Государственно-частное партнерство в системе обеспечения экономической безопасности региона

Карпенко Е.М.1
1 Луганский государственный университет им. Владимира Даля

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Карпенко Е.М. Государственно-частное партнерство в системе обеспечения экономической безопасности региона // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 10. – doi: 10.18334/ecsec.7.10.121880.

Аннотация:
В статье представлены сущность и особенности государственно-частного партнерства (ГЧП), рассмотрена его роль в устойчивом социально-экономическом развитии и обеспечении экономической безопасности региона. Обосновано, что государственно-частное партнерство является инструментом обеспечения стратегически важных направлений регионального развития, реализация проектов ГЧП будет оказывать положительное влияние на устойчивость региональной социально-экономической системы. Выделены факторы, влияющие на уровень развития государственно-частного партнерства на региональном уровне. Определена необходимость развития институциональной среды для полноценного эффективного взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства. В данном контексте особую значимость приобретает синергетический эффект взаимодействия государственного и частного секторов. Основные эффекты партнерства необходимо рассматривать в контексте возможности удовлетворения потребностей основных заинтересованных сторон: государства, бизнеса и населения

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, устойчивость, устойчивое развитие региона, государственно-частное партнерство

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. Для России одним из приоритетных уровней экономической безопасности является региональный уровень, где разрабатываются и реализуются различные программы, проекты, которые составляют основу экономической политики и являются залогом его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска направлений обеспечения экономической безопасности региона. Интересы региона включают поддержание достойного уровня и качества жизни населения за счет эффективной деятельности региональных органов управления, способных разработать и реализовать эффективную социально-экономическую политику, направленную на обеспечение способности экономики региона к устойчивому развитию и созданию условий для повышения уровня экономической безопасности. В условиях экономической безопасности обеспечивается стабильное состояние регио­нальной экономики, при котором она может противостоять внутренним и внешним угрозам. Поэтому важными и актуальными являются вопросы направлений развития и обеспечения экономической безопасности региона, одним из которых является развитие государственно-частного партнерства в регионе.

Целью данной статьи является определение места и роли государственно-частного партнерства в устойчивом экономическом развитии и обеспечении экономической безопасности региона.

Задачами исследования являются: определение места и роли государственно-частного партнерства в устойчивом развитии региона; обоснование целесообразности развития государственно-частного партнерства в регионе как инструмента обеспечения стратегически важных направлений устойчивого экономического развития как основы обеспечения экономической безопасности региона.

Научная новизна состоит в том, что в работе сформулирована целесообразность развития государственно-частного партнерства в качестве организационно-управленческого инструмента устойчивого экономического развития как основы обеспечения экономической безопасности Луганской Народной Республики в условиях особенностей современного этапа развития.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований вопросов функционирования и развития государственно-частного партнерства в регионе.

Основная часть. На государственном уровне понятие экономической безопасности определяется, как «…состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [1].

Достижение целей Стратегии экономической безопасности страны основывается на региональных стратегиях, направленных на создание условий по поддержанию необходимого уровня экономической безопасности. Соответственно, экономическая безопасность региона представляет собой элемент системы экономической безопасности национальной экономики [12, с. 204-213].

Абалкин Л.И. трактует экономическую безопасность как «сово­купность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [3].

Сенчагов В.Г. определяет экономическую безопасность как такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Защищенность национальных интересов определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [19, с. 30-31].

По мнению Тарасова А.В. экономическая безопасность региона – это «комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам» [25, с. 58].

Экономическая безопасность региона также рассматривается в виде совокупности текущих условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития региональной экономики [12].

Красносельская Д.Х. также [9, с. 32-35] среди основополагающих элементов экономической безопасности, таких как: возможности экономики региона противостоять внешним и внутренним угрозам и улучшение социально-экономических характеристик территории, выделяет устойчивое развитие региона.

В общем понимании устойчивое развитие региона можно трактовать как процесс целенаправленного движения региональной социально-экономической системы от исходного состояния к состоянию, которое характеризуется более высоким качеством жизни населения и состоянием социально-экономического потенциала региона в экономике, социальной сфере и экологии [20, с. 173].

Куценко Е.И. выделяет такие свойства устойчивых систем, как «живучесть» и «адаптивность». Способность системы оставаться в области устойчивости он называет «живучестью» системы, а адаптивными, по его мнению, являются системы, которые изменяют своё поведение таким образом, чтобы оставаться в области устойчивости при наличии внешних воздействий [10].

