От теории кластеров – к теории кластерного развития регионов: эволюция и проблематика

Шейкин Д.А.1
1 Волгоградский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 11 (Ноябрь 2016)

Цитировать:
Шейкин Д.А. От теории кластеров – к теории кластерного развития регионов: эволюция и проблематика // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 11. – С. 1263-1272. – doi: 10.18334/ce.10.11.37069.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27389794
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе рассмотрены этапы формирования теории кластеров. Выявлены предпосылки становления и онтогенез кластерной теории. Аргументирована ее эклектичная природа, основанная на совокупности элементов альтернативных концепций. Сформулированы отдельные проблемы теории, связанные с ее междисциплинарным характером. Акцентирована роль кластеров в преодоление эффекта path dependency. Обоснован новый этап развития теории кластеров, заключающийся в кластеризации экономического пространства регионов.

Ключевые слова: инновационная экономика, региональная экономика, региональное развитие, кластеры, теория кластеров

JEL-классификация: R11, O30, R30

Источники:

1. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т. I. – М.: Прогресс, 1983. – 416 с.
2. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: ИД «Вильямс», 2000. – 495 с.
3. Украинский В.Н. Французская пространственная экономика: от промышленных округов до полюсов конкурентоспособности // Пространственная экономика. – 2011. – № 3. – С. 71-99.
4. Федорова Е.А., Коркмазова Б.К., Муратов М.А. Спилловер-эффекты в российской экономике: региональная специфика // Экономика региона. – 2016. – Т. 12. – № 1. – С. 139-149.
5. Фролов Д.П. Многоуровневая иерархия экономического пространства: формирование эволюционной таксономии // Пространственная экономика. – 2013. – № 4. – С. 122-150.
6. Asheim B. The changing role of learning regions in the globalising knowledge economy: A theoretical re-examination // Regional Studies. – 2012. – Vol. 46. – № 8. – Р. 993-1004.
7. Barkley D.L., Henry M.S. Advantages And Disadvantages Of Targeting Industry Clusters: REDRL Research Report 09-2001-01. – Clemson: Clemson University, 2001. – 10 р. – http://www.clemson.edu/redrl/redrl_rpt3.pdf
8. Beccatini G. Sectors and/or districts: Some remarks on the conceptual foundation of industrial economics // Small Firms and Industrial Districts in Italy. – London: Routledge, 1989. – Р. 123-135.
9. Boschma R., Minondo А., Navarro М. The emergence of new industries at the regional level in Spain: a proximity approach based on product-relatedness // Economic Geography. – 2013. – Vol. 89. – № 1. – Р. 29-51.
10. Towards a theory of regional diversification: Papers in Evolutionary Economic Geography № 16.17 / R. Boschma, L. Coenen, K. Frenken [et al.]. – Utrecht: Utrecht University, 2016. – 24 р.
11. Brusco S. The Emilian Model: Productive Decentralisation and Social Integration // Cambridge Journal of Economics. – 1982. – Vol. 6. – № 2. – Р. 167-184.
12. Camagni R., Capello R. Urban Milieux: From Theory to Empirical Findings // Learning from Clusters: A Critical Assessment from an Economic-Geographical Perspective. – Dordrecht: Springer, 2005. – P. 249-274.
13. Clusters for Competitiveness A Practical Guide & Policy Implications for Developing Cluster Initiatives. – Washington: The World Bank, 2009. – 95 p.
14. Cooke P. Regional innovation systems: competitive regulation in the new Europe // GeoForum. – 1992. – Vol. 23. – Р. 365-382.
15. Local Production Systems in Europe. Rise or Demise? / С. Crouch, P. Le Galès, C. Trigilia [et al.]. – Oxford: Oxford University Press, 2001. – 286 р.
16. Daumas J.-C. Districts industriels: du concept à l’histoire. Les termes du débat // Revue économique. – 2007. – Vol. 58. – № 1. – P. 131-152.
