Необходимость разработки экономического механизма государственно-частного партнерства в профессиональном образовании
Зарипова И.Р.1, Маргилевская Е.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Уфимский филиал), Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Март 2016)
Цитировать:
Зарипова И.Р., Маргилевская Е.В. Необходимость разработки экономического механизма государственно-частного партнерства в профессиональном образовании // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 3. – С. 279-290. – doi: 10.18334/ce.10.3.34965.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25809906
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье изучена специфика профессионального образования как общественного блага и частной услуги. Представлен анализ источников и объемов финансирования профессионального образования. Предложены основные этапы разработки экономического механизма реализации государственно-частного партнерства в сфере предоставления образовательных услуг в профессиональном образовании, рассмотрены приобретаемые сторонами выгоды от сотрудничества. Исследование представляет интерес для студентов, научных сотрудников, работников сферы государственного и муниципального управления, предпринимательских структур, интересующихся вопросами ГЧП в образовании.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, рынок образовательных услуг, профессиональное образование, экономический механизм, бюджетное финансирование, стоимость обучения
Введение
Сфера образования – это одна из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России включает, в числе прочих стратегических ориентиров, формирование новой экономики – экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимой к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами [4, с. 11].
Сегодня рынок образовательных услуг один из наиболее динамично развивающихся рынков по темпам роста. Так, объем платных услуг населению в системе образования составил в 2014 году 486543 млн руб., что на 8,3% больше, чем в 2013 году, на 49,2% больше, чем в 2010 году, и на 218,7% больше, чем в 2005 году. Расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на образование более стабильны. Так, в 2012 году расходы бюджета составили 2558,4 млрд руб. (11,0% к расходам консолидированного бюджета Российской Федерации), в 2013 – 2888,8 млрд руб. (11,6 %), а в 2014 – 3037,3 млрд руб. (11,2% к расходам бюджета) [1].
Специфика рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования
Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений между агентами по поводу купли-продажи образовательной услуги.
В данном исследовании образовательная услуга нами понимается как специфическая публичная услуга, оказываемая образовательными учреждениями, полезность которой заключается в удовлетворении образовательных потребностей потребителей услуги: учащихся – в повышении их экономической и социальной привлекательности на рынке труда, государства и бизнеса – в удовлетворении потребностей в квалифицированной рабочей силе, населения – в повышении уровня и качества жизни [6].
Данное комплексное определение образовательной услуги как экономической категории указывает, что участниками процесса производства, реализации и потребления образовательных услуг являются государство, образовательная организация, обучающийся и работодатель. В процессе производства и реализации образовательной услуги создается человеческий капитал, а затраты на ее потребление выступают в качестве инвестиций. Образовательные услуги участвуют в формировании и развитии человеческого капитала, являются объектом купли-продажи в современной «экономике знаний». Неоспорим тот факт, что образование в новых условиях стало квалифицироваться как область инвестирования и производства, связанных практическим интересом в ее продукте субъектов, и приносящая, в частности, более высокий доход для домохозяйств, повышение прибыли для бизнеса, ускорение темпов роста и решение актуальных социальных проблем общества для государства [7, с. 171].
Важнейшими инструментами анализа рынка образовательных услуг является спрос и предложение. Изучая спрос на образовательные услуги, выделим, что его субъектами являются:
- юноши и девушки, получающие профессиональное образование определенного уровня впервые, после окончания школы;
- индивидуумы, получающие образование с целью повышения квалификации, переобучения в рамках непрерывного профессионального образования;
- предприятия и организации, осуществляющие подготовку, переподготовку, повышение квалификации сотрудников на базе образовательной организации. Для специалистов, получающих образование в рамках переобучения или повышения квалификации, важное значение имеет возможность дистанционного обучения.
Опрос, проведенный центром изучения рынка труда УрГЭУ в октябре 2015 года среди старшеклассников и их родителей в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени, показал: около 70% выпускников решили поступать в вуз, 21% – в колледж или техникум, остальные сделают выбор одновременно со сдачей ЕГЭ [1, с. 12]. Следует заметить, что спрос на данном рынке предъявляют не только сами будущие студенты, но и их родители, так как выбор должен согласовываться не только с желанием получения определенной специальности, но и с финансовыми возможностями семьи.