Лунева Е.А. формулирует следующие требования, к устойчивости регионального развития:

– обеспечение достижения социально-экономических целей развития, отраженных в стратегических документах региона, то есть его стратегических целей;

– обеспечение оптимальной траектории достижения этих целей, то есть достижение целей развития на основе эффективного использования всех видов ресурсов, которыми располагает регион, его регионального потенциала [11].

По мнению Шеховцевой Л.С. устойчивое развитие региона – это комплексное развитие территориальной социально-экономической системы, которая включает в основном экономическую, социальную и экологическую сферы и служит основой, базисом системного развития, охватывающего все элементы и подсистемы: экономическую, социальную, управленческую, институциональную, инфраструктурную, экологическую, безопасности (в рамках компетенций региона и при согласовании с другими субъектами управления) [24, с. 2318].

Устойчивое развитие региона в соответствии с представленными характеристиками можно рассматривать как фундаментальное условие обеспечения экономической безопасности региона.

Управление устойчивостью региональных социально-экономических систем осуществляется в рамках региональной политики, которая представляет собой законодательно оформленную систему правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнеса и иных институтов гражданского общества [21, с. 64].

Устойчивое развитие региона представляет собой процесс целенаправленного движения региональной социально-экономической системы от исходного состояния к состоянию, которое характеризуется более высоким качеством жизни населения и состоянием социально-экономического потенциала региона в экономике, социальной сфере и экологии [10; 20].

Исходя из вышесказанного, устойчивость является одной из важнейших характеристик системы, отражает уровень её развития и возможности совершенствования. Основой устойчивого экономического развития являются долгосрочные программы и проекты, спланированные с учетом прогноза социальных последствий, что отражено в основных положениях стратегии устойчивого развития России. Важную роль в реализации общественно значимых проектов, в управлении устойчивым экономическим развитием региона, в создании условий для обеспечения экономической безопасности выполняют государственные органы власти. Социально-экономическое развитие регионов является результатом эффективности их деятельности, направленной, в том числе на создание благоприятной среды для развития бизнеса. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, пополнение государственного бюджета, инвестиции в производство товаров и услуг, способствует развитию инфраструктуры и как следствие экономическому росту в регионе.

Устойчивое развитие региона не может быть достигнуто без взаимодействия указанных сторон. И бизнес, и государство заинтересованы в социально-экономической стабильности как основе своего успешного и долгосрочного функционирования. Наличие общих интересов и выгоды является предпосылкой их эффективного взаимодействия.

Обеспечение устойчивого развития региона будет зависеть от активного вовлечения как государственного, так и частного сектора. Активное участие частного сектора может способствовать достижению целей устойчивого развития, в том числе за счет использования такого инструмента, как государственно-частное партнерство. Данное утверждение соответствует положению Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой в качестве одного из ключевых средств достижения целей устойчивого развития указано государственно-частное партнерство [18].

Важно подчеркнуть, что эффективность бизнеса должна определяться не только финансовыми результатами, но и его социальной миссией, ответственностью, эффективностью и общественной значимостью в соответствии с целями и принципами устойчивого развития региона.

Поэтому такую форму взаимодействия государства и бизнеса как государственно-частное партнерство следует характеризовать шире, нежели финансовый инструмент для реализации общественно значимых проектов и программ, а именно как элемент механизма устойчивого развития региона. Развитие такого партнерства позволит создать условия для обеспечения экономической безопасности региона.

В широком смысле ГЧП рассматривают как любую форму взаимодействия государства и бизнеса для решения социально значимых задач на долгосрочной основе и взаимовыгодных условиях. В узком смысле под данным понятием подразумевают конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и бизнес-структурами на объектах государственной и муниципальной собственности для развития инфраструктуры с четко выраженной общественной значимостью.

Государственно-частное партнерство закреплено на законодательном уровне. Так, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» представляет собой: «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных… в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [2].

Согласно определению Министерства экономического развития Российской Федерации «ГЧП – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосроч­ном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструк­туры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании» [17].

В документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в региональных стратегиях ГЧП трактуется как инструмент привлечения внебюджетных средств, которые направлены на развитие инфраструктуры в социальной (здравоохранение, образование, спорт, культура, социальное обслуживание и др.) и иной сферах [14].

Общее определение государственно-частному партнерству в своих трудах дает Феоктистов К.С., отмечая, что ГЧП – это своего рода комплекс взаимодействия государственной и частной сторон, цель которого – решение проблем социального и экономического развития как локального, так и глобального уровней [23, с. 18].

Варнавский В.Г. определяет государственно-частное партнерство как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом (предпринимательскими структурами), направленный на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социальных и экономических задач [6].

