Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Шлафман А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шлафман А.И. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 25-29.

Аннотация:
Направления государственного регулирования экономики многообразны. Среди них одним из основных является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Оно осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственное регулирование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В качестве позитивного момента можно отметить, что законодательство в сфере государственного регулирования конкретных видов и направлений предпринимательской деятельности, хотя и бессистемно, но оно постоянно совершенствуется и развивается. Это обусловлено, в частности, наведением элементарного порядка в определенных сферах.

Например, Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены основы государственного регулирования названной сферы деятельности и установлены ограничения в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует отношения, связанные:

‑ с организацией розничных рынков;

‑ с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;

‑ с правами и обязанностями лиц, осуществляющими указанную деятельность.

Сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынков:

‑ товарный рынок;

‑ рынок ценных бумаг;

‑ валютный рынок;

‑ рынок банковских услуг;

‑ рынок страховых услуг

‑ и др.

При осуществлении процедуры банкротства также имеет место государственное регулирование.

Хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов является одним из направлений государственного регулирования, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

Правовое обеспечение в сфере внутрисистемного регулирования, включая деятельность получивших стремительное развитие саморегулируемых организаций, требует систематизации и упорядочения.

Являясь, по сути, ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование, в свою очередь, должно основываться на четких принципах.

Главные принципы: законность и свобода,…

На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности следует поставить принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы ко­торых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия.

Хозяйственно-правовая концепция исходит из необходимости единого регулирования горизонтальных и вертикальных предпринимательских отношений. Поэтому большинство принципов предпринимательского права одновременно выступает в качестве принципов государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предполагает свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение усло­вий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т.д. Должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Это в полной мере относится и к другим принципам хозяйственного права.

…равенство и партнерство,…

Принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов. Принцип обозначен здесь в соответствии с тем, как это делают большинство авторов работ по экономике предпринимательства. Он предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим. Естественно, что имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое.

Принцип партнерства хозяйствующих субъектов. Применительно к вертикальным хозяйственным отношениям он предполагает деловое сотрудничество предпринимательских субъектов, их содействие друг другу в выполнении обязательств.

В свете последних внесенных в законодательство изменений данный принцип уже не является таким декларативным, как прежде. Например, принцип партнерства нашел свое воплощение в нормах Закона об особых экономических зонах. Кроме того, в России в рамках дискуссий о взаимодействии власти и бизнеса на самом высоком уровне обсуждается вопрос о государственно-частном партнерстве. Законодательное его регулирование осуществляется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Таким образом, названный принцип предполагает сотрудничество сторон предпри­нимательского договора, добросовестную конкуренцию.

…сочетание частных и общих интересов, единство экономического пространства

Принцип сочетания частных и публичных интересов. Оптимальное сочетание в экономике рыночной саморегуляции и государственного регулирования — один из важнейших аспектов эффективного функционирования национального хозяйства. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, частные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования.

Принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Усилия президента РФ, направленные на построение единой вертикали испол­нительной власти, во многом должны способствовать обеспечению действия названного принципа.

Конкретные формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности могут основываться на специальных принципах, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах. Но и в таких случаях в первую очередь должны соблюдаться принципы хозяйственного права.

Общие и специальные принципы

В некоторых случаях общие и специальные принципы могут совпадать. Так, среди принципов лицензирования Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает и два общих принципа государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Это обеспечение единства экономического пространства и соблюдение законности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики – это, как правило, формы регулирования предпринимательской деятельности, так как она в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом деятельности.

Понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое, и по тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом.


Страница обновлена: 07.04.2024 в 21:55:54