Портфель инноваций как средство реализации инновационной стратегии предприятия

Силкина Г.Ю., Латута В.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (13), Январь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959337

Аннотация:
Есть основания утверждать, что инновации в современном мире представляют собой основу конкурентоспособности предприятий и фирм, понимаемой в долгосрочном, стратегическом смысле как способность длительное время сохранять свои позиции на рынке. Сегодня инновации, становясь эффективным инструментом бизнеса, требуют разработки теории и применения специальных методов управления ими; при этом речь идет не о какой-то отдельной инновации, а об организации на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, конкурентоспособность, инновационная активность, портфель инноваций



Есть основания утверждать, что инновации в современном мире представляют собой основу конкурентоспособности предприятий и фирм, понимаемой в долгосрочном, стратегическом смысле как способность длительное время сохранять свои позиции на рынке. Сегодня инновации, становясь эффективным инструментом бизнеса, требуют разработки теории и применения специальных методов управления ими; при этом речь идет не о какой-то отдельной инновации, а об организации на стратегической основе перманентной, непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности.

В то время как необходимость формирования инновационной стратегии признается практически всеми – теоретиками и практиками – вопрос о ее месте в ряду стратегий хозяйствующего субъекта до настоящего времени остается предметом научных дискуссий. Так, А.А. Трифилова [2] в комплексной системе роста и развития крупной экономической организации включает стратегию инноваций в состав общих стратегий наряду со стратегиями роста, стабильности и сокращения, выделяя три уровня принятия управленческих решений: общий, производственно-хозяйственный, функциональный.

Альтернативная (и более распространенная) точка зрения состоит в том, что инновационная стратегия – это только одна из обеспечивающих стратегий, которая формируется и реализуется в совокупности с производственной и сбытовой (маркетинговой) стратегиями при общей ориентации на конкурентную стратегию.

Другими словами, инновационную стратегию относят к числу функциональных, подкрепляющих базовую стратегию предприятия, которые конкретизируют выбранную траекторию движения в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, обеспечивая тем самым достижение основной цели [1, 3, 4]. По нашему мнению, именно второй подход является более обоснованным.

Это связано с тем, что инновационная деятельность присуща каждому предприятию, находящемуся на том или ином этапе своего жизненного цикла и придерживающемуся одной из базовых общих стратегий.

Интерпретируемая в указанном смысле инновационная стратегия связывает воедино как общую стратегию предприятия, анализ экономической среды, научно-технический, кадровый, ресурсный потенциал предприятия, так и конкретные инновационные проекты. Это, в свою очередь, требует аналитической поддержки процессов ее формирования и реализации.

В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. К формированию инновационного портфеля необходимо подходить как к составной части и форме реализации общей стратегии развития предприятия. При этом должны соблюдаться:

‑ согласованность инновационной стратегии с общей стратегией экономического развития;

‑ внутренняя сбалансированность инновационной стратегии (насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и направления инновационной деятельности);

‑ реализуемость инновационной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала;

‑ результативность.

В связи с задачей формирования инновационного портфеля, обладающего перечисленными свойствами, закономерно возникает вопрос о типологии инновационных стратегий. И здесь среди специалистов нет единства.

Большинство исследователей выделяют два основных вида инновационных стратегий – наступательную и оборонительную, ассоциируя первую из них с проявлением инициатив в выборе предмета инноваций, а вторую – с реакцией на инициативы конкурентов и использованием времени для создания новых или привлечения созданных инновационных ресурсов [3]. Другие расширяют список основных типов инновационных стратегий до пяти, дополнительно включая в него промежуточную, имитационную и стратегию создания нового рынка [1].

По нашему мнению, наиболее приемлемой является классификация инновационных стратегий, ассоциированная с характером преобладающих инноваций. По этому признаку выделяются:

- стратегия лидерства (“новатора”). Такая стратегия предполагает широкомасштабное проведение НИОКР в области исследований самой продукции и технологии ее производства. Она реализуется на базе научных открытий в той или иной области;

- стратегия следования за лидером (“последователя”). При такой стратегии осуществляется адаптация технологии “новатора” к условиям предприятия, перенявшего данную технологию, а также адаптация продукции, изготавливаемой по технологии “лидера” к рынку, на котором намерено конкурировать предприятие;

- стратегия последней стадии (“имитатора”). Для этой стратегии характерно копирование организацией инноваций, находящихся на стадии “роста”. При этом нововведения, как в области продукции, так и в области технологии, имеют преобразующий характер.

