей переход от управлению затратами к управлению результатами; обеспечение равнодоступной и качественной медицинской помощи всем категориям граждан России; предоставление гарантированного минимального объема бесплатной медицинской помощи; непрерывное повышение качества медицинской помощи; повышение эффективности первичного звена сферы здравоохранения; инновационная социальная ориентированность системы здравоохранения в целом.
К частным принципам государственной инновационной политики отнесем: разработку четких регламентов и стандартов для предоставления качественной медицинской помощи, учет перспективных потребностей системы здравоохранения на основе комплексного подхода к анализу ключевых показателей эффективности его деятельности, создание системы управления качеством медицинской помощи, формирование конкурентоспособной модели системы обязательного медицинского страхования.
Организационные меры по реализации программы инновационного развития здравоохранения должны включать в себя: разработку плана реализации инновационного проекта; увязку данного плана с инвестиционной программой и финансовым планом, разработку механизма корректировки плана в соответствии с меняющимися рыночными условиями, увязку вознаграждения учреждения ходом реализации программы. Для эффективного функционирования разработанной программы следует первоначально провести мониторинг ключевых показателей эффективности системы здравоохранения, анализ заявленного объема финансирования, системный анализ среднесрочного плана реализации программы инновационного развития здравоохранения, мониторинг использования медицинской организацией внешних источников инноваций. В качестве механизмов проверки предоставляемых медицинскими организациями данных могут быть использованы выборочный аудит хода реализации программы инновационного развития, а также привлечение заинтересованных организаций, например, высших учебных заведений.
Разработка инновационной политики в сфере здравоохранения предполагает проработку стратегических проблем отечественного здравоохранения, организацию внедрения инноваций, учет внедрения и контроля инноваций.
На наш взгляд, достижение положительной динамики в состоянии развития отечественного здравоохранения возможно лишь при условии внедрения в нее технологических и организационно-экономических инноваций. Постоянно сокращающаяся численность трудоспособного населения требует сбережения трудоспособного населения для обеспечения запланированных темпов экономического роста и развития. При этом с каждым годом все увеличивается разрыв в технологическом плане российского здравоохранения от передовых систем здравоохранения стран Европы и США. К перспективным технологическим инновациям в сфере здравоохранения отнесем: применение стволовых клеток для лечения различных заболеваний, тканевую инженерию, технологию производства персонифицированных лекарственных препаратов, хирургию на основе компьютерных технологий, разработку биогенетических материалов, протеиновый инжиниринг, технологии широкомасштабного анализа ДНК, клеточную терапию и биочипы [3].
Новые технологии неизбежно приведут в необходимости структурной перестройки и в системе организации медицинской помощи населению. Возникнет необходимость в концентрации медицинской помощи в крупных специализированных профильных центрах, формировании виртуальных медицинских организаций и замещении традиционных систем информационными. Именно организационно-экономические инновации и позволят трансформировать функционирование медицинских организаций в соответствии с вызовами современности. К организационно-экономическим инновациям следует отнести инновации в системе управления организацией, реструктуризацию деятельности медицинских учреждений, новые способы и методы оказания медицинской помощи в рамках разработанных технологических инноваций. Данный вид инноваций направлен на оказание новых высокотехнологичных медицинских услуг для улучшения качества жизни пациентов [4, с. 36-39]. Особенную практическую значимость в системе отечественного здравоохранения приобретает поиск механизмов финансирования и легализации системы здравоохранения для развития комфортности данной отрасли. Организационно-экономические инновации должны включать в себя такие направления, как администрирование инноваций (деятельность государственных органов управления всех уровней), самоорганизацию системы здравоохранения (совокупность процессов взаимодействия внешней среды и здравоохранения) и внутрисистемные взаимодействия. Совокупность организационно-экономических и технологических инноваций формируют инновационную среду сферы здравоохранения.
Неотъемлемой частью эффективно функционирующего инновационного механизма в сфере здравоохранения является анализ ключевых показателей оценки инновационной деятельности. Условно их можно разделить на две подгруппы: показатели, которые могут быть рассчитаны для медицинских организаций любого типа, и показатели, которые могут быть рассчитаны для медицинских организаций с учетом специфики их работы. На наш взгляд, особое внимание следует уделить следующим показателям, единым для всех медицинских организаций:
– коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью, который показывает наличие у учреждения интеллектуальной собственности и прав на нее (патентов, лицензий, промышленных образцов или полезных моделей);
– подготовки персонала, который характеризует уровень наличия в организации работников, подготовленных к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи и качественных медицинских услуг;
– коэффициент инновационного роста, который показывает долю инновационного инвестирования и должен быть рассчитан отдельно по внебюджетным и бюджетным инвестициям;
– коэффициент инновационного уровня оборудования, который характеризует долю передового лечебно-диагностического оборудования в общем объеме оборудования;
– коэффициент технологичности инновационных услуг, иллюстрирующий долю высокотехнологичной медицинской помощи в общем объеме оказанных услуг;
– показатель отдачи затрат на инновации, который показывает, как меняется отношение стоимости высокотехнологичной медицинской помощи к затратам на инновации в конце анализируемого периода по отношению к началу;
– показатель бюджетной отдачи затрат на инновации. С его помощью можно определить, каким образом затраты на инновации влияют на бюджетную эффективность с позиции сокращения расходов на выплаты по временной нетрудоспособности и других затрат, связанных с пребыванием пациентов в стационаре.
Комплексный анализ приведенных показателей позволит сделать объективный вывод о состоянии инновационной деятельности в учреждении здравоохранения и оценить его перспективы.
Все приведенные показатели могут быть рассчитаны для всех учреждений здравоохранения, однако специфика учреждения может внести корректировку при расчете данных показателей.
Заключение
Таким образом, в современных условиях функционирования российской экономики разработка оптимальной инновационной политики в учреждениях здравоохранения становится одной из наиболее актуальных задач его развития. Очевидно, что определенные шаги для достижения обозначенной задачи предпринимаются в последние десятилетия на всех уровнях, как на федеральном, так и на региональном и местном.
Однако при этом во многих учреждениях здравоохранения отсутствует разработанная целостная система и механизм управления инновационной деятельностью, нет показателей, по которым можно оценить эффективность инновационной деятельности, либо имеющаяся система оценочных показателей эффективности инновационной деятельности разработана недостаточно. Особую важность приобретает консолидированная и слаженная работа руководителей структурных подразделений учреждений здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Все это позволит достичь максимальной эффективности работы системы здравоохранения и достичь главной цели его функционирования – улучшения здоровья нации.
Источники:
2. Приоритетный национальный проект « Здоровье» https://strategy24.ru/rf/health/projects/natsional-nyy-proyekt-zdravookhraneniye
3. Доклад Заместителя министра экономического развития РФ Фомичева О.В. Инновационная Россия 2020 http://vvsu.ru/files/AABDE389-91CE-425D-9477-FD5685650E52.pdf
4. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии [Текст]: докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11-14 апр. 2017 г./ рук. авт. кол. С.В. Шишкин; Нац. Исслед.ун-т «Высшая школа экономики» . – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017.- 54 [2] с. – 500 экз. – ISBN 978-5-7598-1578-5 (в обл.). – ISBN 978-5-7598-1645-4 (e-book).
5. Доклад Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой на заседании Президиума Госсовета при Президенте РФ http://ktovmedicine.ru/news/2019/5/doklad-veroniki-skvorcovoy-na-zasedanii-prezidiuma-gossoveta-o-zadachah-v-sfere-zdravoohraneniya.html
Страница обновлена: 30.10.2024 в 11:47:18