Менеджментология? Это актуально!

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (54), Июнь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16355518
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрена проблема перехода менеджмента с позиций «традиционной» (материальной) экономики на позиции управления в условиях материально-виртуальной среды.

Ключевые слова: виртуальная бизнес-среда, инфоком-менеджмент, инфокомная среда, нематериальные ресурсы, менеджментология



Предложенное нами название нового учения предполагает, что объектом его изучения является комплекс видов менеджмента, а предметом – комплекс их теоретико-методических основ, рассматриваемых в рамках методологии общего менеджмента. При этом нами учитывается, что в настоящее время мы являемся свидетелями практики менеджмента в условиях современной материально-виртуальной среды.

Инфоком-менеджмент в виртуальной среде

Возникшие и постоянно возникающие виды менеджмента свое внимание в основном акцентируют на условиях «традиционной» экономики с ее материальными ресурсами (земля, труд, капитал, вещество, энергия). В условиях же виртуальной бизнес-среды использование известных методов управления недостаточно. Поэтому нами предложено новое направление менеджмента, которое мы назвали инфоком-менеджмент. Оно опирается на теоретико-методологические основы и методические положения управления организациями, персоналом, осуществляющими деятельность в условиях опосредованных коммуникаций. С этой целью используются такие нематериальные ресурсы, как: знания, идеи, концепции, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, ноу-хау, схемы их коммерциализации и т.п. Информация при этом рассматривается как ресурс, в ходе использования которого формируются знания, необходимые для принятия решений, а знания являются не только приоритетным ресурсом, фактором и потенциалом, но также активом и продуктом, приносящим доходы [1, 2, 3, 4].

Для обеспечения, в частности, эффективных телевоздействий, телевзаимодействий и телесотрудничества в виртуальной бизнес-среде инфокомменеджмент широко использует информационные, компьютерные, телекоммуникационные системы, сети, средства и технологии с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Вот почему такая среда нами названа инфокомной средой [5], и адекватный для нее инфоком-менеджмент можно считать своеобразной предпосылкой появления и становления менеджментологии применительно к условиям материально-виртуальной бизнес-среды.

Синтез материальной и виртуальной среды

Менеджментология, по нашему мнению, должна:

1. Выявлять теоретико-методологические и концептуально-методические основы и особенности каждого из видов менеджмента, а также в их взаимосвязях и комплексе.

2. Достигать на этой основе соответствующих теоретических обобщений.

3. Выявлять тенденции и возможные пути дальнейшей диверсификации общего менеджмента.

4. Определять перспективы его развития в условиях материально-виртуальной среды жизнедеятельности людей, организаций.

5. Способствовать обогащению методологии и теории общего менеджмента новыми знаниями и концептуальными составляющими (концептами).

На рис. 1 представлена схема, поясняющая сущность менеджментологии.

Рис. 1. Схема, поясняющая сущность менеджментологии

Заметим, что объект исследования менеджментологии – это не только изучение особенностей «специализации» видов менеджмента и «места» каждого вида в их комплексе, но и интеграция полученных в них знаний для выявления новых закономерностей, законов менеджмента, тенденций его развития, основных концептуальных положений, принципов и т.п. При этом методологические аспекты каждого вида менеджмента рассматриваются «через призму» методологии общего менеджмента, в результате чего возможно обогащение его теории и практики полученными в каждом из видов менеджмента методологическими и методическими положениями.

Такой предмет изучения менеджментологии учитывает своеобразный синтез материальной и виртуальной среды жизнедеятельности людей, организаций (фирм, компаний, корпораций и всевозможных их объединений), при котором, наряду с освоенной материальной средой, виртуальная среда дает новые возможности для реализации их интеллектуально-креативного потенциала.

О методологии менеджмента

К настоящему времени имеется много видов менеджмента, в большей или в меньшей степени теоретико-методологически и методически проработанных. Некоторые из них указаны на представленном рис. 2 в виде схемы, не претендующей на какую-либо их классификацию. Отметим, что на этом рисунке не представлены такие виды, название которых начинается со слова «управление» – например, управление кадрами, управление маркетингом и т.п.

Рис. 2. Схема, представляющая перечень некоторых видов менеджмента

Актуальность появления менеджментологии подтверждается и тем, что, как показывают научные исследования, за прошедшее десятилетие процесс диверсификации менеджмента значительно усилился. В публикациях отмечалось: в 1994 году число видов управления было порядка 80, в 2006 году число видов менеджмента приблизилось к 300 [6]. Сейчас, по нашим данным, число разновидностей менеджмента около 400.

