От разделяемых ценностей к эффективности: путь одного ТСЖ

Тарханова Е.Г.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 20, Номер 4 (Апрель 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрена деятельность конкретного товарищества собственников жилья (ТСЖ) через призму стейкхолдеровского подхода, концепций управления по ценностям и их создания. Проведена оценка важности общих для стейкхолдеров ТСЖ (членов правления и жильцов) ценностей с помощью объективных показателей и контент-анализа чатов современного мессенджера. Оказалось, что важность некоторых ценностей у членов правления и жильцов совпадает. Полученные оценки важности ценностей переведены в баллы для сравнения с результатами исследований Ш. Шварца, взятыми за образец. После сопоставления было обнаружено, что ценности, в том числе и совпадающие, необходимо изменять с помощью совершенствования системы взаимоотношений рассмотренных стейкхолдеров. При этом необходимо учитывать двигатели поведения индивидов, рассмотренные в работах Ф. Котлера. Изменение ценностей двух сторон должно повысить эффективность деятельности ТСЖ.

Ключевые слова: товарищество собственников жилья, ценность, стейкхолдеры, некоммерческая организация, контент-анализ

JEL-классификация: L31, L33, L39

Источники:

Алексеев Н.С. Теория управления «Эпохи без закономерностей». Менеджмент в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/press/management/2000-3/03.shtml ( дата обращения: 25.03.2019 ).
2. Алиева Ж.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в сфере финансового обеспечения объектов жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 763. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=25324234.
3. Астафьев С.А. Система государственно-общественного регулирования жилищной сферы в Российской Федерации // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 4(99). – С. 191-199. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=23411990.
4. Астафьев С.А., Цвигун И.В. Построение методики оценки качества работы управляющих компаний в жилищной сфере // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 6. – С. 212-215. – url: http://izvestia.bgu.ru/reader/article.aspx?id=14611 .
5. Балашова Н.В., Кузнецова Н.В. Влияние организационной культуры на эффективность работы компании // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 3. – С. 5-15. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-3-5-15 .
6. Борисова Е.И., Пересецкий А.А., Полищук Л.И. Анализ эффективности некоммерческих ассоциаций методом стохастической границы (на примере товариществ собственников жилья) // Прикладная эконометрика. – 2010. – № 4(20). – С. 75-101. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-nekommercheskih-assotsiatsiy-metodom-stohasticheskoy-granitsy-na-primere-tovarischestv-sobstvennikov-zhilya-1.
7. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Товарищество собственников жилья: проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 350. – С. 146-151. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=16754535 .
8. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г., Суренян М.А. Анализ проблем развития ТСЖ и стимулирование их создания // Вестник угуэс. наука, образование, экономика. серия: экономика. – 2014. – № 1(7). – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=21820614.
9. Геранюшкина Г.П., Щеголева Т.М., Сковитина Д.П. Психосемантический анализ ценностей студентов различных языковых групп // Baikal Research Journal. – 2017. – № 4. – С. 6. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).6 .
Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке. Econ.wikireading.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://econ.wikireading.ru/61454 ( дата обращения: 25.03.2019 ).
ЖКХ Контроль. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Рейтинг проблем в ЖКХ. Gkhkontrol.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/2018/01/43301 ( дата обращения: 25.03.2019 ).
12. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В. Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 3. – С. 20. – url: http://naukovedenie.ru/PDF/42EVN316.pdf.
13. Игнатьев Н.М. О понятии экономической интеграции хозяйствующих субъектов // Экономический журнал. – 2012. – № 3(27). – С. 99-104. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=18845008.
Коммунальный ад. Жители общежития в Тайшете задыхаются от «моря» фекалий и мусора. Youtu.be. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/cO0RaQ49Ri4 ( дата обращения: 25.03.2019 ).
15. Котельников М.В. Стратегия интеграции предприятий в рамках цепочки создания стоимости // Российский экономический интернет-журнал. – 2008. – № 3. – С. 82. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=18791435.
Котлер Ф., Андреасен А.Р. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 854 с.
Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте (статья первая). Электронная библиотека. Гражданское общество в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Bazov_zen_St1_Magun_Rudnev.pdf ( дата обращения: 25.03.2019 ).
18. Маковкина В.А., Семейкина И.А. Организация взаимодействия со стейкхолдерами как фактор повышения эффективности корпоративного управления // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2016. – № 7-8. – С. 252-239. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=27618154.
