The position of territorial development programs in the architecture of the state planning system of Kazakhstan
Iskakov A.E.1, Tkachenko I.N.2
1 ТОО «Astana Aynasy», Kazakhstan
2 Уральский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 26
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 2 (April-June 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46326917
Abstract:
In the framework of this study, an attempt to describe the relationship between the development programs of the territories and documents included (and not included, but having a direct impact) in the system of state planning in order to form the basis for further research of this tool of state planning is made.
The relevance of the proposed topic lies both in the gaps in Knowledge of the state planning system of the Republic of Kazakhstan, and in the objective lack of structured information about the architecture of state planning in Kazakhstan.
The fundamental factors that determine the need to improve the system of state planning in Kazakhstan traditionally include the declarativity of the goals stated in the documents, poor decomposition of key targets and indicators, lack of harmonization between planning levels, underestimation of planned indicators, etc.
Keywords: state planning, programs of territorial development, territorial development, state programs, Republic of Kazakhstan
Вопросы изучения взаимосвязей между элементами системы госпланирования и структурирования ее архитектуры рассматривался в работе Мут Ю.В. и соавторов [1] (Mut, Blinov, Goryaeva, Nikiforova, 2016), где в общих чертах представлены методологические подходы к разработке российских документов стратегического планирования, направленных на развитие регионов и населенных пунктов, но (несмотря на название работы) не раскрывающие пути обеспечения сбалансированности этих документов между собой, между различными категориями стейкхолдеров или согласованности документов в зависимости от хода развития социально-экономической ситуации.
Обращаясь также к изучению российских практик, примечательно, что Одинцова А.В. [2] (Odintsova, 2018) относит к факторам, сдерживающим развитие стратегического планирования на местном уровне в России: ограниченность экономических ресурсов, преобладание приоритетов вышестоящих органов над региональными приоритетами и соответствующее распределение средств, а также тенденцию передачи функций вышестоящих органов местным.
В целом можно утверждать, что данные факторы также представлены и в казахстанских реалиях, что отмечается в работах Вечкинзовой Е.А. [3; 4] (Vechkinzova, 2009). Данный автор позиционирует региональное управление как совокупность воздействий на различные сферы отношений в общественной жизни региона, в которых местные исполнительные органы выступают в роли тех, кто формулирует целевой образ экономических взаимоотношений в регионе и своим воздействием стимулирует изменения в существующих взаимоотношениях для приведения их к целевому состоянию.
Схожая позиция отмечается в работе Маркварт Э. [5] (Markvart, 2017), но автор указывает на важность обеспечения партисипативности на всех этапах жизненного цикла документов стратегического планирования. В случае же когда инструменты вовлечения различных стейкхолдеров носят формальный характер местное сообщество теряет доверие к исполнительной власти, что негативно сказывается на общественно-политической ситуации.
Наряду с вышеуказанными работами были изучены статьи казахстанских авторов, в частности Ли В.Д. [6] (Li, 2016), Абдыгаппаровой С.Б. и Адиловой А.М. [7] (Abdygapparova, Adilova, 2015), Кaфтункиной Н.С. и Попп Л.A. [8] (Kaftunkina, Popp, 2016), Косдаулетова Р.Е. [9] (Kosdauletova, 2016), Есенгельдина Б.С. и Катышева Д.М. [10] (Esengeldin, Katyshev, 2017). К сожалению, рассмотренные работы не имеют теоретической и практической ценности, носят описательный характер и достаточно ярко характеризуют текущее положение казахстанской экономической науки в целом. Эти работы имеют слабо проработанную методологию и в основном опираются на поверхностное изучение программных документов и формулируют актуальность заявленной тематики исходя из политической конъюнктуры.
Далее рассмотрим краткие результаты анализа положения основных документов, регламентирующих систему госпланирования в Казахстане – Постановление Правительства Республики Казахстан № 790 от 29 ноября 2017 года «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» [11] и Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан № 64 от 19 февраля 2018 года «О некоторых вопросах Системы государственного планирования в Республике Казахстан» [12].
Система госпланирования Казахстана состоит из трех уровней, где первый (наивысший) представляет собой совокупность генеральных целей, управленческих парадигм, общенациональных целевых индикаторов и показателей, определяющих развитие страны. К данной группе документов относятся:
· стратегия «Казахстан-2050»;
· стратегический план развития Республики Казахстан;
· прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;
· стратегия национальной безопасности.
Документы второго уровня представляют собой ряд документов, посредством которых массив национальных и отраслевых целевых индикаторов декомпозированы до уровня отдельных центральных и местных исполнительных органов. Документами второго уровня являются:
· прогноз социально-экономического развития;
· государственные программы.