Представленные на рис. 2 виды менеджмента не столько своей спецификой, сколько выявлением актуальных взаимосвязей полученных в них знаний позволяют (с использованием указанных подходов менеджментологии) получить новые теоретические обобщения. Они, в свою очередь, могут способствовать выявлению тенденций развития менеджмента, путей его дальнейшей диверсификации. И здесь «креативный вектор» этого развития с учетом уже появившихся таких видов менеджмента, как майндменеджмент, эмоциональный менеджмент, дизайн-менеджмент, прогрессивный менеджмент, новаторский менеджмент, «хай-текный» менеджмент и других, рассмотренных в ряде новейших публикаций, может быть определяющим. Инфоком-менеджмент, занимая среди них актуальное место, играет роль своеобразного фактора и предпосылки появления новых разновидностей менеджмента применительно к условиям современной виртуальной бизнес-среды.

Задачи менеджментологии

По нашему убеждению, к настоящему времени менеджментология призвана: во-первых, – нацеливать на необходимость использования методологии общего менеджмента для каждого вида менеджмента при оформлении его теоретических основ, во-вторых, – выявлять теоретико-методологическое соответствие каждого вида менеджмента методологии и теории общего менеджмента, его законам и принципам (а также многим другим его соответствующим концептам), в-третьих, на основе сформированных и формирующихся теорий видов менеджмента определять перспективы их развития и, тем самым, – развития общего менеджмента,

в-четвертых, способствовать комплексной интеграции знаний видов менеджмента для определения путей дальнейшей диверсификации общего менеджмента с учетом условий современной материально-виртуальной бизнес-среды.

Поэтому в актуализации статуса менеджментологии и ее обобщений на уровне своеобразного метаменеджмента следует, прежде всего, учитывать:

• теоретико-методологические и методические положения каждого вида менеджмента, полученные в них знания, их взаимосвязи и систематизацию,

• интеграцию этих знаний, пополнения ими «арсенала» методологического инструментария общего менеджмента для скорейшего применения в управленческой практике,

• то, что инфокомная среда – это «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий» [7].

В связи с этим с точки зрения подходов менеджментологии представляет особый интерес рассмотрение влияния теории инфоком-менеджмента на те или иные аспекты, особенности становления и развития каждого из видов менеджмента применительно к условиям виртуальной бизнес-среды.

При этом каждому виду менеджмента следует учитывать систему концептуальных принципов инфоком-менеджмента, его системно-сетевой (инфокомный) подход и характерные черты управления в условиях инфокомной среды, включая аспекты инфокомной культуры [8].

Вот почему именно теоретико-методологические и концептуально-методические основы инфокомменеджмента мы рассматриваем в качестве своеобразной предпосылки актуализации менеджментологии:

• как учения о комплексе видов менеджмента с их теориями,

• как науки и учебной дисциплины о путях диверсификации и на этой основе – развития теории менеджмента в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды,

• как своеобразного «методологического аудита» наличия теоретической основы в том или ином виде менеджмента.

Вывод

В заключение отметим следующее.

1. Все изложенное здесь имеет прямое отношение еще к одной из наших гипотез, выдвинутых ранее в наших работах в связи с формированием теории инфоком-менеджмента: с одной стороны, как известно, «экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой», и, с другой, – «среда виртуальная, а коммуникационно-коммуникативные процессы и результаты опосредованных взаимодействий людей в ней реальные»; поэтому дальнейшая диверсификация и появление новых видов менеджмента неизбежны в условиях современной материально-виртуальной бизнес-среды.

2. По мере развития ИКСТ и их все более широкого использования в социально-экономической и организационно-управленческой деятельности инфоком-менеджмент будет непрерывно развиваться, оказывая влияние на развитие других видов менеджмента и появление новых его разновидностей.

3. С появлением инфоком-менеджмента теперь есть реальная возможность не только становления, но и развития менеджментологии с учетом условий современной среды жизнедеятельности: именно в ней сейчас развивается экономика – от «тради ционной» до «экономики знаний», от «материальной» до «интеллектуально-креативной».

4. Менеджментология, по нашему глубокому убеждению, это – «методологическая инженерия менеджмента» для «конструирования» конкретных систем менеджмента в разнообразных фирмах, предприятиях, организациях, их объединениях, осуществляющих свою деятельность как в материальной, так и в виртуальной среде.

5. Менеджментология – уже не только наша идея и гипотеза, а научная потребность: актуальное ее удовлетворение необходимо для осуществления своеобразной «методологической сертификации» появляющихся новых видов менеджмента с разнообразными прилагательными перед словом «менеджмент», не всегда в должной мере обоснованными с учетом подходов и методов общего менеджмента, его концепций и принципов, закономерностей и законов…


Источники:

1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент : Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
2. Мартынов Л.М. Рынок инфокомной экономики / Креативная экономика. – 2007. – № 3. – C. 64-72.
3. Мартынов Л.М. Менеджмент в виртуальной среде / Креативная экономика. – 2010. – № 4. – C. 128-134.
4. Мартынов Л.М. Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии их телевзаимодействий в инфоко-менеджменте / Креативная экономика. – 2010. – № 12. – C. 47-50.
5. www.infocommanager.narod.ru
6. www.managementology.narod.ru
7. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. Монография. – М.: ГУУ, 2009.
8. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента : Учебное пособие.– СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 12:51:12