Типологизация инновационных процессов предприятий среднего и малого бизнеса ЕАО

Радченко М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (22), Октябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618973
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Россия присутствует на мировом рынке, в основном, как экспортер сырья. Такая ситуация вряд ли может быть названа удовлетворительной, встает вопрос, каким образом Россия может перейти на инновационный путь развития.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, малый и средний бизнес, инновационный процесс, инновационный путь развития, сырьевая экономика



Россия присутствует на мировом рынке, в основном, как экспортер сырья. Такая ситуация вряд ли может быть названной удовлетворительной, и встает вопрос, каким образом Россия может перейти на инновационный путь развития.

В связи с этим давайте посмотрим, какое место сегодня занимает Россия в производстве инновационной продукции. Согласно данным Global Competitiveness Report-2006 (по различным показателям сравнивались 102 страны), по уровню затрат бизнеса на НИОКР Россия занимает 70-е место, близкое к концу списка. По связи науки и бизнеса и абсорбции технологий бизнесом Россия также занимает одни из последних мест. Это означает, что Россия тратит на НИОКР мало, а бизнес и наука сотрудничают слабо. То, что делает наука, сейчас бизнесом не востребовано и не превращается в продукт, пользующийся спросом на рынке.

Таблица 1.

Сравнительные рейтинги стран по ориентированности экономики на инновации, среди 102 стран [2].

Страна
Связь науки и бизнеса
Затраты бизнеса на НИОКР
Абсорбция технологий бизнесом
Финляндия
1
2
1
Дания
13
8
13
Корея
18
12
10
Польша
42
45
54
Россия
56
70
66
Китай
46
40
53
Украина
36
81
67
Мексика
45
58
44

Однако Россия пока еще обладает существенным инновационным потенциалом, подчеркиваем, пока еще. Согласно тем же данным, по своему инновационному потенциалу Россия занимает 29-е место. Эта позиция является весьма неплохой, и Россия сможет выйти на путь инноваций, если этот потенциал будет реализован.

В процессе перехода экономики на инновационные рельсы существенную роль могут играть малые инновационные предприятия. Почему это так? Малые предприятия обладают большей способностью адаптировать свою деятельность.

Доля малых фирм (до 50 занятых) составляет больше половины от числа инновационных предприятий. Конечно, в затратах на НИОКР доля малых предприятий будет меньше, но на предприятия с численностью до 250 человек (малый и средний бизнес) приходится значительная часть производства и инвестиций и, в частности, расходов на исследования и разработки, которые потом трансформируются в некий инновационный продукт.

В России ситуация печальная. К сожалению, сопоставимых данных по России найти не удалось. Но существует красноречивый показатель – на малые инновационные предприятия в России приходится лишь 1% выданных патентов. В развитых странах, это значение на порядок больше.

Какие же существуют проблемы малого инновационного бизнеса, общие для всех стран? Можно выделить три основные проблемы.

Во-первых, это высокая неопределенность получения дохода на ранних стадиях разработки, поскольку очень сложно понять, будет ли проект прибыльным или убыточным.

Во-вторых, предприниматель (разработчик), которому требуются ресурсы для развития инноваций, является более информированной стороной, чем инвестор, который обладает финансовыми ресурсами, но не обладает знаниями, что затрудняет процесс финансирования.

В-третьих, стоимость инновационной продукции трудно оценить до выхода на рынок.

В общем, можно утверждать, что малый инновационный бизнес обладает двумя характерными чертами, которые влекут за собой проблемы с финансированием:

  • высокими рисками;
  • низкой обеспеченностью материальными активами, что затрудняет получение кредита, поскольку кредит требует залогового обеспечения.
  • Мировая практика выработала два основных способа решения проблемы. Это – механизмы венчурного финансирования и прямое государственное финансирование. Рассмотрим венчурное финансирование.

    В России венчурное финансирование не развито. По данным Global Competitiveness Report-2006, Россия по развитости венчура и доступности займов занимает места ближе к концу рейтинга.

    Таблица 2.

    Сравнительные рейтинги стран по развитости венчурного финансирования и доступности займов без залога, сведи 102 стан [3].