В работе Фарафоновой А.Ю. ГЧП определяется как инструмент, позволяющий публичному сектору решать свои задачи, привлекая к их решению частный сектор, и способствующий выполнению социальной функции государства [22, с. 25-33].

ГЧП представляется, как инструмент привлечения внебюджетных средств, которые направлены на развитие инфраструктуры в производственной и социальной сферах [22; 23].

Зельднер А.Г. предложил системный подход к ГЧП, определяя его, с одной стороны, как самостоятельную экономическую категорию, а с другой стороны, как процесс, формирующий толерантные отношения между государством, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества, направленные на достижения социально-экономической стабильности и безопасности [8].

Профессор Д. Розенау определяет ГЧП как уникальную форму кооперации, которая одновременно может выстоять в условиях государственного кризиса или в условиях коллапса в рыночных отношениях. Сочетая в себе сильные стороны государственного и частного управления, ГЧП в процессе своей деятельности демонстрирует явную положительную синергетику [20, с. 173].

По мнению Айрапетяна М.С., целью государственно-частного партнерства можно назвать развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг [4, с. 35-42].

Интересна позиция Е.М. Бухвальда, который выделяет активное использование ГЧП как одну из значимых особенностей и преимуществ институтов развития, выступающих в качестве инструментов государственной социально-экономической политики [5, с. 21-22].

Гассий В.В. определяет данную категорию в аспекте реализации концепции социальной ответственности бизнеса на региональном уровне и основных составляющих устойчивого развития: экономика, социальная сфера и экология. Основополагающей особенностью устойчивого развития определяет сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации: государства и частного сектора с участием общественных организаций [7, с. 22-23].

Представленные трактовки государственно-частного партнерства позволяют сделать вывод о том, что данная форма взаимодействия государства и бизнеса представляется как:

– организационно-управленческий инструмент региональной социально-экономической политики, направленной главным образом на повышение качества жизни населения региона, развитие инфраструктуры и предоставления качественных услуг населению;

– инвестиционный и финансовый инструмент привлечения внебюджетных средств для развития объектов социальной и производственной сферы.

Для создания и обеспечения условий деятельности государственного и частного секторов, реализации проектов ГЧП, необходимо наличие системы политических, правовых, экономических, организационно-управленческих и методических средств на региональном уровне. То есть, необходима институциональная среда, которая представляет собой совокупность всех действующих в данный момент институтов на региональном уровне, которые создают и определяют условия функционирования сферы государственно-частного партнерства в регионе.

Таким образом, целью развития институциональной среды государственно-частного партнерства в регионе является координация партнерского взаимодействия государственных и бизнес-структур на региональном уровне, принятие регулирующих решений в сфере ГЧП.

В соответствии с указанной целью необходимо решение следующих задач, которые заключаются в создании условий в таких направлениях как:

– развитие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве в соответствии со спецификой и отраслевых особенностях региона;

– организация и обеспечение информационного, аналитического, экспертного сопровождения проектов ГЧП;

– разработка методологии реализации проектов ГЧП;

– подготовка квалифицированных специалистов в сфере ГЧП.

Соответственно инструментарием для решения задач и достижения поставленной цели является:

1. Исполнительные органы региональной власти, регулирующие сферу государственно-частного партнерства.

2. Нормативная правовая основа функционирования субъектов государственно-частного партнерства.

3. Нормы, правила, алгоритмы и механизмы, обеспечивающие эффективный процесс партнерского взаимодействия субъектов в данной сфере.

С целью необходимости координации деятельности государственного и частного сектора создаются и развиваются институты, оказывающие поддержку развития государственно-частного партнерства, в том числе площадки цифрового сопровождения реализации проектов ГЧП. К основным институтам развития сферы ГЧП в России относятся: Национальный центр ГЧП, Внешэкономбанк РФ, Инвестиционный фонд РФ.

Национальный центр ГЧП является ведущим центром компетенций в данной сфере. Признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России. Главной целью данного центра является увеличение количества и повышение качества инфраструктурных проектов, реализуемых с использованием механизмов государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Исходя из формулировки миссии данного Центра, его деятельность направлена на повышение качества жизни людей за счет содействия привлечению инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. Способствует стимулированию руководителей, мэров городов, чтобы активнее запускались проекты в области инфраструктуры городов, что повлияет на повышение качества жизни людей [16].

Согласно данным Россинфра Центра ГЧП партнерства уровень развития государственно-частного партнерства в регионах определяется, в том числе по уровню развития его институциональной среды.

