Классификация действий в корпоративных системах

Багрин П.П.1,2
1 Государственный Университет Управления (ГУУ),
2 Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 2 (Январь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багрин П.П. Классификация действий в корпоративных системах // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 2. – С. 241-250. – doi: 10.18334/rp.17.2.2212.

Аннотация:

В настоящей статье автор рассматривает действия в рамках функционирования корпоративных систем. В каждой системе существует перечень действий, реализация которых приводит к определенному результату. Однако на  настоящий момент нет общепринятой классификации действий. Автор выявляет значимые классификационные признаки действий, определяет виды действий в соответствии с выявленными признаками. Использование классификации позволяет структурировать работы по выявлению действий, оказывающих влияние на функционирование корпоративной системы.

Ключевые слова: ресурсы, классификация, деятельность, корпоративная система, классификационный признак, действия, участники корпоративных отношений, активность



Введение

В настоящее время в практической деятельности корпоративных систем мы сталкиваемся с задачей описания и прогноза деятельности. При этом описание деятельности зачастую основывается на результатах, а не на самих действиях. Так, основным источником информации, на основе которой выводится заключение об адекватности деятельности, как правило, выступает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и прочие бухгалтерские документы.

С нашей точки зрения, эти документы отражают результаты деятельности, но не отражают реальное состояние системы. Ведь нередко организации, отличающиеся превосходными финансовыми результатами в один отчетный период, в скором времени перестают функционировать адекватно состоянию среды. Для выявления состояния корпоративных систем необходимо оценивать непосредственно их деятельность, то есть совершаемые в рассматриваемых организациях действия.

Наблюдая за деятельностью компаний, мы видим, как лица, осуществляющие управленческие функции, сталкиваются со сложностью позиционирования задач. Это обусловлено тем, что руководители оперируют результатами, а не действиями. То есть при постановке задачи не фиксируются те действия, которые должны дать необходимый результат. С этим связаны риски акционеров, руководителей, самих исполнителей. Деятельность по достижению результата становится «черным ящиком» для руководителя при неидентификации конкретных необходимых действий. Пропадает возможность своевременно выявлять отклонения, адекватно оценивать деятельность и управлять ей.

Из авторов, акцентирующих свое внимание на действия в организациях, можно выделить Щедровицкого Г.П., Самосудова М.В. В своих работах Щедровицкий Г.П. [2, 3, 4] выделяет актуальные единицы деятельности, которые, в свою очередь, состоят из цели, знаний, самих действий и т.д. В работах Самосудова М.В. [1] есть информация о векторе поведения участников корпоративных, компонентами которого являются действия, влияющие на функционирование организации. Но ни в работах обозначенных авторов, ни в альтернативных источниках не удалось найти готовую классификацию действий, совершаемых в корпоративных системах.

Классификация действий позволяет решать ряд задач. С одной стороны, она может обеспечить возможность выявления ключевых областей деятельности. Для этого необходимо группировать действия по отношению к ключевым объектам управления. С другой стороны, классификация действий позволяет выбирать оптимальные методы управления деятельностью. Помимо этого, классификация действий по отношению к условиям функционирования системы позволяет определять наиболее адекватные действия для достижения необходимых результатов.

В результате проведенной работы были выделены следующие классификационные признаки:

- сложность действия;

- повторяемость действия;

- основной используемый ресурс;

- реализуемость;

- характер воздействия;

- вероятность получения результата;

- степень осмысления;

- количество вовлеченных лиц;

- количество заинтересованных лиц;

- по влиянию на активность;

- по направлению активности.

Первым классификационным признаком действий, совершаемых в корпоративных системах, является сложность действия. По сложности выделяются элементарные и комплексные действия. Под элементарными действиями понимаются такие действия, которые однозначно воспринимаются всеми заинтересованными/участвующими в совершении участниками корпоративных отношений. То есть такие действия в конкретной корпоративной системе не требуют дополнительной «расшифровки». Действия, рассматриваемые в данной корпоративной системе как набор элементарных, являются комплексными.

Исходя из приведенных выше определений, можно утверждать, что ключевую роль при определении сложности действия будет играть состояние рассматриваемой системы. Одно действие в одной корпоративной системе будет рассматриваться как элементарное, а в другой – как комплексное действие. Так, на первых этапах внедрения механизма планирования в социальную систему действие «подготовить план на неделю» будет являться комплексным. Оно будет включать в себя ряд действий: анализ итогов прошедшей недели, составление задач на предстоящую неделю, определение альтернативных мероприятий для решения поставленных задач, сравнение и выбор оптимальных мероприятий, утверждение плана (по форме).

В случае если в корпоративной системе механизм еженедельного планирования реализуется на протяжении продолжительного времени, всеми участниками воспринимается идентично как одна последовательность действий, «подготовить план на неделю» может рассматриваться как элементарное действие. Значимость выявления сложности действия для моделирования поведения системы определяется точностью прогнозирования. При восприятии комплексного действия как элементарного высок риск неучета значимых этапов реализации действия, которые воспринимаются различно.

