Государственная политика занятости и особенности ее реализации в России

Ефимов О.Н.1, Рогова Л.Г.1
1 Уфимский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27658478
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассмотрена одна из наиболее актуальных в настоящее время проблем – проблема безработицы и ее динамики на примере Республики Башкортостан. Приведен анализ динамики и уровня безработицы в Башкортостане за 2000–2013 гг. Предложены меры по борьбе с безработицей. Рассматриваются экономические отношения в использовании человеческих ресурсов. Описано состояние экономического и социального настроя в последовательном развитии, от капиталистического до наших дней. Описаны проблемы и тенденции российского рынка труда, с которыми проходиться сталкиваться трудоспособному населению.

Ключевые слова: заработная плата, безработица, закон спроса, закон предложения

JEL-классификация: J20, J68, R23



Введение

Безработица ‑ это явление макроэкономической нестабильности, которая проявляется в социально-экономической форме, где предложения на рабочую силу превышают спрос. При этом экономически активное население не занимается хозяйственной деятельностью страны. Оно занято активным поиском работы и готово к ней преступить.

В течении нескольких лет безработица в России убывает. Политика занятости – это система мер, реализованная органами государственной власти в области рынка труда. Политика занятости имеет пятиуровневый вид: общегосударственная, в субъектах федерации, региональная, на отдельных территориях и в населенных пунктах, осуществляемая местными органами.

Функциональная роль политики занятости – гарантия разумного распределения трудоспособного населения в область деятельности, регионального распределения рабочей силы на территории с необходимым количеством и качеством рабочих мест, поддержка занятости на необходимом уровне, регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы, обеспечение заработной платой персон, которые не имеют работы и другое.

Правовое регулирование трудовых отношений обеспечивают:

- Конституция Российской Федерации;

- Кодекс законов о труде Российской федерации;

- Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», статья 5.

В каждой стране есть свои особенности, которые относятся к политике занятости. Они включают в себя комплекс экономических, социальных, правовых мер по управлению внутренними и внешними отношениями занятости с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком труда. В России политика занятости еще не обрела точной стратегической ориентации, не обеспечивает рациональную занятость. В основном направлена на сокращение персонала и увеличение процента безработных и на оказание социальной помощи безработным (закон РФ 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 июля 1992 г.)

Для увязки целей и проблем политическими деятелями занятости в различных степенях разрабатываются муниципальные, республиканские, межреспубликанские, областные проекты занятости. Сформирован федеральный, национальный отдел занятости жителей. Для финансирования, согласно проекту занятости, основан Правительственный актив занятости жителей.

Когда употребляют словосочетание «занятость граждан», подразумевают деятельность, которая связана с удовлетворением личных и социальных потребностей, не нарушающая законодательства РФ и приносящая заработную плату.

Занятыми считаются лица:

- работающие по трудовому договору;

- оформленные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- реализующие продукцию через договор;

- работающие по договорам гражданско-правового характера;

- члены кооперативов;

- выполняющие военную службу;

- обучающиеся в образовательных учреждениях очно;

- временно отсутствующие на работе связи с отпуском или другими причинами.

В Российской Федерации функционирует государственная служба занятости. Она включает в себя федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функцию контроля и надзора в области труда. В данное время такими органами являются Федеральная служба по труду и занятости. Органы исполнительной власти субъектов РФ, выполняющие полномочия, согласно закону, в области занятости населения. Государственные учреждения СЗН – центры занятости населения, действующие в муниципальных образованиях.

В главные функции ГСЗН входит анализ состояния и прогноз развития занятости населении, информирование о рынке труда и реализация программ занятости населения, помощь гражданам в поиске подходящей работы, помощь работодателям в поиске нужных работников. Эти услуги предоставляются гражданам бесплатно.

Безработными считаются:

- трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработной платы;

- кто ищет работу, и те, кто готов приступить к работе.

Желательно, чтобы трудоустройство соответствовало профессиональной пригодности работника, учитывая его уровень подготовки, состояние здоровья. Работа не может быть доступной, если связана со сменой места жительства без согласия трудящегося, условия труда не соответствуют нормам и правилам.

Не являются безработными граждане:

- не достигшие 16 лет;

- получающие пенсию в соответствии с законодательством РФ;

- осужденные, лишенные свободы.