В качестве факторов, влияющих на уровень развития ГЧП в регионе, выделяют следующие:

1. Система управления сферой ГЧП, которая характеризуется наличием:

– уполномоченного органа или органов в сфере ГЧП;

– специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов ГЧП;

– межведомственного органа, ответственного за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и выработку политики в сфере ГЧП;

– наличие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию в сфере ГЧП и являющихся действующими сотрудниками исполнительных органов власти и органов местного самоуправления.

2. Инфраструктурное планирование, которое подразумевает наличие приоритетов, и целей применения механизмов государственно-частного партнерства в документах стратегического планирования.

3. Информационная открытость и меры поддержки, которая характеризует эффективность содействия реализации проектов ГЧП, а также степень информационной открытости сферы ГЧП в регионе. Она подразумевает:

– размещение информации о приоритетах, целях и целевых индикаторах применения механизмов ГЧП;

– размещение методических рекомендаций или иных материалов для частных инвесторов и публичной стороны по инициированию и реализации проектов ГЧП;

– размещение утвержденных перечней объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о ГЧП.

4. Межведомственное взаимодействие, которое определяет:

– наличие порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти, органов местного самоуправления на этапах разработки, рассмотрения, принятия решения о реализации, осуществления контроля, надзора, мониторинга и ведения реестра проектов ГЧП;

– применение принципов проектного управления.

Для Луганской Народной Республики, в условиях особенностей современного этапа развития, государственно-частное партнерство может стать инструментом обеспечения стратегических направлений развития, повышения инвестиционной активности в контексте устойчивого социально-экономического развития региона. Для этого необходимо создание организационно-институциональных и правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Луганской Народной Республики и повышения качества товаров, работ, услуг.

10 июля 2022 г. вступил в силу Закон ЛНР «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве», принятый Народным Советом Луганской Народной Республики 9 апреля 2022 г. Данный закон определял правовые, экономические, организационные и социальные основы деятельности в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Утратил силу 30 сентября 2022 г. В настоящее время взаимодействие государства и бизнеса в Луганской Народной Республике регулирует:

– Закон Луганской Народной Республики от 04.04.2024 № 57-I «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Луганской Народной Республике»;

– Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.2023 № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»;

– действуют меры поддержки инвестиционных проектов, реализуемые Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минцифры России, ВЭБ.РФ, АО «РЭЦ», АО «ЭКСАР», в число которых входит и государственно-частное партнерство [13; 15].

Заключение

Следовательно, укрепление сотрудничества между государственным и частным сектором экономики играет важную роль в вопросах финансирования и привлечения инвестиций для развития стратегически важных отраслей региона. В результате интеграционного взаимодействия указанных сторон, объединения ресурсов участников возникает синергетический эффект. Государственный сектор сосредотачивает усилия на регулировании отрасли и контроле за качеством предоставляемых услуг. Частный сектор обеспечивает пути оптимизации деятельности для достижения требуемого качества обслуживания потребителей.

При эффективной организации партнерства качество жизненно важных услуг повышается, а бюджетные ресурсы можно направить на решение других важных социальных задач. Одновременно при успешном взаимодействии двух сторон преимущества получает и третья сторона – население, в виде более качественного предоставления услуг.

Поэтому государственно-частное партнерство – не простое сложение ресурсов, а особая конфигурация интересов и прав партнеров. При сохранении за государством контрольных функций между партнерами имеет место делегирование полномочий в целях достижения максимальной прибыли от проекта, а также разделение возникающих в процессе его реализации рисков. В результате интеграция общественной значимости и коммерческого интереса приводит к новому синергетическому эффекту.

Это позволяет говорить о перспективности реализации проектов, основанных на взаимодействии государственного и частного сектора в устойчивом экономическом развитии Луганской Народной Республики.

Исходя из содержания и сущности ГЧП, его роль в устойчивом социально-экономическом развитии региона необходимо рассматривать в контексте возможности удовлетворения потребностей заинтересованных сторон: государственных органов власти, частного бизнеса и населения. Основными эффектами являются:

1. Для государственного сектора это: рост доходной части бюджета и увеличение поступлений за счет налогов; строительство и содержание, обслуживание и эксплуатация инфраструктурных объектов социального назначения региона, а, следовательно, исполнение своих обязательств перед населением.

2. Для бизнеса: ­ создание привлекательных условий, обеспечивающих рост и стабильность, конкурентоспособность, увеличение прибыли и перспективы долгосрочного развития.

