Логика принятия решений студентов-предпринимателей: эффектуация или каузация?

Кадиров Н.Т.1, Филиппов В.В.1
1 Дальневосточный федеральный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 2 (Февраль 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кадиров Н.Т., Филиппов В.В. Логика принятия решений студентов-предпринимателей: эффектуация или каузация? // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 2. – С. 519-536. – doi: 10.18334/rp.19.2.38794.

Аннотация:
В данном исследовании рассматривается вопрос о том, в рамках какой логики действуют и принимают решения студенты-предприниматели в университете, цель которого связана с развитием, в частности, предпринимательского направления. Для проведения исследования использовался кейс-метод. Рассматривался множественный кейс включающий в себя три случая студентов-предпринимателей из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в г. Владивосток. Данные для описания контекста исследования были получены из новостей и документов, находящихся в открытом доступе на официальном сайте ДВФУ. Данные для анализа кейсов были собраны с помощью полуструктурированных интервью, проведенных в мае 2017 года. По итогам анализа собранных материалов мы пришли к выводу, что студенты-предприниматели склонны следовать эффектуационной логике принятия решений. В рассмотренных случаях эта логика наиболее ярко проявляется в применении ресурсоориентированного подхода и принципа «синица в руке».

Ключевые слова: предпринимательский университет, студенческое предпринимательство, эффектуация, модель предпринимательского поведения

JEL-классификация: L26, I23, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. – Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986
Becker G.S. Human capital revisited //Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education (3rd Edition). – The University of Chicago Press, 1994. – С. 15-28
3. Chandler G. N. et al. Causation and effectuation processes: A validation study // Journal of Business Venturing. – 2011. – № 3. – С. 375-390.
4. Davidsson P., Honig B. The role of social and human capital among nascent entrepreneurs // Journal of Business Venturing. – 2003. – № 3. – С. 301-331.
5. Dew N. et al. Effectual versus predictive logics in entrepreneurial decision-making: Differences between experts and novices // Journal of Business Venturing. – 2009. – № 4. – С. 287-309.
6. Franke N., Lüthje C. Entrepreneurial intentions of business students - A benchmarking study // International Journal of Innovation and Technology Management. – 2004. – № 03. – С. 269-288.
7. Honig B. Entrepreneurship education: Toward a model of contingency-based business planning // Academy of Management Learning & Education. – 2004. – № 3. – С. 258-273.
8. Jansen S. et al. How education, stimulation, and incubation encourage student entrepreneurship: Observations from MIT, IIIT, and Utrecht University // The International Journal of Management Education. – 2015. – № 13(5). – С. 170-181.
9. Karlsson T., Honig B. Judging a business by its cover: An institutional perspective on new ventures and the business plan // Journal of Business Venturing. – 2009. – № 1. – С. 27-45.
10. Kuehn K.W. Entrepreneurial intentions research: Implications for entrepreneurship education // Journal of Entrepreneurship Education. – 2008. – № 11. – С. 87.
11. Maine E., Soh P. H., Dos Santos N. The role of entrepreneurial decision-making in opportunity creation and recognition // Technovation. – 2015. – С. 53-72.
12. Noor K.B.M. Case study: A strategic research methodology // American Journal of Applied Sciences. – 2008. – № 11. – С. 1602-1064.
13. Perry J.T., Chandler G.N., Markova G. Entrepreneurial effectuation: a review and suggestions for future research // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2012. – № 4. – С. 837-861.
14. Portes A. Social capital: Its origins and applications in modern sociology // Annual Review of Sociology. – 1998. – № 1. – С. 1-24.
15. Read S., Sarasvathy S.D. Knowing what todo and doing what you know: Effectuation as a form of entrepreneurial expertise // The Journal of Private Equity. – 2005. – № 1. – С. 45-62.
16. arasvathy S.D. Causation and effectuation: Toward a theoretical shift from economic inevitability to entrepreneurial contingency // Academy of management Review. – 2001. – № 2. – С. 243-263.
17. Sarasvathy S.D. Effectual reasoning inтentrepreneurial decision making: existence and bounds // Academy. – 2001. – № 1. – С. 1-6.
Sarasvathy S.D. Effectuation: Elements of entrepreneurial expertise. – Edward Elgar Publishing, 2009
19. Schultz T. Investment in human capital // The American Economic Review. – 1961. – № 1. – С. 1-17.
20. Unger J.M. et al. Human capital and entrepreneurial success: A meta-analytical review // Journal of Business Venturing. – 2011. – № 3. – С. 341-358.
Yin R.K. Applications of Case Study Research, SAGE Publications, 2011. – 264 р
Печенкина А. Бизнес в кампусе: студенческие проекты претендуют на получение грантов в ДВФУ. Новости ДВФУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/business_campus_student_projects_applying_for_grants_in_fefu ( дата обращения: 21.01.2018 ).
Капелюшников Р. А. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию. / Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 645-671 с.
24. Ласт Д.А. Кейс-метод для экономических и бизнес-исследований // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2015. – № 4(76). – С. 177-189.
Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания. / учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2011.
Общественные объединения Дальневосточного федерального университета. Dvfu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/student-life/social-organization/public-association ( дата обращения: 21.01.2018 ).
Первин Л., Джон О. Теория и исследования: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ. / учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ., 2006. – 607 с.
План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2013-2020 годы. Goo. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/51Ytsz ( дата обращения: 21.01.2018 ).
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010 - 2019 годы. Goo. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/7HuCtx ( дата обращения: 21.01.2018 ).
30. Широкова Г. В., Богатырева К. А., Галкина Т. А. Эффектуация и каузация: взаимосвязь университетской инфраструктуры и выбора типа поведения в процессе создания бизнеса студентами-предпринимателями // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 3. – С. 59-86.
31. Широкова Г.В., Ласковая А.К. Концепция эффектуации: этапы развития и основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2015. – № 2. – С. 3-38.
Широкова Г.В., БеляеваТ.В., Богатырева К.А., Кнатько Д.М., Ласковая А.К., Манолова Т.С., Моррис М.Г., Осиевский А.В., Цуканова Т.В., Широкова Г.В., Эдельман Л.Ф. Факторы формирования предпринимательской активности студентов. / коллективная монография. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2016. – 344 с.

Страница обновлена: 16.03.2024 в 23:52:24