Государство гарантирует гражданам нашей страны, впервые ищущим работу, временно незанятым, возобновляющие трудовую деятельность спустя 1 год, выбор деятельности, защиту от безработицы, информирование о рынке труда.

Государство обеспечивает особо нуждающихся в социальной защите, если эти люди испытывают трудности в поиске работы, им создаются дополнительные рабочие места.

Государство дает возможность пройти повышение квалификации или переподготовку с выплатой стипендии (стипендия равняется пособию по безработице). Подобное профессиональное обучение осуществляется по направлению в органы занятости, если гражданин не имеет профессии и специальности, и не получается подобрать подходящую работу. Необходимо изменить род занятости из-за отсутствия навыков.

Профессиональное обучение производится в учебных центрах службы занятости или других учреждениях. В приоритетном порядке имеют право пройти безработные инвалиды, безработные лица с перерывом 6 месяцев, граждане, уволенные с военной службы, выпускники школ, те, кто ищут работу, но не имеют соответствующего образования.

Государство обеспечивает выплату пособий безработным.

Заключают срочные трудовые договоры на работу в оплачиваемых общественных работах.

Общественные работы – доступный вид трудовой деятельности, который не требует заблаговременной высококлассной подготовки трудящихся, работа которых направлена на социально благоприятное улучшение. Эту деятельность организуют органы службы занятости в виде дополнительной социальной поддержки для тех, кто ищет работу.

Принимать участие в общественных работах можно только с согласия граждан с теми, кто желает заключить срочный договор. Это соглашение можно расторгнуть при устройстве на постоянную или временную работу. Граждане, кто занимается общественными работами, получают заработную плату по проделанной работе, но не ниже установленной ТЗ.

Во время общественных работ граждане продолжают получать пособия по безработице.

Одним из направлений политики занятости является наличие информации о рынке труда. Динамика, возможность трудоустройства, установки спроса и предложения, – все это должно быть в доступе в центре занятости, фигурировать в СМИ, на предприятиях и учебных заведениях.

Помощь в трудоустройстве является одним из основных направлений политики занятости. Систематизирование базы вакансий для осведомления общества о возможностях трудоустройства. Выбор подходящего рабочего места и работников по требованиям предприятий, обучение навыкам в поиске работы, консультация населения в организованном порядке.

Профессиональная ориентация включает в себя организации, которые находятся в поиске работы. Также в нее входит проведение ярмарок вакансий, рабочих мест, специалистов с помощью консультирования в выборе сферы деятельности. Профессиональный подбор на свободные трудовые площадки, обучение и переподготовку кадров, предоставление психологической поддержки обществу путем создания мотивации для поиска работы, повышение самооценки.

Создаются системы профессионального обучения для безработных, соответствующие потребностям рыночной экономики. Формируются сети образовательных сооружений. Разрабатываются учебные программы документаций и усиленных технологий образования и организация учебного процесса.

Государство проводит поддержку предпринимательства и самостоятельной занятости населения. Совершается финансовая поддержка малого бизнеса, обучение базовым правилам предпринимательства, профессиональное консультирование и отбор нетрудоустроенных для открытия собственного дела.

Проект «Молодежная практика» направлен на трудоустройство выпускников образовательных учреждений, которые фигурируют в службе трудоустройства на временные рабочие места.

Политика занятости также беспокоится и подростках. Временное трудоустройство или на не полный рабочий день. Организуются ярмарки вакансий и молодежных рынков труда.

С помощью общественной работы безработные могут обеспечить себя финансами без особой профессиональной подготовки. Субсидирование происходит за счет работодателей и частичного фонда занятости.

Перечисленные направления государственной политики занятости демонстрируют единство и разносторонность трудового законодательства и различные другие принципы трудового права.

В обеспечении занятости населения принимают участие не только государство, но и работодатели. Эту работу они вызваны совершать согласно законодательству РФ, содействуя проведением государственной политики занятости. Рассмотрим уровень безработицы в Российской Федерации за период 2011–2015 гг.