17. Delgado M., Porter M. E., Stern S. Clusters, Convergence, and Economic Performance // Research Policy. – 2014. – Vol. 43. – № 10. – Р. 1785–1799.
18. Duhau E. Social Sciences and Urban Studies: Goodbye to Paradigms? // International Journal of Urban and Regional Research. – 2016. – Vol. 40. – № 1. – Р. 147-156.
19. Fang E. The effect of strategic alliance knowledge complementarity on new product innovativeness in China // Organization Science. – 2011. – Vol. 22. – № 1. – Р. 158-172.
20. Gatignon H., Xuereb J.-M. Strategic orientation of the firm and new product performance // Journal of Marketing Research. – 1997. – Vol. 34. – № 1. – Р. 77-90.
21. Spatial Analysis, Industry and the Industrial Environment. Progress in Research and Applications. Vol. 1: Industrial systems. – New York: Wiley, 1979. – 289 p.
22. Hassink R. How to unlock regional economies from path dependency? From learning region to learning cluster // European Planning Studies. – 2005. – Vol. 13. – № 4. – Р. 521-535.
23. Innovative Clusters: Drivers of National Innovation Systems. – Paris: OECD, 2001. – 405 р.
24. Isaksen A., Trippl М. Regional industrial path development in different regional innovation systems: A conceptual analysis: Papers in Innovation Studies 2014/17. – Lund University, CIRCLE, 2014. – 20 р. – http://wp.circle.lu.se/upload/CIRCLE/workingpapers/201417_Isaksen_Trippl.pdf
25. Kamoche K., Cunha M. P., Cunha J. V. Towards a Theory of Organizational Improvisation: Looking Beyond the Jazz Metaphor // Journal of Management Studies. – 2003. – Vol. 40. – № 8. – Р. 2023-2041.
26. Karnøe P., Garud R. Path creation: Co-creation of heterogeneous resources in the emergence of the Danish wind turbine cluster // European Planning Studies. – 2012. – Vol. 20. – № 5. – Р. 733-752.
27. Keeble D. Collective learning processes in European high-technology milieu // High-technology clusters, networking and collective learning in Europe. – Aldershot: Ashgate, 2000. – Р. 199-229.
28. Markusen A. R. Sticky Places in Slippery Space: A Typology of Industrial Districts // Economic Geography. – 1996. – Vol. 72. – № 3. – Р. 293-313.
29. Moorman C., Miner A. S. The convergence of planning and execution: improvisation in new product development // Journal of Marketing. – 1998. – Vol. 62. – № 3. – Р. 1-20.
30. Neffke F., Henning M., Boschma R. How do regions diversify over time? Industry relatedness and the development of new growth paths in regions // Economic Geography. – 2011. – Vol. 87. – № 3. – Р. 237-265.
31. Olson E. M., Walker Jr. O. C., Ruekert R. W. Organizing for effective new product development: The moderating role of product innovativeness // Journal of Marketing. – 1995. – Vol. 59. – № 1. – Р. 48-62.
32. Perroux F. Les investissements multinationaux et l’analyse des pôles de développement et des pôles d’intégration // Revue Tiers-Monde. – 1968. – Vol. 9. – № 34. – P. 239-265.
33. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations // Harvard Business Review. – 1990. – Vol. 68. – № 2. – Р. 73-93.
34. Porter M. E., Van Opstal D. US Competitiveness 2001: Strengths, Vulnerability and Long-Term Priorities. – Washington: Council on Competitiveness, 2001. – 86 р.
35. Scott A. J. Flexible production systems and regional development: The rise of new industrial spaces in North America and western Europe // International Journal of Urban and Regional Research. – 1988. – Vol. 12. – № 2. – Р. 171-186.
36. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organisations. – London: Pinter Publishers; Cassell Academic, 1997. – 432 p.
37. Tellis G. J., Chandy R. K., Prabhu J. C. Key questions on innovation in the B2B context // Handbook of Business-to-Business Marketing. – Cheltenham: Edgar Elgar, 2012. – Р. 582-596.
38. Wuyts S., Van den Bulte C. Network governance // Handbook of Business-to-Business Marketing. – Cheltenham: Edgar Elgar, 2012. – Р. 73-89.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:21:29