Креативная экономика в системе постиндустриального общества
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (20), Август 2008
Цитировать:
Рудая Т.В. Креативная экономика в системе постиндустриального общества // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 3-11.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394904
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Начался качественно новый этап развития мировой цивилизации, характеризующийся переходом от индустриального общества к обществу с новыми экономическими отношениями. Новая экономика является логическим следствием индустриальной экономики, именно поэтому зачастую в литературе и средствах массовой информации ее называют постиндустриальной экономикой.
Ключевые слова: креативная экономика, новая экономика, постиндустриальная экономика
Начался качественно новый этап развития мировой цивилизации, характеризующийся переходом от индустриального общества к обществу с новыми экономическими отношениями. Новая экономика является логическим следствием индустриальной экономики, именно поэтому зачастую в литературе и средствах массовой информации ее называют постиндустриальной экономикой.
Экономические отношения в данном случае базируются на следующих принципах:
Термины «информационная экономика», «экономика информационных технологий», «экономика знаний», «креативная экономика» часто встречаются в научной литературе, где ученые и специалисты дают свою интерпретацию приведенных понятий, иногда отождествляя их.
Автор не разделяет позицию о синонимичности вышеприведенных терминов, считая, что каждый из их имеет свое происхождение и четко выраженную сферу применения.
Данные понятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, именно поэтому, по нашему мнению, и происходит их отождествление. Однако данный подход ошибочен в силу того, что каждая из экономических систем является логическим продолжением предшествующей системы производственных и общественных отношений
Индуктивным путем попытаемся установить взаимосвязь между терминами, а также определить их первичность и вторичность по отношению друг к другу.
Представить однозначное определение понятия “информация” достаточно сложно, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, во многом специфичные, свойственные именно этой области применения.
Толстяков Р.Р. выделяет ряд общих признаков, позволяющих определить понятие “информация”, охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании. «Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации» [1].
Крыштафович А.Н. выделяет 3 вида информации [2]:
- качественная,
- бесполезная,
- некачественная.
Качественная информация — информация, правильно отражающая действительность и необходимая для принятия конкретного решения.
Бесполезная информация — информация не необходимая для принятия конкретного решения.
Некачественная информация — информация, необходимая для принятия конкретного решения, но неправильно отражающая действительность.
Качественная информация обладает важным свойством — ценностью. Категория «ценность информации» должна служить критерием выделения информации именно среди качественных информаций. Одна качественная информация может быть более ценная, чем другая, однако информация не может быть более ценной, если она более качественная.
Обладание информацией есть знание. Обладание качественной информацией представляет собой качественное знание, отражающее факт объективной реальности; обладание некачественное информацией есть некачественное знание, не соответствующее реальности.
Философский энциклопедический словарь определяет «знание» как отражение объективных характеристик действительности в сознании человека [3, c. 222]. Знание объективируется знаково-символьными средствами естественных и искусственных языков, т.е. фиксируется на бумажных и электронных носителях. Высшей формой организации знания является теория или система теорий, составляющих научную дисциплину.
Таким образом, качественная информация, объективно отражающая действительность, представляет собой качественное знание.
Поскольку качественное знание представляют собой информацию высокого качества, то ценность знаний определяется так же, как и ценность информации.
Крыштанович А.Н. считает, что ценность знаний определяется важностью решений, принимаемых на базе этих знаний [1]. Важность решений, в свою очередь, зависит от иерархии целей, для достижения которых принимаются решения. Иерархия целей компании зависит от задач, стоящих перед компанией в определенный момент времени. Следовательно, ценность знаний в различные периоды времени различна в зависимости от того, какие задачи выдвигаются на передний план в определенный отрезок времени.
Знания, которые используются в организациях, различаются по степени их общности. Специфическое знание возникает на конкретной фирме, и к нему относятся ноу-хау, специальные исследования рынка, особая корпоративная культура, особые методы управления, оригинальные способы мотивации персонала и пр. К знанию, которое разделяют аналогичные фирмы в отрасли, относятся знания об общих способах производства продукции, о базовых отраслевых технологиях. Имеется также знание, которое разделяют все организации (универсальные принципы, знания о фундаментальных законах и пр.) [4, c. 358].
Так же различают явное (эксплицитное) и неявное (тацитное) знание [4, c. 358].
Явное знание - это то, которое может быть выражено в виде слов и цифр и которое может передаваться в формализованном виде на соответствующих носителях.
Неявное знание – это персональное знание, которое неразрывно связано со своим носителем. Оно состоит из умений и ментальных моделей, которым следует носитель в тех или иных ситуациях. Неявное знание связано с практикой: оно проявляется в умении, способностях, возможностях людей.
Категория «знание» тесно связана с интеллектуальными (умственными) способностями человека. «Интеллект – это мыслительная (внутренняя) деятельность мозга, аккумулирующая и перерабатывающая внешнюю информацию, принимаемую от самых различных источников во время образовательных и других квалификационных процессов. Все накопленные в результате этого знания, навыки, опыт являются интеллектуальным капиталом» [5]. Следовательно, скорость и качество протекания умственных процессов аккумулирования и переработки информации определяют объем получаемых человеком знаний.
Таким образом, установлена взаимосвязь между категориями «информация» и «знание». Далее рассмотрим соотношение «знания» и «творчества».
По мнению авторов, таких как Андреев В.И., Выгодский Л.С., Каган М.С., знания являются субъективной составляющей творчества. Эти авторы полагают, что творчество как человеческая деятельность, направленная на нестандартное решение, предполагает выполнение двух условий: объективных (социальные, материальные) и субъективных личностных (знания, умения, творческие способности).