Таблица 1

Занятость и безработица в РФ

Год
Уровень безработицы в РФ
Уровень безработицы в Приволжском округе
2011
6,6 %
6,6 %
2012
5,5 %
5,3 %
2013
5,5 %
6,4 %
2014
5,2 %
4,0 %
2015
5,6 %
4,5 %
Источник: [11]

Анализ показывает, что уровень безработицы имеет тенденцию к уменьшению. В Российской Федерации в 2011 году безработица имеет самый высокий показатель, он достигал до 6,6 %. Это связанно с большим сокращением персонала. В 2012 году безработица имеет характер уменьшения. Уровень достиг 5,5 %. В течение 2012 года трудовые места были увеличены по сравнению с 2011. В 2013 году показатель остался неизменен. В 2014 году показатель уменьшился на 0,3 %, значит, трудовые места появлялись. Но в 2015 году показатель все равно вырос до 5,6 %. Это связанно с тем, что в государстве происходило сокращение персонала.

Уровень безработицы в Приволжском крае тоже имеет тенденцию к уменьшению. Самый высокий уровень безработицы был в 2011 году. Это связанно с большим сокращением работников. В 2014 году уровень безработицы достиг минимума (4,0 %). За этот год было трудоустроено большое количество рабочих.

Изучим уровень безработицы в Республике Башкортостан. Рассмотрим данные о занятости и безработице в Республике Башкортостан с 2000 по 2013 год и динамику уровня безработицы в РБ.

Таблица 2

Занятость и безработица в РБ

Год
Уровень безработицы
2000
11,58
2001
10,68
2002
8,27
2003
8,22
2004
7,23
2005
7,04
2006
6,50
2007
6,48
2008
5,18
2009
9,19
2010
8,92
2011
7,63
2012
6,07
2013
5,8
Источник: [11]

В конце 2013 года в РБ было зарегистрировано примерно 115 тысяч безработных по всему Башкортостану. А также насчитывалось 32,8 тысячи активных вакансий рабочих мест. За весь 2013 год было рассмотрено около 306 тысяч различных вакансий.

Сейчас на рынке труда в нашей стране происходит профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Ощущается нехватка квалифицированных кадров по различным профессиям и специальностям.

Главной причиной является расхождение между структурой профессионального образования и перспективой потребностям рынка труда по рабочему уровню и по структуре. Эта структура склоняется в пользу высшей школы.

Выявлен уже общий список проблем в области наемной рабочей силы. Считается, что точное осмысление объективных причин системности этих проблем будет полезно не только для создания разделов определенных бизнес-планов, в планировке рабочей силы, но и для общих вопросов, связанных с планированием ее производства.

Первая проблема на рынке труда образовалась в наше время. Произошел значительный разрыв между молодыми и пожилыми работниками. В предприятиях почти отсутствуют лица в возрасте 30–49 лет. Самый энергичный возраст.

Проблема номер два. Она связанна с разрушением системы воспроизведения рабочего населения. Довольно большое количество ПТУ закрылось. Поток молодых людей трудоустраивается на рабочие специальности необученными и получают первичные навыки уже от пожилых рабочих.

Третья проблема носит психологический характер. Пожилой персонал очень редко проявляет инициативу в работе. Персонал, который имеет хозяйственную самостоятельность, устанавливает себе выше средней заработную плату, премии, выплаты и многое другое. Следовательно, размер дивидендов увеличивается.

На предприятиях обычно существует единая система работы с кадрами. Структура кадровых служб, квалифицированный состав и уровень оплаты труда работников не всегда соответствует задачам реализации активной кадровой политики. Не проводится подготовка специалистов в этих службах.

Начальное и среднее профессиональное образование сегодня отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, это разрешит более мягко ориентировать структуру предоставленных образовательных услуг на потребности региональных рынков труда. Но такая работа в регионах проходит не очень активно.

Низкий уровень заработной платы в различных отраслях приводит к увольнению квалифицированных кадров в другие разделы экономики и к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, т. е. невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Сейчас молодежь является одной из самых больших групп, которая нуждается в трудоустройстве. Больше всего усугубляет проблему несоответствие спроса на рынке труда и выпускников средних или высших учреждений. В основном это касается экономистов, юристов, бухгалтеров, лаборантов, технологов.

Еще одной причиной ухудшения ситуации является характер молодежи на рынке труда. Молодежь не обладает достаточным профессионализмом, подготовкой и трудовыми навыками, следовательно, спрос невелик, но свободные места, на которые готовы взять юные кадры, не устраивают их запросы со стороны оплаты и качества.