Следующим классификационным признаком является повторяемость совершения действий. В любой социальной системе можно выделить повторяющиеся и разовые действия. В свою очередь, повторяющиеся действия делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные действия повторяются с определенной периодичностью. В свою очередь нерегулярные действия могут совершаться с различными интервалами. К разовым действиям относятся действия, совершаемые в особых условиях (чрезвычайные ситуации, начало и конец проектной деятельности и пр.).

Среди регулярных действий можно выделять подклассы по частоте совершения действий. Значимость разделения разовых и регулярных действий обуславливается различным подходом к управлению ими. В случае с регулярными действиями значительное влияние на вероятность совершения действий возможно оказывать с помощью управления институциональной средой. При необходимости управления разовыми действиями наибольшее влияние можно оказать прямым управленческим воздействием в момент возникновения условий для совершения необходимого действия.

Для определения наиболее подходящих конкретной корпоративной системе действий представляется значимой классификация по основному используемому ресурсу. Действия, требующие от совершающего участника корпоративных отношений приложения физической силы («поднять», «перенести», «держать» и т.д.), являются физическими действиями. Основной используемый ресурс – физическая сила. Интеллектуальные действия требуют от действующего лица знаний, умений, способностей. К таким действиям можно отнести обработку информации, разработку проектов решений и т.д.

Передача информации, взаимодействие с участниками корпоративных отношений относятся к коммуникационным действиям. Для их совершения основными ресурсами являются каналы передачи информации, а также социальные ресурсы. Можно выделить временны́е действия. К данному типу относятся действия, не требующие от совершающего его лица наличия каких-либо ресурсов помимо времени. Среди простых действий можно выделить такие действия, как «находиться в конкретном месте в конкретное время», «нажать на кнопку», «включить компьютер» и т.д.

Еще одним значимым классификационным признаком является реализуемость действия в рассматриваемой социально-экономической системе. При таком делении действия относятся к реализуемым, возможным и невозможным. Если имеющейся ресурсной базы достаточно для реализации действия в момент возникновения соответствующих условий, то действие является реализуемым. В случае если для совершения действия необходима дополнительная работа по формированию ресурсной базы, действие считается возможным. Действия, для совершения которых требуются недоступные в обозримом будущем ресурсы, относятся к невозможным. Оценка реализуемости действий играет значительную роль при прогнозировании поведения корпоративной системы. На основе данных о реализуемости действий можно выводить информацию о вероятности реализации действий.

Действия могут быть направлены на самые разнообразные объекты. При этом вне зависимости от специфики конкретного объекта характер воздействия можно отнести к одной из четырех групп. Следующий классификационный признак – характер воздействия на объект. Действия, совершаемые в социальных системах, могут быть направлены на получение объекта воздействия, обработку полученного объекта, генерацию нового объекта, его передачу.

Так, доставка автомобиля будет являться действием по передаче, в то время как сравнение поставщиков будет относиться к действиям по обработке объекта воздействия. Выявление объектов и характера воздействия на материальные и информационные объекты представляется крайне полезным при моделировании поведения систем. Относительно объектов могут формироваться самостоятельные алгоритмы воздействия, в рамках которых могут выделяться вложенные алгоритмы по характеру воздействия на объект. Использование такой классификации позволяет детально рассматривать деятельность корпоративных систем по воздействию на ключевые объекты.

Каждое действие дает определенный результат, который зависит от характера воздействия на объект. При этом, моделируя совершение определенного действия, не всегда возможно с точностью прогнозировать получение конкретного результата. Точность прогнозирования результата зависит от полноты имеющейся информации об условиях, в которых совершается действие, состоянии социальной системы и среды, в которой она функционирует.

По вероятности получения результата можно выделить детерминированные и неопределенные действия. Холодный звонок клиенту, потенциально заинтересованному в предлагаемой услуге/продукте при недостатке информации о его потребностях является неопределенным действием. Возможно, потенциальный клиент уже обладает аналогичным продуктом либо в настоящий момент нет условий для пользования предлагаемой услугой. В то же время при наличии дополнительной информации о клиенте, условий, в которых он функционирует, наличии у него необходимых потребностей передача ему информации с использованием холодного звонка может являться детерминированным действием. Значимость классификации действий по вероятности получения результата состоит в учете вероятностных величин. В случае если действие относится к классу неопределенных, неучет вероятности получения результата ведет к снижению точности прогнозирования.