Творчество человека зиждется на его мыслительной деятельности. Человек предназначен для познания окружающего мира и новой организации внешней среды. По мнению Мельникова О.Н. накопленные знания, навыки, опыт, составляющие интеллектуальный капитал, представляют собой интеллектуальный потенциал творческих возможностей человека [5].
Основной особенностью творческого процесса является его преобразовательная способность. По мнению Батищева Г.С. потенциальными творческими способностями обладает каждый человек, но об их реализации можно говорить, когда очевидна их созидательная и преображающая сила [6, c. 32].
Творческий процесс созидателен в двух направлениях: он изменяет не только «объект» творения, но и самого «творца».
Синонимом выражения «созидательная деятельность творческого процесса» является словосочетание «творческая энергия». Творческая энергия представляет собой внешнее проявление интеллектуальных способностей (интеллекта) во время практического использования интеллектуального капитала человека с целью изменения (улучшения, преобразования и т.п.) экономических или социальных объектов [5].
Таким образом, можно заключить, что творчество, как созидательная и преображающая деятельность, выступает главной составляющей новой экономики. Однако фундаментальной основой современного творчества являются знания, составляющие интеллектуальный потенциал самого «творца».
Иногда возникает мнение о необходимости разделения понятий «творчество» и «креативность», исходя из их содержания. Зачастую творческий процесс рассматривается как процесс, основанный на вдохновении автора и его способностях. «Художники, композиторы, писатели не задают себе никаких вопросов, они творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность. Креативный процесс прагматичен, т.е. при его осуществлении четко прослеживается его цель и направленность». Таким образом, креатив - это творчество, имеющее в своей основе рациональную, прагматичную составляющую. В рациональном бизнес аспекте целесообразно использование термина «креатив».
Проведенный анализ «от частного к общему» позволил установить взаимосвязь и взаимозависимость между терминами «информация», «знания», «творчество». Взаимосвязь понятий дает возможность упорядочить следующие термины «информационная экономика», «экономика знаний», «креативная экономика».
По мнению автора, современная постиндустриальная экономика представляет собой триединство информационной экономики, экономики знаний и креативной экономики. «Информационная экономика» основывается на информационной инфраструктуре и выступает в роли фундаментального информационного поля для «экономики знаний». «Экономика знаний» представляет собой такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В свою очередь «экономика знаний» выступает базой для «креативной экономики», основывающейся на рациональном творчестве, направленном на нестандартное решение в рамках созидания и преобразования. В рамках креативной экономики происходит создание новой информации, являющейся базой для дальнейшего креатива.
Взаимосвязь и взаимозависимость «информационной экономики», «экономики знаний» и «креативной экономики» представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь и взаимозависимость «информационной экономики», «экономики знаний», «креативной экономики»
Креативная экономика является наивысшим уровнем пирамиды постиндустриальной экономики. Именно на этом уровне вырабатываются новые нестандартные решения, позволяющие эффективно работать на современном конкурентном рынке. Новая парадигма современной предпринимательской деятельности должна быть основана на творческом, созидательном отношении к окружающей действительности, принятии во внимание постоянно изменяющихся условий развития хозяйства, общества и человека [7, c. 42].
В отличие от информационной экономики, основным ресурсом которой выступает информация, в экономике знаний и креативной экономике центральное место отводится человеческому потенциалу.
В рамках информационной экономики осуществляется исследование информации как ресурса, обобщенное рассмотрение информационных отношений с объединением отдельных их аспектов в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Основная задача информационной экономики заключается в изучении закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы и информационно-технологической сферы в целом.
В экономике знаний основной акцент делается на интеллектуальный потенциал личности, в креативной экономике – на творческий. Основу экономики знаний составляют явные знания, в креативной экономике явные знания выступают фундаментом, а неявные знания – «отправной точкой» для креатива.
Выделим основные черты креативной экономики:
Основные отличительные особенности «информационной экономики», «экономики знаний», «креативной экономики» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные отличительные особенности «информационной экономики», «экономики знаний», «креативной экономики»
|
Информационная экономика
|
Экономика знаний
|
Креативная экономика
|
Основной ресурс
|
Информация
|
Знания, интеллектуальный потенциал человека
|
Интеллектуально-креативные ресурсы человека
|
Задача экономики
|
Изучение закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы и информационно-технологической сферы в целом.
|
Распространение качественных знаний, отражающих объективную реальность, в целях принятия объективных управленческих решений; развитие «неявных» знаний, составляющих основу креатива.
|
Выработка нестандартного решения в рамках созидания и преобразования, обеспечивающего конкурентоспособность организации на рынке; создание новой информации, являющейся базой для дальнейшего креатива.
|
Таким образом, жесткая конкурентная борьба на современном рынке диктует предпринимателю определенные условия: вместо того, чтобы работать больше, надо работать более творчески. «Лидерами становятся те, кто способен задавать и ускорять бешенный темп творческих перемен: владельцы мозга, направившие его на производство творческих решений» [8, c. 27].
Креативная экономика, базирующаяся на знаниях и творческом подходе, позволяет вырабатывать креативные решения, обеспечивающие конкурентоспособность организации на рынке, изменяя при этом как объекты воздействия, так и самого человека.
Источники:
2. Крыштанович А.Н. Управление знаниями – перспективное направление менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №1
3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
4. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко – М.: Изд-во РАГС, 2006.
5. Мельников О.Н. О. Креатив моей души! // Креативная экономика. 2007. №1
6. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб: Изд-во РХГИ, 1997.
7. Шубаева В.Г. Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур.– СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2007.
8. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. – Спб.: Речь, 2004.
Страница обновлена: 11.08.2024 в 13:01:26