Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (1), Январь 2007
Цитировать:
Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия как основа для извлечения прибыли из интеллектуального капитала // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 69-75.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959299
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Креативная деятельность является научно–практической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и типов организации.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, управление знаниями, креативность, креативная деятельность
Креативная деятельность является научно–практической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и типов организации.
Креативная деятельность - это теория и практика развития предприятия в ХХI веке. Она представляет собой отрицание разделения теории и практики действия и утверждает их неразрывность как единство знаний, умений и навыков, формулирования и формирования стратегии, неразрывность знания и действий, что разделяется большинством исследователей [1].
Креативная деятельность предприятия может быть определена как способность извлекать прибыль из интеллектуального капитала, то есть управлять отношениями между человеческим капиталом (способностями и знаниями сотрудников), капиталом клиента (уровнем взаимной интегрированности) и организационным капиталом (знания и культура организации), максимизирующими потенциал организации создавать стоимость [2].
Данный подход включает отношения с клиентами в интеллектуальный капитал организации, что должно быть отмечено. Кроме того, подчеркивается целесообразность заимствования необходимых знаний, технологий посредством вступления в стратегические союзы как в виде неофициальных соглашений, так и в виде явных и детально проработанных отношений.
Большая часть успеха компании Microsoft является результатом способности преобразовывать технические идеи, по большей части заимствованные, в рыночные стратегии и сочетать творчество с технической проницательностью. Компания исповедует следующие принципы:
‑ инвестировать в научные исследования больше, чем все остальные;
‑ передовые технологии формируют будущее;
‑ развивать капитал интеллектуальной собственности;
‑ обучение – это признак «умной организации», элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов;
‑ «сиди и думай» (Б. Гейтс говорит, что он платит своим людям для того, чтобы они «сидели и думали»);
‑ «заимствуй и приспосабливай» (часто звучит критика в адрес Microsoft, что компания на самом деле не является великим новатором, а просто использует идеи других. Но она сильна в распознавании коммерческого потенциала идей и в их продаже) [3].
Прямое отношение к поставленной проблеме имеет школа ключевых компетенций (способности, навыки, умения, которые представляют ценность для производителя, потребителя, уникальны, то есть принадлежат только одному предприятию и ориентированы на будущее). Авторы разъясняют, что ключевая компетенция не является «активом» в бухгалтерском смысле этого слова. Завод, канал сбыта, товарный знак или патент не могут быть ключевой компетенцией – это предметы, а не навыки. Однако способность управлять заводом, каналом сбыта, товарным знаком или интеллектуальной собственностью может составить ключевую компетенцию [4].
В рамках данной школы также подчеркивается, что с помощью альянсов, совместных предприятий, внутреннего лицензирования и использования субподрядчиков фирма может получить в свое распоряжение компетенции извне. В крайнем случае, заимствование включает не только получение доступа к навыкам партнера, но и трансформацию внешних навыков во внутренние (интернализацию) при обучении у него. Культурная интеграция и гармонизация компетенций обходятся дороже при приобретении, чем при альянсах.
Представляется, что ориентация на стратегическое сотрудничество как способ заимствования адаптированных знаний может рассматриваться в рамках более широкой концепции обслуживания, которое можно определить как непрерывный процесс формирования креативной восприимчивости рынка, востребованности им новых товаров или услуг.
Кастомизация рабочего места и сотрудников (ориентация на потребителя) возникает, когда маркетинговые исследования сосредоточиваются не на потребительских сегментах, а на индивидуальных клиентах. Кастомизация работников, обладающих знаниями, означает, что с ними заключают специальные трудовые соглашения, где могут быть предусмотрены такие позиции, как возможность приобретения акций компании, доступ детей работника в частные школы, компенсация стоимости приобретенного жилья, компенсация затрат на пользование личным автомобилем в служебных целях, возмещение услуг консультантов по инвестициям и юридическим вопросам. Это так называемые кастомизированные правовые контракты.
Креативная ориентация деятельности предполагает изменение требований к работникам и руководителям [5]. Наиболее востребованы работники, обладающие знаниями и творческими способностями. Инициировать получение и использование знаний могут человек, группа или отдел, которые принимают на себя особую ответственность за активизацию и координацию усилий по созданию знаний во всей организации. Этот источник должен выполнять три функции: катализатора создания знаний (активное взаимодействие с остальными сотрудниками организации для объединения людей и процессов или создания пространства (контекста), необходимых для генерирования знаний); интегратора разрозненных знаний на основе единого подхода и понимания; стратега, придающего общее направление процессу создания знаний в организации.
