Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса?
Левченко И.И.1
1 Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Октябрь-декабрь 2014)
Цитировать:
Левченко И.И. Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса? // Лидерство и менеджмент. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 37-46. – doi: 10.18334/lim.1.1.537.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23925304
Аннотация:
Нами была поставлена задача исследования возможностей использования преимуществ, которыми обладает бизнес, в развитии института культуры, и механизма его проникновения в данную среду с целью формирования условий для перехода предприятий культуры в область творческих индустрий. Установлено, что это возможно в случае, когда объекты культуры приобретают характер бизнес-структур.
Ключевые слова: творческие индустрии, объекты культуры
Культура – это определение, которое характеризует ценностные ориентации общества, основанные на его традициях. Возникает культура в период становления «homo sapiens» – в момент зарождения древнейших форм ценностной ориентации – и является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Основной фундамент культуры – это духовные ценности.
Бизнес – динамичная область деятельности, возникшая в условиях индустриального общества, главная его цель – прибыль. Бизнес имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.
Отметим функциональные особенности сферы культуры и тех услуг, которые она осуществляет. Они обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Те продукты, которые производятся и распространяются в социально-культурной сфере – это интеллектуальные продукты, соответственно, услуги будут также формироваться при помощи интеллектуального труда работников.
Социально-культурная сфера напрямую оказывает воздействие на духовные ресурсы и косвенно – на материальные. На сегодняшний день она становится ведущей сферой малого и среднего предпринимательства (Кононов, 2011). Социально-культурные услуги востребованы обществом, что оправдывает возникновение новых видов организаций, которые должны своевременно удовлетворять такого рода запросы и потребности. Следовательно, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги. Следует отметить, что данное объединение выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции, а именно:
– трудоустройство людей;
– производственную функцию;
– доходную функцию;
– обеспечивающую функцию;
– вносит вклад в совокупный общественный продукт;
– формирует национальный доход.
Представив сущность понятий культура и бизнес, можно обозначить различия и противоположности данных направлений. Но если более детально проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства. Рассмотрим основные характеристики:
1) культура, как и бизнес, является результатом формирования, развития и удовлетворения человеческих потребностей;
2) оба направления имеют социальную природу;
3) способность двух направлений к воспроизводству.
Попробуем выделить бизнес-процессы и провести их проекцию на сферу культуры.
Представим подход Будагьянец Н.А., чьи исследования, на наш взгляд, представляют наиболее приемлемую дифференциацию.
Итак, в бизнесе выделяют ряд основных принципов.
Рисунок 1. Система бизнес-процессов
Источник: Будагьянец, 2010
Теперь сформируем проекцию данных принципов и процессов в сфере культуры.
Таблица
Проекция бизнес-принципов на сферу культуры
№
|
Бизнес-принципы
|
Анализ
|
№
|
Бизнес-принципы в сфере культуры
|
1
|
Принцип
наличия
входов (ресурсов)/ выходов (продуктов) бизнес-процессов |
Таким образом,
бизнес – это любой вид деятельности в сфере (материального/ нематериального)
производства, приносящий доход.
Итак, предметом оборота на рынке культуры являются культурные услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. |
1
|
Входы
(ресурсы):
финансы, материально-техническая база, информационное и организационное
обеспечение, кадры.
Выходы (продукты): культурные блага, которые можно купить. (Пример: первичные – мероприятие; вторичные – фото-услуги, видео-услуги и т.д.) |
2
|
Принцип
наличия поставщика бизнес-процесса
|
2
|
Поставщики: дома
культуры, центры культуры.
| |
3
|
Принцип
наличия клиента бизнес-процесса
|
3
|
Клиенты: ВНЕШНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛИ: Индивидуальные потребители – жители города; организации
(учреждения) города, района, области и других областей:
а) Коммерческие и производственные структуры; б) Учреждения города сфер образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального хозяйства; городская, областная или районная администрация и др. ВНУТРЕННИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: работники учреждений культуры, испытывающие потребность в обеспечиваемых услугах (пошив костюмов, изготовление декораций и т.д.) | |
4
|
Принцип
наличия границ бизнес-процессов
|
4
|
Границы: сохранение
основополагающих духовных ценностей культуры.
| |
5
|
Принцип
взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов
|
5
|
Взаимосвязи: все
бизнес-процессы в сфере культуры должны быть взаимосвязанными и
взаимодополняющими
(к примеру, полученную прибыль от реализации одного культурного продукта можно направить на усовершенствование другого, являющегося составляющим третьего). | |
6
|
Принцип
измеряемости и управляемости бизнес-процесса
|
6
|
Измеряемость: бизнес-процессы
в культурной сфере должны иметь параметры, отражающие их целесообразность,
востребованность, адекватность и целевое назначение. Параметры процессов
должны быть измеряемыми, т.е. иметь количественные и качественные
характеристики. Качественные параметры культурного процесса должны отражать
качество деятельности организации (результативность, эффективность, адаптируемость).