Предложение на рынке образовательных услуг формируют различные образовательные структуры, в первую очередь государственные и региональные профессиональные образовательные организации, а также негосударственные образовательные организации. Предложение выражено готовностью образовательных организаций на рынке образовательных услуг, предлагающих данную услугу требуемого качества в определенное время по данным ценам. Кроме того, на рынке образовательных услуг активно формируются новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибьютеров; частные консультанты, коучеры и репетиторы. Эти субъекты уже сейчас формируют значительную часть совокупного предложения образовательных программ и услуг и претендуют, в том числе, на участие в распределении общественных фондов, выделяемых на образование [8, с. 45].
Государство является координатором и регулятором отношений в сфере образования. Высокая социальная значимость, расширение доступа к получению общего, профессионального и дополнительного образования требуют поиска новых методов и подходов к регулированию рынка образовательных услуг.
Специфика рынка профессиональных образовательных услуг состоит в том, что, с одной стороны, образование есть общественное благо, предоставляемое обществу бесплатно, на началах равенства; а с другой стороны – индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой.
Производство и распределение общественно значимых благ, которым является образование, относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам и отражает интересы всего общества, а значит, предоставляется населению на безвозмездной основе за счет финансовых средств государства. Образование как частная услуга призвано удовлетворить в первую очередь потребности каждой отдельной личности – потребителя образовательной услуги. Оно является частным благом, так как влияет на благосостояние, благополучие личности, ее самоутверждение, личную семейную жизнь. Соотношение между потребностями отдельного человека как индивида и потребностями общества можно считать эффективным, если оно обеспечивает минимальный расход ресурсов при максимальном развитии личности и общества. Применительно сферы профессионального образования сказанное означает, что государство берет на себя ответственность по бесплатному предоставлению населению лишь определенного объема образовательных услуг, а предоставление услуг свыше установленного заказа выводится на принцип платности. В ходе исследования нами проведен анализ источников и объемов финансирования предоставления образовательных услуг в профессиональном образовании.
Анализ источников финансирования профессионального образования
Источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Так, из федерального бюджета финансируется комплекс целевых программ, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере образования. На реализацию государственной программы «Развитие образования 2013–2020 годы» расходы федерального бюджета составят 1818,2 млрд руб., причем 88,74% (1613,4 млрд руб.) этих средств предусмотрено на Подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования» [2].
Общий объем бюджетного финансирования профессионального образования в 2014 году составил 721,5 млрд руб., в 2013 году 709,9 млрд руб. Статистические исследования объема и структуры средств профессиональных образовательных организаций дают следующую картину. Объем средств профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных специалистов, служащих, в 2013 году составил 52138,6 млн руб., из них 49184,4 млн руб., или 93,7% от общего объема, составляют бюджетные средства. Объем средств по программам подготовки специалистов среднего звена за данный период составил 181861,0 млн руб. (151805,9 млн руб., или 83,5%, составило финансирование из бюджета). Объем средств образовательных организаций высшего образования – 739134,2 млн руб., причем бюджетные средства составили 57,7%, или 426461,7 млн руб., за исследуемый год [3].
Анализ показывает, что наибольший объем средств поступает в сферу высшего образования (в 2,8 раз больше, чем выделяется, например, на подготовку специалистов среднего звена). Однако и спрос на программы высшего образования с каждым годом увеличивается. Это может привести к тому, что существующие на сегодняшний момент методы финансирования образовательных организаций окажутся недейственными и недостаточными, несмотря на возросшие в последние годы объемы государственного финансирования профессионального образования.
Возникает закономерный вопрос: какова целесообразность в государственном финансировании программы профессионального образования, ведь эффект от потребления образовательной услуги имеет не только государство, но и отдельный гражданин, и организация, нанимающая более квалифицированных специалистов.
В этой связи проанализируем расходы домохозяйств на получение профессионального образования в 2013 и в 2014 годах [4]. Так, обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования в среднем за семестр в 2013 году составляло 19943,13 руб., а в 2014 году – 23731,83 руб., что на 19% больше предыдущего года.