3. Для населения: предоставление населению новых услуг; повышение качества существующих услуг, за счет: обеспечения бесперебойности предоставления услуг; обеспечения оперативности предоставления услуги; доступности предоставления услуг как территориальной, так и материальной; расширения круга населения, имеющего доступ к предоставляемым услугам; обеспечения прав человека.

Развитие государственно-частного партнерства в регионе будет способствовать решению таких задач, как:

– привлечение инвестиций;

– создание благоприятных условий для развития бизнеса, его социальной ответственности;

– развитие современной социально важной инфраструктуры;

– создание новых рабочих мест;

– создание новых производств;

– создание условий для развития человеческого потенциала;

– решение экологических проблем.

Соответственно, такое партнерство будет способствовать обеспечению устойчивого развития экономики города, региона, страны в целом. Достижение целей социально-экономического развития страны, повышения уровня экономической безопасности достигается с применением инструментов стратегического планирования, разрабатываемых и реализуемых на федеральном и региональном уровне: государственные программы и проекты. Источником финансирования выступают средства федеральных и региональных бюджетов, а также внебюджетное финансирование, которое предполагает вовлечение частного бизнеса в достижение целей социально-экономического развития. Инструментом привлечения внебюджетных средств для реализации проектов социальной направленности может выступать государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство – это взаимодействие государственного и частного секторов, представляющее собой организационно-управленческий инструмент обеспечения развития стратегических направлений региона, которое способно оказать положительное влияние на формирование устойчивой и эффективной региональной системы и тем самым повысить уровень экономической безопасности. При этом стабильность социально-экономической системы является важным элементом обеспечения экономической безопасности регионов РФ.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608 (дата обращения: 27.07.2024).
2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 15.09.2024).
3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-13.
4. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 2. – c. 35-42.
5. Бухвальд Е.М. Институты развития и национальная безопасность Российской Федерации // Развитие и безопасность. – 2021. – № 1. – c. 21-22.
6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 9. – c. 41-50.
7. Гассий В.В. Управление развитием государственно-частного партнерства в социально-экономической системе регионов Российской Федерации. / диссертация…доктора экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2015. – 22-23 c.
8. Зельднер А.Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства. - Москва. Институт экономики РАН, 2010. – 40 c.
9. Красносельская Д.Х., Мамателашвили О.В. Экономическая безопасность региона: пространственный аспект // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 1. – c. 32-35.
10. Куценко Е.И. Организационно-экономический механизм устойчивого развития региона. / монография. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. – 224 c.
11. Лунева Е.А. Фазовое состояние устойчивости экономического развития региона // Российское предпринимательство. – 2011. – № 11. – c. 148-151.
12. Макаров И. Н., Ходякова О. Э. Экономическая безопасность: теория, методология и основные аспекты в функционировании хозяйствующего субъекта, региона, страны. / Ученые записки Тамбовского отделения. - РОСМУ, 2017. – 204-213 c.
13. Министерства экономического развития Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://mer.lpr-reg.ru/ (дата обращения: 21.09.2024).
14. Министерство экономического развития Российской Федерации. Документы стратегического планирования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/dokumenty (дата обращения: 08.09.2024).
15. Министерства экономического развития Российской Федерации. Меры поддержки инвестпроектов. [Электронный ресурс]. URL: https://invest.economy.gov.ru/ (дата обращения: 21.09.2024).
16. Национальный центр ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/ (дата обращения: 15.09.2024).
17. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. – Москва, 2016. – 161с
18. РИО+20 итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. – Рио-де-Жанейро, Бразилия 20–22 июня 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uncsd2012.org/content/documents/779futurewewant_russian.pdf (дата обращения: 25.08.2024).
19. Сенчагов В.К. Методология обеспечения экономической безопасности региона // Экономика региона. – 2008. – № 3. – c. 30-31.
20. Соколов А.П. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий в регионе на основе государственно-частного партнерства, диссертация…доктора экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2018. – 173 c.
21. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. / монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 355 c.
22. Фарафонова А.Ю. Теоретико-методологические аспекты и механизмы государственно-частного партнерства // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 2. – c. 25-33.
23. Феоктистов К.С. Тенденции взаимодействия власти и бизнеса в отечественной экономике // Экономика и бизнес: материалы четвертой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. – c. 18.
24. Шеховцева Л.С. Системное развитие и устойчивость региона как основа модернизации экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2318.
25. Яшин С.Н. Некоторые аспекты разработки методики системы мониторинга экономической и промышленной безопасности промышленных регионов // Безопасность и охрана труда. – 2020. – № 3. – c. 58-63.

Страница обновлена: 20.10.2024 в 10:19:57