Одним из положительных результатов в борьбе с безработицей среди молодежи можно связать с законом г. Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004. Этот закон гласит. Если у предприятия численность персонала свыше 100 человек, то оно обязано предоставить 4 % рабочих мест определенным категориям граждан. В том числе и выпускникам в возрасте 18–20 лет, которые находятся в поиске работы впервые. Если же на эти места работодатель не устраивает указанных в законе граждан, он отчисляет в целевой бюджетный фонд компенсацию в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. В таком случае перед кадровыми службами появляется экономическая заинтересованность в организации рабочих мест.

Государство в лице Федеральной службы по труду и занятости и Государственной инспекции по труду занимается вопросами об организации и оказании услуг в области трудоустройства молодежи. Защищать ее от безработицы, контролировать действия предпринимателей по отношению к юным сотрудникам.

Если рассмотреть опыт крупнейших российских фирм и мировую практику организаций профессионального образования, можно сказать что есть три решения этой важнейшей проблемы:

- Формирование мощных государственных центров, финансируемых через бюджетный механизм.

- Организация подготовки квалифицированных кадров с учетом необходимых потребностей в среднем и малом бизнесе. Использовать собранный опыт крупных компаний. Привлечение бюджетных средств.

- Подготовка высококвалифицированных кадров на коммерческой основе, без дополнительных бюджетных средств на условиях заинтересованных предприятий и на базе крупных коммерческих услуг.

Также одним из решений проблемы безработицы является проведение регулярных ярмарок вакансий.

Со стороны кейнсианства, самостоятельная экономика не может преодолеть безработицу. Приверженцы этой теории уверены, что уровень занятости населения зависит от спроса. Кейнс предполагал, что неполная занятость характерна для общества, где есть корни в недопотреблении. Фактором недопотребления он считал психологию человека, которая приводит к сбережению средств потребителя при их увеличении. Это уменьшает объем инвестиций. В конце концов это приводит к спаду производства и безработице.

Монетаристы считали методы Кейнса неэффективными. В 1967 Милтон предположил о существовании естественного уровня безработицы. Неизменяемого мерами государственной политики. Главным аргументом монетаристов с борьбой с безработицей является непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за задержек этих мер. Они считают, что пособия позволяют воздерживаться от поиска работы. Следовательно, они предлагают отменить пособия, чтобы безработные начали работать.

Выводы

Проанализировав показатели реализации государственной политики занятости на региональном уровне, мы можем сделать вывод, что политика занятости в целом дает положительные результаты, поскольку увеличивается количество занятых в экономике, сумма денег, объем средств, выделенных из федерального и регионального бюджета, растет.

Рабочая сила, как трактуется в курсе экономической теории, – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще всего используются термины «кадры» или «персонал». Кадры предприятияэто совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Работники предприятий подразделяются на списочный, промышленно-производственный персонал (ППП) и персонал непромышленных подразделений.

Главная задача, решаемая при обеспечении предприятия рабочей силой, – повышение эффективности (качества) его функционирования. Реальное улучшение функционирования организации в первую очередь определяется кадровыми службами. Значение принимаемых кадровой службой кадровых решений организации огромно, поскольку они позволяют повысить функциональность рабочей силы, ее качественные показатели, минимизировать затраты на оплату труда.


Источники:

1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (с изм. и доп. от 22.08.2004).
2. Губайдуллина А.Н., Ефимов О.Н. Безработица молодежи // Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики: Сборник материалов конференции. – Уфа: Уфимский институт (филиал) «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. – С. 96–99.
3. Губайдуллина А.Н., Ефимов О.Н. Государственная поддержка и отдельные меры по развитию малого бизнеса в России // Экономика и социум. – 2015. – № 5–2. – С. 475–478.
4. Ефимов О.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Саратов, 2014.
5. Ефимов О.Н., Назарова А.А. Занятость и безработица в Башкортостане // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования: Сборник материалов конференции. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. – С. 224–228.
6. Ефимов О.Н., Фирсова А.М. О проблеме банкротства должника – физического лица // Экономика и социум. – 2015. – № 2–2. – С. 335–338.
7. Иванов В.П. социально-экономические последствия безработицы // Экономика и жизнь. – 2008. – № 14.
8. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономист, 2005.
9. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: антология экономической классики: в 2-х т. – М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – Москва, 1991.
11. Сайт Федеральной службы государственной статистики.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 22:04:18