Обучение в негосударственных образовательных организациях высшего образования в среднем за семестр в 2013 году составляло 28840,34 руб., а в 2014 году – 33030,85 руб., что на 14,5% больше предыдущего года.
Обучение в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования в среднем за семестр в 2013 году составляло 38813,35 руб., а в 2014 году – 42331,74 руб., что на 9,1% больше предыдущего года. Наибольший вес в расходах домохозяйств в абсолютном выражении играет система высшего образования. Обучение студента обходится семье в среднем 111,75 тыс. рублей в год.
Однако исследования показывают, что уже сегодня регулярно платить за образование могут далеко не все семьи. Финансовые возможности российских домохозяйств явно недостаточны для того, чтобы обеспечить качественную подготовку кадров. На наш взгляд, в условиях формирования и развития новых экономических механизмов в сфере профессионального образования участие домохозяйств в финансировании высшего образования должно принять форму социального контракта, где участниками отношений выступают государство, обучающийся и бизнес. При возрастающей доле самого населения и бизнеса как основных получателей непосредственных выгод от профессионального образования. Одним из возможных направлений адаптации российского профессионального образования к требованиям рынка могло бы стать, с одной стороны, создание механизма предоставления бесплатного высшего образования на основе социального контракта государства, и с другой, отдельных граждан – получателей образования. К участию в этом социальном контракте должны быть привлечены также работодатели [9].
Отличительной особенностью экономических отношений в сфере профессионального образования является то, что образовательная организация одновременно выходит не только на рынок образовательных услуг, но и на взаимосвязанный с ним рынок труда. Анализ мировой практики показывает, какое значительное влияние имеет уровень и качество образования на рост производительности труда. Научные и технические знания следует рассматривать как фундамент научно-технического творческого прогресса. Инвестиции в образование, в знания людей выступают активаторами успешного развития самих корпораций, осуществляющих такие инновации.
Однако статистический анализ данных показал, что средства, поступающие в систему образования от организаций-работодателей, не велики и находятся лишь на третьем месте по объему после бюджетного финансирования и расходов населения на образование. В 2012 г., согласно полученным оценкам, организации потратили на финансирование профессионального образование всего 108,1 млн руб. (против 669,2 млрд руб. государственных расходов), в 2013 году – 110,1 млн руб.(против 727,4 млрд руб.).
В данной ситуации с позиций формирующихся рыночных отношений в сфере профессионального образования вызывает недоумение тот факт, что работодатель, не относящийся к бюджетной сфере труда, в течение длительного времени на безвозмездной основе получает от образовательных организаций «продукцию» – специалистов, выходящих на рынок квалифицированного труда.
Социологические исследования НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром показали, что природа сотрудничества компаний с университетами основана прежде всего на заинтересованности работодателей в отборе и дальнейшем трудоустройстве достойных выпускников. Поэтому наиболее распространенной формой сотрудничества для российских компаний является организация внутрифирменных практик и стажировок студентов (74% компаний, взаимодействовавших с вузами). Практически единичными оказались случаи совместных с вузами исследовательских проектов, программ, организации конкурсов исследовательских студенческих работ – менее чем у 6% российских компаний. Редким является и финансирование исследовательских центров, кабинетов, лабораторий образовательных организаций (6% компаний). Также лишь эпизодически встречается практика софинансирования вузов и поощрения студентов. Таким образом, в России подавляющее большинство компаний по-прежнему предпочитают поддерживать менее затратные и непрямые формы взаимодействия с образовательными организациями высшего образования [10].
Этапы реализации экономического механизма государственно-частного партнерства
Нам представляется, что одним из реальных направлений решения проблемы финансирования в сфере профессионального образования является консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в форме государственно-частного партнерства. Во всем мире инструменты государственно-частного партнерства используют для решения комплексных проблем образования. Среди них: повышение уровня финансовой устойчивости образовательной организации, улучшение доступа к получению общего, профессионального и дополнительного образования, повышение качества образовательных услуг, повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда, повышение социальной мобильности преподавателей, студентов и выпускников на всех уровнях профессионального образования, создание и развитие университетских комплексов, объединяющих образовательные, исследовательские учреждения и иные учреждения и организации [2, с. 58].