    Страна
    Развитость венчура
    Доступность займов без залога
    Финляндия
    1
    1
    Дания
    13
    3
    Корея
    16
    32
    Польша
    42
    50
    Китай
    38
    25
    Россия
    63
    75
    Украина
    73
    87
    Мексика
    76
    81

    Какие основные препятствия развитию венчура в России могут быть названы? Мы выделили четыре.

    Во-первых, это незащищенность прав на интеллектуальную собственность.

    Во-вторых, это незащищенность прав собственности в целом. Сюда можно отнести незащищенность прав собственности на землю, прав миноритарных акционеров и т.д.

    В-третьих, это неразвитость фондового рынка, что затрудняет процесс выхода инвесторов из проекта и быстрое получение средств для дальнейшего расширения.

    И последнее, что хотелось бы отметить – отсутствие аналога закона Бая-Доула, о котором речь пойдет далее.

    Что касается прав собственности, то данные рейтинга Global Competitiveness Report-2006 очень показательны. По защите прав собственности в целом на интеллектуальную собственность и по защите прав миноритарных акционеров ситуация в России также является печальной. По этим параметрам Россия занимает самые последние места в рейтинге из 102 стран, которые участвовали в выборке.

    Таблица 3.

    Сравнительные рейтинги стран по защищенности прав собственности, среди 102 стран [4].

    Страна
    Защита прав на интеллектуальную собственность
    Защита прав собственности
    Защита прав миноритарных акционеров
    Финляндия
    5
    2
    3
    Дания
    1
    6
    4
    Корея
    33
    36
    62
    Польша
    53
    69
    65
    Россия
    92
    96
    101
    Китай
    89
    88
    96
    Украина
    91
    100
    102
    Мексика
    42
    47
    57

    Теперь об акте Бая-Доула. Он был принят в США в 1980 г, и в соответствии с этим актом права на разработки, осуществленные за счет государства, передавались самим разработчикам. При этом конечно, право бесплатного пользования этими разработками для государства было сохранено. Принятие данного акта стимулировало развитие инновационного бизнеса, поскольку разработчики получили стимулы коммерческого продвижения своих проектов. В частности, есть статистика, согласно которой после принятия этого акта увеличение числа патентов, выданных университетам, пошло просто экспоненциальными темпами.

    Теперь обратимся к другому способу финансирования - прямой государственной поддержке. Во всем мире она осуществляется через специальные фонды. Обычно эти фонды являются грантовыми. В России фактически существует только один фонд – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который явился первым шагом в данном направлении. Налоговые поступления от предприятий, профинансированных Фондом, в 2,4 раза превысили вложения государства в эти фирмы. Поэтому в определенной мере опыт фонда можно считать успешным.

    Какие существуют препятствия для эффективной деятельности Фонда? Основным, наверное, является то, кредиты, предоставляемые фондом, попадают в категорию бюджетных кредитов. Однако, бюджетное кредитование на данный момент не приспособлено для рисковых вложений. Чтобы получить бюджетный кредит требуется высоколиквидное залоговое обеспечение в размере не менее 100% от предоставляемого кредита. Это те требования, которые малые предприятия выполнить не могут. Эту проблему надо решать, и одним из возможных решений может стать вывод фонда за сферу действия ограничений, критичных для малых инновационных фирм

    Какие меры можно предложить развития инновационного предпринимательства?

    Во-первых, принятие в России аналога акта Бая-Доула, который передаст права на разработки самим разработчикам, что, вероятно, станет стимулом для НИОКР.

    Во-вторых, решение вопроса использования бюджетных средств для финансирования малых инновационных предприятий.

    В-третьих, совершенствование механизма защиты прав собственности, по уровню развития которого мы находимся на одном из последних мест в мире.

    Следует отметить, что последний пункт, а именно, защита прав собственности, требует долгой кропотливой работы, которая может занять даже не одно десятилетие. В то же время первые две меры могут быть осуществлены в короткие сроки. Быстрое решение этих задач могло бы дать толчок к инновационному развитию экономики России.


    Источники:

    1. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. — М.: Финстатпром, 2007 - 135 с.
    2. Котова М.С. Система оценки инновационной составляющей потенциала предприятия. Повышение технического и экономического потенциала предприятий в инвестиционно-строительной и производственной сфере: отечественный и зарубежный опыт: Сб. материалов IV Междунар. науч.- техн. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
    3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. – М.: Финансы и статистика, 2001.
    4. Экономика предприятия. / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ, 2005.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:47:05