19. Маслов Д.В., Роше Г. Трансформация организационной культуры через анализ ценностей // Методы менеджмента качества. – 2006. – № 2. – С. 18-23. – url: http://www.manru.uniyar.ac.ru/docs/public/MMK_02_06_18-23.pdf.
20. Мейжис И.А. Ценности как мерило социальной эволюции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – № 2-1. – С. 227-247. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=12869072.
21. Новикова Н.Г. Принципы формирования системы анализа рыночных возможностей в организациях, функционирующих в сфере услуг (на примере управляющих компаний жилищного хозяйства) // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 12(95). – С. 320-325. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=22813812.
Ньюман Л. Неопросные методы исследования. Социологические исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/848/106/1217/015.NEWMAN.pdf ( дата обращения: 25.03.2019 ).
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
24. Попов С.А., Фомина Л.Л. От теории стейкхолдеров к реализации концепции общих ценностей // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2(224). – С. 60-65. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=18812210.
Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. - М.: Наука, 2003. – 428 с.
Романова О.А., Макаров Э.В. Оценка эффективности интеграции предприятий на рынке металлов. Вестник ОГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2014_9/12.pdf ( дата обращения: 25.03.2019 ).
27. Рубцова Н.В. Апробация методики оценки социально-экономической эффективности туристской деятельности региона (на примере регионов Прибайкалья) // Бизнес. Образование. Право. – 2015. – № 1(30). – С. 110-116. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=23011247 .
28. Сазонова М.Г. Бихевиористский подход к развитию ценностного поведения в организации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 2(58). – С. 130-138. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=30005412.
29. Серебрякова Г.В. Эволюция ценностного управления // Вестник университета. – 2014. – № 16. – С. 209-213. – url: https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-tsennostnogo-upravleniya.
Правила комфортного проживания. ТСЖ «Крылатое». [Электронный ресурс]. URL: http://тсжкрылатое.рф/?p=854 ( дата обращения: 25.03.2019 ).
31. Фирсанова О.В., Чупахина Ж.Н. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционализма // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 2. – С. 7-18. – url: http://www.mevriz.ru/articles/2008/2/4938.html .
32. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б., Хоппл Т. Управление стейкхолдерами проекта: ревизия 5-го издания PMBOK® Guide // Инициативы XXI века. – 2013. – № 4. – С. 15-22. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=21153090.
33. Харин А.Г., Гареев Т.Р. Стейкхолдерский подход в управлении организациями: перспективы применения теоретико-игровых моделей // Terra Economicus. – 2014. – № 4. – С. 105-113. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=22998722.
34. Чернышов Л.Н., Астафьев С.А. Государственно-общественное регулирование сферы ЖКХ: опыт Иркутской области // Экономика строительства. – 2015. – № 1(31). – С. 8-18.
35. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 3(16). – С. 100. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=20194758.
36. Щербаченко П.С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник университета. – 2018. – № 5. – С. 155-161. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-5-155-161.
Barrett Values Centre. [Электронный ресурс]. URL: http://www.valuescentre.com ( дата обращения: 25.03.2019 ).
Miguel P.L.S., Brito L.A.L., Reis M.A. Relational resources: do they create value for both buyer and suppliers?. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pomsmeetings.org›confpapers/043/043-0527.pdf ( дата обращения: 25.03.2019 ).
39. Schwartz S.H. // Comparative Sociology. – 2006. – № 5. – С. 137-182. – url: https://www.researchgate.net/publication/233669287_A_Theory_of_Cultural_Value_Orientations .

Страница обновлена: 09.09.2025 в 11:52:44

 

 

From shared values to effectiveness: the way of the homeowners association

Tarkhanova E.G.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 20, Number 4 (April 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article deals with the activities of a particular homeowners association (HOA) through the prism of the stakeholder approach, the concepts of management by values and their creation. The common stakeholders’ values importance of HOA (Board members and residents) was assessed by objective indicators and content analysis of modern messenger chats. It turned out that the importance of several values among Board members and residents coincides. The obtained significance estimates was translated into points for comparison with the results of S. Schwartz's studies as exemplary. As a result of the comparison, it was found that the values, including coinciding ones, need to be changed by improving the system of considered stakeholders’ relationships. It is necessary to take into account the engines of individual behavior, considered in F. Kotler’s study. Changing the values of the two sides should improve the HOA’s effectiveness.

Keywords: stakeholders, values, non-profit organization, content analysis, homeowners association

JEL-classification: L31, L33, L39