Необходимо выстраивание эффективных экономических механизмов взаимодействия партнеров. Формирование и реализация экономического механизма через государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования включает определенные взаимосвязанные этапы.
1. Определение стратегических ориентиров партнерства: постановка целей и задач сотрудничества, определение возможных направлений, моделей и форм реализации ГЧП, достижение взаимовыгодных условий реализации проекта для каждого партнера.
2. Определение базовых характеристик партнерства: определение правомочий собственности, порядок распределения расходов и рисков, доходов и неимущественных выгод.
3. Определение схемы финансирования проекта: установление (или расчет, или измерение) инвестиционной привлекательности проекта, определение источников и условий поступления средств, разработка схемы финансирования, согласование сроков финансирования.
4. Определение функций управления и контроля: разработка организационной структуры, выбор стиля управления, определение индикаторов качества исполнения проекта, разработка «дорожной карты».
5. Оценка эффективности реализации экономического механизма.
Эффективное партнерство государства и бизнеса в профессиональном образовании формирует потенциальные возможности в получении экономических выгод, в числе которых мы выделяем:
- разработку и апробирование новых организационно-экономических механизмов инновационного развития образования;
- получение значительного бюджетного эффекта за счет привлечения частного капитала и экономии государственных средств;
- создание и реализацию коммерчески эффективных проектов, приводящих к росту доходности и коммерческой, и образовательной организаций.
Несомненно, образовательные организации получают больше перспектив в создании дополнительных возможностей для многоканального финансирования и процесса развития материально-технической базы организации; в создании новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей); в повышении финансовой обеспеченности научных исследований преподавателей и студентов образовательной организации; в развитии конкурентоспособного рынка образовательных услуг, в трудоустройстве молодых специалистов [5, с. 106].
В условиях, когда во взаимодействие власти и бизнеса включаются общественные организации, представляющие интересы населения территории присутствия предпринимательских структур, «партнерство власти и бизнеса» эволюционирует в социальное партнерство. Именно такая форма взаимодействия является наиболее эффективной в повышении благосостояния населения регионов и страны в целом, поскольку именно в ней используются так необходимые цивилизованному рынку инструменты и механизмы привлечения инвестиций [3, с. 20].
Заключение
Разработка экономического механизма партнерства государства, бизнеса и образовательной организации позволит повысить финансовую устойчивость партнеров за счет более эффективного использования совместных ресурсов.
Результатом сотрудничества организаций и профессионального образования является то, что в бизнес, в экономику придут выпускники, способные оперативно, грамотно решать производственные задачи на конкретных предприятиях реального сектора экономики.
[1] Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/
[2] Расходы федерального бюджета на развитие образования и науки в 2014-2016 годах [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4c80df37554fccc60.doc
[3] Составлено автором по: Образование в Российской Федерации: 2014: Статистический сборник. – М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с. – С. 66-72.
[4] Платное обслуживание населения в России: 2015: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2015. – 111 с. – С. 62.
Источники:
2. Зарипова И.Р., Маргилевская Е.В. Государственно-частное партнерство в развитии электронной среды образовательной организации // Электронное образование: экономические, финансовые и социальные аспекты: Сборник материалов конференции. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 124 с. – С. 56-61.
3. Киварина М.В., Костусенко Е.И. Эволюция моделей и форм взаимодействия властных и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2014. – № 4. – С. 16-22.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
5. Кривопалова А.А. Государственно-частное партнерство в сфере образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2012. – № 2. – С. 104-108.
6. Кузьмина A.A. Расширение ассортимента образовательных услуг вуза, как условие обеспечения конкурентных позиций на рынке образовательных услуг // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2009. – Т. 8. – № 3. – С. 102-105.
7. Потехина Е.В. Государственно-частные формы финансирования высшего образования: механизм взаимодействия // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 2. – № 5. – С. 171-176.
8. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко [и др.] // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – C. 32–64.
9. Сенашенко B. Ткач Г. О ходе интеграции российской системы образования в европейское образовательное пространство // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2004. – № 7. – С. 13-19.
10. Характер сотрудничества российских компаний с образовательными организациями высшего образования [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. – 2015. – (Мониторинг экономики образования; № 4). – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/05/08/1098807378/Мониторинг_4_2015.pdf
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:04:19