Кроме того, на специфику портфеля инноваций влияют особенности инновационной деятельности, в первую очередь, ее дискретно-непрерывный характер. Конечный экономический результат определяется не эффективностью отдельных проектов, а их непрерывным общим вкладом в предпринимательскую деятельность инновационной организации. Последнее требует, чтобы все проекты ограничено переплетались, дополняя и заменяя друг друга, а отдельные инновационные проекты образовывали дискретно-непрерывный поток, мгновенным срезом которого и является портфель инноваций предприятия. При этом проекты, объединенные в один портфель, должны быть суммарно непрерывными.

Сложность осуществления инновационной деятельности заключается в ее многогранности и противоречивости. Многогранность проявляется в множественности видов эффектов, присущих каждому проекту.

Среди приоритетных эффектов от реализации инноваций особо выделяются следующие:

- внешний экономический – уровень прироста ВРП или ВВП в результате реализации инновационного проекта;

- внутренний экономический – размер экономической выгоды, которую получит предприятие в результате реализации инновационного проекта;

- внешний социальный – степень удовлетворения потребностей человека или общества, не имеющая стоимостной оценки;

- внутренний социальный – степень улучшения микроклимата на предприятии;

- внешний технический – степень влияния инновации на научную теорию и практику;

- внутренний технический – вклад инновации в повышение научного и технического потенциала организации;

- экологический эффект.

Одной из существенных особенностью инновационной деятельности является неопределенность ее результатов. В качестве факторов неопределенности инновационной деятельности могут выступать:

‑ появление новых непредсказуемых продуктов и технологий;

‑ опережение конкурентом с выходом инновации;

‑ способность некоторых работников организации генерировать непредсказуемые изменения, которые являются внутренним источником неопределенности и т. д.

Снижение неопределенности принимаемых инновационных решений и деятельности предприятия в будущем может быть обеспечено формированием сбалансированного портфеля, гармонично сочетающего в себе зарождающиеся, разработанные и внедряемые инновации. Основными характеристиками сбалансированного портфеля являются устойчивость по возможности и устойчивость по ожидаемому эффекту.

Решение задачи формирования портфеля инноваций, обладающего перечисленными свойствами, предлагается осуществлять с применением аппарата нечеткой логики и теории возможностей, что позволяет формализовать характерные особенности инновационной деятельности и построить адекватную этим особенностям математическую модель и на ее основе разработать практически значимую методику.

Математически задача формирования инновационного портфеля может быть представлена в следующем виде.

Совокупность возможных эффектов от реализации инновации считается заданным множеством возможных эффектов:

.

Этапы жизненного цикла инноваций принимают значения во множестве.

Инновационная стратегия предприятия представляется элементом множества.

Имеется конечное множество инновационных проектов, обладающих следующими характеристиками:

1) этап жизненного цикла ();

2) возможные эффекты – высказывания экспертов относительно различного рода результатов, получаемых в ходе реализации проекта и их возможностей;

3) ожидаемый эффект оценивается пятеркой:

,

где - -й тип эффекта -го проекта, ;

;

и - соответственно нижнее и верхнее модальные значения нечеткого интервала;

и - левый и правый коэффициенты нечеткости;

- высота нечеткого интервала.

Совокупность возможных разнородных эффектов, относящихся к одному проекту, образуют:

а) множество эффектов -го проекта;

б) возможные потери – высказывания эксперта о размере и возможности потерь различного рода, которые может понести организация в случае неудачи проекта, которые так же оцениваются пятеркой:;

в) убытки различного рода, относящиеся к одному проекту, объединяются во множество возможных потерь по проекту:.

Универсальность предложенного алгоритма проявляется в том, что подобные конструкции описывают не только отдельные инновационные проекты, но и инновационный портфель в целом.


Источники:

1. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997. – 560 с.
2. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
3. Шевченко С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 139 с.
4. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. – 4-е изд., перераб. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 959 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:49:05