Смысл эволюции требований к руководителю состоит в переходе от модели менеджера к модели лидера, известной в виде формулы: менеджер делает вещи правильно, лидер делает правильные вещи (менеджер управляет - лидер творит; менеджер копирует - лидер является новатором; менеджер поддерживает - лидер развивает; менеджер сосредоточивается на системах и структурах - лидер ориентирован на людей и их нужды; менеджер полагается на контроль - лидер опирается на доверие; менеджер действует, исходя из краткосрочных целей, - лидер работает на основе долгосрочной перспективы; менеджер соглашается со статус-кво - лидер его оспаривает; менеджер - это классический хороший солдат, а лидер - человек, который сам руководит своей судьбой и т.п.).
В целом речь идет о переходе от традиционного кадрового менеджмента через менеджмент на базе предпочтения к человеческим ресурсам к стратегии организации и использования ее сотрудников.
Креативная сеть – объединение в группу предприятий, стремящихся к созданию уникальных товаров и услуг, устраняющих с рынка уступающие им потенциальные заменители в результате естественного решения конечного потребителя. Эта группа стремится к улучшению результатов деятельности каждого участника. Содержательно она опирается на теорию игр в том смысле, что действия каждого участника бизнеса непременно оказывают влияние на прибыльность других участников. Поэтому основу бизнес-решений должна составлять оценка возможных исходов, а каждый исход, в свою очередь, определяется тем, как реагируют другие участники. Следовательно, принципы сотрудничества и совместной работы получают преимущество перед конкуренцией как доминирующей основой анализа и принятия решений, например, в системе «пяти сил», или кластеров, М. Портера. Такой подход означает также признание того, что основанная на принципе конкуренции деятельность одного предприятия, пусть и предельно интегрированного, или даже виртуальной корпорации не может быть успешной без создания сетей. В электронной экономике это называется сообществом добавленной стоимости, которое представляет собой онлайновую сеть клиентуры, поставщиков и процессов добавления стоимости.
Основными характеристиками современной бизнес-среды являются глобализм, технология, скорость, кастомизация, интеллектуальный капитал, доходный рост, а важнейшими организационными: гибкость занятости (неполный рабочий день, контрактная система, гармоничность систем оплаты - гибкие ставки оплаты труда и системы премирования, выбор способа выполнения работы - дома или в офисе); человеческий (интеллектуальный) капитал; наличие лидера; система обучения; связи с клиентами; разделяемая всеми культура организации; стратегическая ясность; ответственность; неформальный характер отношений; постоянная диагностика и оценка состояния организации.
В качестве современного креативного типа мышления выступает калейдоскопное, т.е. умение неформально мыслить и создавать новые категории или целостное мышление, которое является признаком деловой креативности. Интегральное, склонное к интеграции или целостное мышление является условием креативности как личности, так и организации. Выход за пределы традиционных категорий мышления создает новые возможности, т.е. является креативным, созидательным. Калейдоскоп есть символ постоянно меняющихся моделей мышления и бесконечных новых возможностей, приводимых в движение силой воображения и творчества.
Наиболее общей характеристикой креативности деятельности Г. Хемел и К. Прахалад считают нацеленность на опережение. Если маркетинг заключается в раскрытии четырех основных экономических понятий (продукт, цена, продвижение продукта и место реализации), то авторы предлагают четыре составляющих термина «глобальное опережение». Это собственно опережение, а также близость к рынку, благожелательное отношение потребителей и каналы сбыта [6].
Глобальное измерение деятельности предприятия является условием его развития в части технологии, бренда, рационализации издержек. Следует выделить фактор увеличения гомогенности рынков и гомогенных продуктов.
Глобализация повышает скорость, гибкость бизнеса и приводит к экономии средств, поскольку исследования и разработки, закупки материалов, производство, маркетинг, дистрибьюция основаны на глобальной базе и нацелены на глобальные рынки. Это позволяет достичь указанных преимуществ, в том числе за счет экономии на масштабах и ориентации на обслуживание, имея в виду, что потребители хотят получить лучшее по всем параметрам.
Одно из важнейших направлений развития предприятия в условиях глобализации состоит в глобаспециализации (глобализация + специализация) как способности извлекать выгоды из глобального производства, информационных технологий, исследований и разработок и маркетинговых ресурсов, обеспечивая при этом локальную (национальную) привлекательность.
В данном случае необходимо сочетать выпуск стандартизованной продукции и ее соответствие частным запросам; стандартизованную систему обслуживания и реагирование на частные запросы; виртуальное и физическое присутствие на рынке; централизацию управления и корпоративный федерализм; экономические и социально-политические факторы и т.п. При этом творческая деятельность требует особой структуры организации ‑ высокоорганичной и максимально неформальной.
Источники:
2. Хемел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-Бизнес, 2002.
3. Менеджмент ХХI века. - М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Арджирис К. Организационное научение. - М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Минс Г., Шнайдер Д. Мета-капитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании и рынки в ХХI веке. - М.: Альпина Паблишер, 2001.
7. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002, С. 315-317.
8. Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. - СПб.: Издательство «Крылов», 2003, С. 23-72.
9. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2002, С. 20-23, 137, 274-275, 306-310.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:15:51