Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 54
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Цитировать:
Лаврентьев В.А., Шарина А.В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 2. – С. 83-89.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701951
Цитирований: 54 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Поскольку главная цель управления современным наукоемким производством – обеспечение эффективности деятельности предприятия и его поступательное инновационное развитие, то во многом успех инновационных преобразований на промышленных предприятиях, в отраслях и экономике страны в целом, зависит от персонала и уровня его подготовленности.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, наукоемкие предприятия, интеллектуальный потенциал, высокотехнологичные предприятия
Поскольку, главная цель управления современным наукоемким производством - обеспечение эффективности деятельности предприятия и его поступательное инновационное развитие, то во многом успех инновационных преобразований на промышленных предприятиях, в отраслях и экономике страны в целом зависит от персонала и уровня его подготовленности.
В этих условиях внимание к работнику как главной движущей силе научно-технического прогресса является настолько актуальным, что работника в условиях становления инновационной экономики рассматривают уже как основное средство повышения эффективности производства. Причем, повсеместно речь идет о человеческом капитале, а в условиях наукоемкого производства об интеллектуальном капитале. Такое смещение акцента в современном производстве обусловлено тем, что в наукоемком производстве произошел сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным [9]. Инновационная деятельность строится на умственной работе, требует постоянного повышения уровня компетентности и ответственности работников за вклад в общий результат в связи с неизбежной модернизацией технологического процесса [6, 10].
В самом общем представлении интеллектуальный труд – это труд, порождающий знания, труд, требующий преобразования известных элементов в совершенно новые конфигурации, комбинации необходимые именно в рамках текущей ситуации - и по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими [3].
Движущим фактором инновационных преобразований и условием достижения высоких результатов является интеллектуальный капитал, безусловным носителем которого является человек. Поэтому основной задачей менеджмента на современном этапе является эффективное использование интеллектуальной составляющей трудового потенциала [1] предприятий, который и определяет инновационную силу каждого из них.
Интеллектуальный потенциал - это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций на промышленных предприятиях и в организациях. Необходимо различать абсолютный, или максимально возможный, и реальный потенциал.
Под абсолютным интеллектуальным потенциалом имеют в виду его величину, которая полностью соответствует сложности проблем, стоящих перед научно-техническим персоналом предприятия.
Реальным потенциалом является тот, который фактически проявляется в условиях осуществления трудовых операций. Различие между абсолютным и реальным интеллектуальным потенциалом и составляет тот возможный резерв роста эффективности наукоемкого производства, который можно получить за счет повышения качества деятельности.
Следует отметить, что результаты функционирования наукоемкого предприятия напрямую зависят от успешной реализации научно-исследовательских работ в рамках инновационных проектов. Осуществление инновационной деятельности, связанной с разработкой технологий, новых видов продукции и услуг требует не только эффективного использования имеющего интеллектуального потенциала, но и его развития.
Направления развития интеллектуального потенциала следует рассматривать в количественном и качественном аспектах.
Количественный аспект интеллектуального потенциала наукоемкого предприятия характеризует как темпы его развития в целом, так и отдельных его составляющих.
Качественное развитие интеллектуального потенциала характеризует увеличение личных квалификационных возможностей каждого работника в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ принимать наиболее качественные решения в пределах своей компетенции [1, 44]. Таким образом, качественный интеллектуальный потенциал каждого работника определяется в первую очередь его личными способностями, а также уровнем образования и практическими навыками и является составной частью интегрированного количественного интеллектуального потенциала.
Развитие интеллектуального потенциала наукоемкого предприятия достигается за счет постоянного совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Необходимость постоянного совершенствования профессиональной подготовки связана именно с особенностями инновационной деятельности на современных предприятиях.
Интеллектуальный потенциал любого вида или этапа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в первую очередь зависит от компетентности персонала. В наукоемком производстве требуются работники разных специальностей: исследователи, теоретики, экспериментаторы, разработчики-конструкторы (технологи) — молодые и с опытом работы [7, 62]. Это связано с тем, что в большинстве случаев инновационные проекты требуют коллегиальности и совместной деятельности как отдельных работников, так и структурных подразделений. Совместную деятельность в научном коллективе необходимо организовать таким образом, чтобы индивидуальные способности каждого сотрудника могли быть реализованы через участие в коллективных разработках, причем эффективность группового взаимодействия должна быть выше, чем при индивидуальной работе.
Совместное взаимодействие работников различных профессий и специальностей, участвующих в комплексных инновационных работах, обеспечивает их квалификационный рост и повышает интеллектуальный потенциал предприятия.
Не смотря на то, что научная деятельность в настоящее время строится на коллективной основе, личностное и профессиональное развитие интеллектуального потенциала каждого работника становится насущной необходимостью. Ни для кого не секрет, что у истоков почти каждого открытия стоят именно личности. В этой связи необходимо признать, что личностный интеллектуальный потенциал является главной составляющей движущей силы экономического роста.
К каждому работнику должен быть подобран индивидуальный подход и созданы условия для самореализации [8, 292-293]. И если раньше в организациях человек подбирался для выполнения определенных действий, работы, функций, то сейчас для обеспечения полной реализации потенциала человека на рабочем месте работа или функция должна подбираться под него.