Документами же третьего уровня, определяющими конкретные пути реализации вышестоящих документов, являются:
· стратегические планы центральных госорганов;
· программы развития территорий;
· стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.
Также существует ряд документов, не относящихся ни к одному из вышеуказанных уровней, но непосредственно участвующих в механизмах системы госпланирования, к которым относятся:
· концепции и доктрины;
· послания президента;
· общенациональные планы по реализации посланий;
· стратегическая карта национальных индикаторов;
· базовый перечень показателей программ развития территорий.
В целях более наглядной визуализации выявленных связей между вышеуказанными документами была составлена следующая схема, соответствующая фактической архитектуре системы госпланирования Республики Казахстан (рис. 1).
Рисунок 1. Архитектура системы госпланирования Казахстана (составлено автором)
В ходе анализа были установленные следующие связи программ развития территорий с другими элементами системы госпланирования (табл. 1).
Таблица 1
Связи программ развития территорий с другими элементами системы госпланирования Казахстана (составлено автором)
Документ
|
Связанные элементы
| |||
Вышестоящие
|
Равноуровневые
|
Нижестоящие
|
Внеуровневые
| |
Программы развития территорий
|
·
Стратегия
«Казахстан-2050»
· Стратегический план развития Республики Казахстан · Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны · Стратегия национальной безопасности · Прогноз социально-экономического развития · Государственные программы |
·
Стратегические
планы центральных госорганов
|
-
|
·
Базовый
перечень показателей
|
При этом следует отметить, что программы развития территорий делятся на два подуровня, где первым выступает региональный уровень: столица, город республиканского значения или область, а вторым выступает субрегиональный уровень: областной центр, город областного подчинения или район области.
В целом следует отметить, что программы развития территорий имеют наибольшее количество «входящих» в них документов – 8, на основании чего можно назвать их самым нижестоящим документом системы госпланирования. Для сравнения, стратегические планы центральных госорганов имеют только 6 «входов», а стратегии развития национальных управляющих холдингов, холдингов и национальных компаний – только 3.
Таким образом, можно утверждать, что региональное развитие в архитектуре системы госпланирования находится в подчиненном состоянии по отношению к целям, задачам и ориентирам, стоящим перед центральными госорганамии, положение данной категории документов идентифицировано в системе госпланирования в достаточной мере.
На основании результатов, представленных в настоящей работе, возможно проводить дальнейшие исследования по выявлению и категоризации стейкхолдеров, формулированию жизненного цикла программ, анализу их гармонизации со связанными документами и т.д.
References:
Esengeldin B.S., Katyshev D.M. (2017). Analiz i otsenka effektivnosti gosudarstvennyh programm i proektov v Respublike Kazakhstan [Analysis and evaluation of the effectiveness of government programmes and projects in the Republic of Kazakhstan]. Vestnik karagandinskogo universiteta. Seriya ekonomika. (1). (in Russian).
Markvart E. (2017). Uchastie zhiteley v strategicheskom planirovanii -obremenitelnaya obyazannost ili neraskrytyy potentsial? [Participation of inhabitants in strategic planning -the burdensome duty or unsolved potential?]. Vestnik ekspertnogo soveta. (2(9)). 26-32. (in Russian).
Mut Yu.V., Blinov G.N., Goryaeva N.G., Nikiforova A.A. (2016). Metodologicheskie podkhody po obespecheniyu sbalansirovannosti sistemy strategicheskogo planirovaniya na munitsipalnom urovne [Methodological Approaches to Balanced Municipal-level Strategic Planning]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). (3). 18-34. (in Russian).
Odintsova A.V. (2018). The problems of institutionalizing municipal strategic planning Problems of Territory’s Development. (5(97)). 99-109. doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.7.
Vechkinzova E.A. (2009). Institutsionalnye osnovy otsenki effektivnosti gosudarstvennyh, otraslevyh i regionalnyh programm v Respublike Kazakhstan [The institutional framework for the evaluation of the effectiveness of national, sectoral and regional programs in the Republic of Kazakhstan]. Izvestiya UrGEU. (4(26)). 151-156. (in Russian).
Vechkinzova E.A. (2009). Osnovnye faktory, vozdeystvuyushchie na effektivnost realizatsii gosudarstvennyh programm v Respublike Kazakhstan [The main factors influencing the efficiency of implementation of state programs in the Republic of Kazakhstan]. Vestnik ChelGU. (26). 110-112. (in Russian).
Страница обновлена: 03.05.2025 в 12:02:20