К количественным относят производительность, продолжительность и стоимость
культурного продукта или услуги.
|
Действительно, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.
Одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия культуры и бизнеса является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса (Суминова, 2012; Матецкая, 2011).
Как известно, золотое правило бизнеса базируется на пяти китах:
- единоличное владение бизнесом;
- предоплата;
- порядок в документах;
- высокий уровень порядочности;
- наличие новой творческой и полезной идеи.
Так вот, три последних положения дают возможность сделать вывод, что сфера предпринимательства также имеет латентную встроенность и зависимость от сферы культуры.
Рассмотрим взаимодействие бизнеса и культуры более детально (см. рис. 2).
Исходя из того, что оба направления ориентированы на массового розничного потребителя, можем заключить, что и сфера культуры также нацелена на получение прибыли (Зеленцова, Мельвиль, 2011; Хакимова, 2011). Это утверждение главным образом определяет основные видовые направления развития культуры (тиражирование печатной, музыкальной, видеопродукции, шоу-бизнес, театр, кинематограф, телевидение) (Кузеванова, 2007a).
Иной подход представляет собой инвестирование в произведения искусства. Приобретение таких объектов используется бизнесом для извлечения прибыли при продаже ранее приобретенных объектов культуры через некоторое время, когда объект будет предоставлять наибольшую ценность.
Аукционный бизнес – обособленное экономическое направление. Такого рода бизнес не производит предметов искусства, он создает благоприятную площадку с возможностью для реализации следующих бизнес-операций над объектами культуры: производства, инвестирования и пр.
Рисунок 2. Взаимодействие бизнеса и культуры
Источник: Кузеванова, 2007a
Еще одним вариантом взаимодействия бизнеса и культуры является коллекционирование. Здесь бизнесмен приобретает предмет искусства не с целью извлечения прибыли в будущем, а потому, что испытывает к нему эстетический коллекционный азарт.
Меценатство отличается от коллекционирования тем, что бизнесмен, обладающий денежными ресурсами, не преследует меркантильную цель – стать владельцем уже созданного артефакта, он своими действиями пытается развить, укрепить или сохранить то или иное направление культуры либо культурный объект, культурный артефакт (Кузеванова, 2007b).
Следующим способом взаимодействия культуры и бизнеса является использование факта культурной активности в целях информационного повода для повышения известности собственной организации и улучшения ее имиджа, а также для пиара отдельных личностей, для которых реклама – это важнейшее средство для приобретения доверия и/или получения дохода.
Приведем пример: бизнесмен выделяет средства для проведения ежегодного международного фестиваля или акции с массовым привлечением местного населения; в обоих случаях – как на местном уровне, так и на международном – он расширяет свое влияние посредством личного участия или выступления, выпуска комментариев в средствах массовой информации, громких лозунгов и максимальной активности.
Теперь перейдем к бизнес-монополиям. Это еще один вид взаимодействия сферы культуры и бизнеса. Учреждения культуры могут привлекать предпринимателей на договорной основе в целях осуществления услуги. Например, частное лицо за умеренную аренду может организовывать в учреждении культуры определенные праздники, проводить танцевальные вечера или организовать кинопросмотры и т.д. В результате реализации данных мероприятий бизнесмен получает прибыль, часть которой (процентная ставка определяется в договоре) он выплачивает учреждению.
Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием между бизнес-предпринимательством и культурой является целеполагание. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство – на прагматические, материальные; культура и искусство – на духовные.
Тем не менее, исследовав указанные понятия, мы пришли к выводу, что они, действительно, могут взаимодействовать друг с другом, а различия в целеполагании, наоборот, смогут усовершенствовать оба направления и поставить их на новый уровень развития.
К концу 20 века пришло понимание того, что бизнес способствует улучшению жизни общества; и это дает нам возможность в 21 веке сформулировать мысль о том, что сфера культуры все же открыта для бизнеса, который является своеобразным «геном цивилизации» и посредством своей культурных функций оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества (Рябова, 2006).
Таким образом, можно сделать заключение, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополняемости. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. И важно найти продуктивные пути взаимодействия. Сфера культуры и бизнес имеют общие связи, вовлекающие их в совместные экономические процессы и проекты. Тем не менее, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:57:10