Процесс развития интеллектуального потенциала работника наиболее эффективен при учете индивидуальных различий персонала наукоемкого предприятия, которые можно разделить на три группы: демографические характеристики (например, возраст и пол), компетентность (например, склонности и способности) и психологические особенности (система ценностей, установки, отношение к работе, характер). Каждый из приведенных факторов важен при определении индивидуальности человека, так как отражает различные стороны личности и может влиять на производительность труда [2, 19]. Значение различных факторов зависит от характера работы и требований работодателя.
Все многообразие требований (профессионально-важных качеств) на наш взгляд можно разделить на пять групп:
Интеллектуальный потенциал работника может быть подвергнут совершенствованию с помощью различных программ обучения, тренингов и семинаров; с их помощью удается улучшить и развить необходимые знания, умения и навыки.
Отыскивая пути повышения интеллектуального потенциала предприятия в условиях внедрения современных технологий, не следует забывать и том, что наукоемкие предприятия, обладают настолько уникальными технологиями и производственными процессами, что не могут воспользоваться специалистами, подготовленными на других предприятиях. Требования к качеству, особенности технологии производства таковы, что в большинстве подразделений могут работать только специалисты, подготовленные и обученные на предприятии.
В связи с таким положением дел особую значимость приобретают внутрипроизводственная система подготовки персонала, которая становится факторной подсистемой системы управления наукоемким производством. Она тесно увязывается со всеми направлениями деятельности наукоемкого производства и поддерживает их. С другой стороны, подготовка персонала сама создает предпосылки для решения новых высокотехнологичных производственных задач на основе того, что персонал овладевает новыми знаниями, умениями и навыками.
Функционирование такой системы направлено на формирование персонала со знаниями, навыками и способностями, необходимыми для обеспечения возможности генерирования новых идей, так как основой инновации всегда является идея. Речь идет об идее, которая, по мнению её авторов или других заинтересованных людей, может быть рано или поздно коммерциализована. Другими словами, научная идея или результат не превратятся в инновацию, если авторы или другие заинтересованные люди не ставят задачи рано или поздно извлечь из реализации этой идеи доход. Это главный мотив, который движет авторами инновационной идеи. Общество в случае состоявшейся инновации получает новый ценный продукт и, что самое важное, новые высококвалифицированные рабочие места.
Деятельность инновационного направления предъявляет определенные требования не только к профессиональным качествам специалиста, но и к его личности. То есть, рассматривать работника инновационного труда в рамках наукоемкого производства лишь как фактор производства нельзя, работник наукоемкого производства – это не просто индивидуальность, это источник инноваций и фактор преимуществ в конкурентной борьбе.
Необходимо развивать у работников инициативу, любознательность, так как именно эти качества смогут обеспечить успех работе исследователя. При этом необходима подготовка тех, кто в наибольшей степени способен выдвигать новые идеи и работать в новых условиях.
Поэтому для работника наукоемкого производства необходимы не просто знания в области фундаментальной или прикладной науки, знания должны обладать определенными характеристиками качества, которыми являются: объем, глубина, прочность, осмысленность, актуальность, профессиональная направленность, востребованность практикой и наукой. Что же касается умений и навыков, то они должны характеризоваться актуальностью, прочностью, возможностью совершенствования.
Учитывая что, управление технологиями и инновациями является социальным процессом, то развитие интеллектуального потенциала должно опираться в первую очередь на развитие личности каждого отдельного работника. Это связано, во-первых, с тем, что любое нововведение, инновация уникальна и являются результатом индивидуального творческого труда.
Во-вторых, требования потребителя к качеству новой продукции настолько высоки, что успех коммерциализации нововведений во многом обеспечивается применением разнообразных знаний.
В-третьих, научно-исследовательский персонал выступает, как генератор идей является и его знания, умения и навыки, а также личностные качества является исходным импульсом появления инноваций [5, 385].
В-четвертых, творческие способности работников требуют стимулирования и развития, которые, так как именно они, как правило, становятся источниками инновационных идей, способов разрешения проблем или принятия неординарных решений. Несмотря на то, что способности к творчеству чаще заложены в человеке от рождения, проявление их в полной мере возможно только в условиях способствующих их развитию и воплощению.
Источники:
2. Добротворский И.Л. Менеджмент: эффективные технологии :учебное пособие. – М.: Издательство ПРИОР, 2007. – С.19.
3. Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михай лов Л.М. Теория труда. – М., 2003. – С. 15-16.
4. Кирьянов А. В. Повышение эффективности внутрифирменного обучения персонала промышленных предприятий: дисс. канд. экон. наук : 08.00.05. – М. : РГБ, 2005. – С. 23
5. Мильнер Б.З. Теория организации. – М. : ИНФРА-М, 2008. – С. 321-390.
6. Михайлова А.Н. Управление развитием персонала наукоемких производств в условиях организационных изменений: дис. канд. экон. наук : 08.00.05 . – М. : РГБ, 2003. – C. 151.
7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 62.
8. Управление инновациями в организации / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – М.: Издательский дом «Омега-Л», 2008. - С.292–293.
9. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Вопросы экономики. – 2003. – №8. – С. 42.
10. Экономика труда: (социально-экономические отношения): учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М. : Экзамен, 2006. – C.107.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:51:30