Совершение действий является результатом мозговой деятельности. Не углубляясь в подробности нейропсихологии, можно утверждать, что действия совершаются на подсознательном (рефлекторном) либо осознанном уровне. В некоторых источниках можно встретить и понятие «сверхсознание», однако в целях прогнозирования поведения социальных систем действия, совершаемые на уровне «сверхсознания», и осознанные действия тождественны. То есть по степени осмысления, в целях решения задачи моделирования деятельности корпоративных систем, будут выделяться осознанные и подсознательные (рефлекторные) действия. Реакция на входящий звонок – поднять трубку и обратиться к лицу, совершившему звонок, – является, как правило, рефлекторным действием. При наличии сложившихся социальных институтов определенного приема входящих звонков рефлекторным может быть конкретное обращение к лицу, совершающему звонок («Здравствуйте, Вас приветствует компания “Ромашка”, меня зовут Анна, чем могу помочь?»).

Необходимость выявления степени осмысления действия обуславливается факторами, влияющими на вероятность реализации действий. Для совершения рефлекторных действий необходимо лишь получение человеком, совершающим действие, условного сигнала для совершения рефлекторного действия. В случае с осознанными действиями, помимо получения сигнала, участник корпоративных отношений должен «захотеть» его совершить.

В социальных системах действия совершаются людьми – участниками корпоративных отношений. Для совершения различных действий требуется различное количество вовлеченных лиц. По количеству вовлеченных лиц можно выделять индивидуальные и групповые действия. К индивидуальным действиям может относиться, например, сбор информации через интернет-ресурсы, к групповым – принятие решения в коллегиальном органе. При моделировании поведения корпоративных систем учет количества вовлеченных в совершение действия лиц позволяет точнее прогнозировать вероятность реализации конкретных действий. При частичном учете лиц, вовлеченных в совершение действий, возрастает риск неверной оценки вероятности реализации действия.

Относительно участников корпоративных отношений еще одним значимым для моделирования поведения корпоративных систем классификационным признаком будет являться количество заинтересованных лиц. Каждое действие затрагивает интересы хотя бы одного участника корпоративных отношений – лица, совершающего это действие, и, соответственно, использующего свои ресурсы, как минимум время. Такие действия будут приниматься как «личные». Личным можно назвать действие «сварить кофе». При этом идентичное действие при определенных условиях может затронуть интересы прочих участников. Например, «сварить кофе» во время совещания может затронуть интересы других участников, так как они будут тратить время на ожидание варящего себе кофе лица.

Действия, затрагивающие интересы более чем одного лица, являются общественно-значимыми. Выявление лиц, чьи интересы затрагиваются совершением какого-либо действия, позволяет прогнозировать активизацию различных участников корпоративных отношений. Это необходимо для моделирования поведения системы в зависимости от реализации конкретных действий.

Любая деятельность является проявлением ресурсной активности, то есть, совершая любое действие, участник корпоративных отношений рассчитывает на необходимое ему распределение выгод – получение ожидаемых выгод. При этом по влиянию на активность действия различны. Можно выделять действия по подготовке к активности, направленные на формирование ресурсной базы, на этом этапе активность не носит системный характер. К таким действиям можно отнести формирование информационного сообщения.

Выделять стоит действия по реализации активности, то есть переходу активности от ресурсной к системной. Среди таких действий передача информационного сообщения. Выявление влияния действий на активность позволяет с большей точностью прогнозировать процессы корпоративного управления в рассматриваемой социальной системе, так как позволяет отдельно учитывать факторы, влияющие на формирование и реализацию активности.

При этом активность участников корпоративных отношений может носить различный характер. По направлению активности мы выделяем действия, направленные на изменение распределения ресурсов в системе (положительная активность), действия, направленные на вывод ресурсов из системы (отрицательная активность), и действия, направленные на сохранение текущего распределения ресурсов (нейтральные действия).

К проявлению положительной активности можно отнести организацию забастовки рабочих на заводе с требованием уменьшения продолжительности рабочей смены. В этой ситуации участники пытаются изменить распределение ресурсов. С другой стороны, увольнение рабочего, недовольного продолжительностью рабочей смены, является проявление отрицательной активности. В таком случае участник пытается вывести свои ресурсы из системы. В случае же когда работник ведет регулярную деятельность для сохранения своей позиции, текущих условий, работник не проявляет активность, то есть совершает нейтральные действия.

Заключение

1. Определенные в статье классификации позволяют структурировать информацию о совершаемых корпоративных системах действиях.

2. Использование приведенных классификаций в анализе корпоративных систем может обеспечить идентификацию значимых для функционирования действий для последующего обеспечения их реализации.

3. Часть классификационных признаков (по характеру воздействия, по количеству вовлеченных лиц, по количеству заинтересованных лиц, по влиянию на активность) позволяет структурировать действия по отношению к ключевым объектам – ключевым участникам корпоративных отношений, ключевым ресурсам, ключевым функциям, что, в свою очередь, позволяет выявлять наиболее значимые области деятельности рассматриваемой системы.

4. Часть классификаций (по сложности, по повторяемости, по степени осмысления, по количеству вовлеченных лиц, по вероятности получения результата) позволяют выбрать оптимальные методы управления поведением системы. Другие классификации (по сложности, по основному используемому ресурсу, по реализуемости, по вероятности получения результата) позволяют выбирать адекватные реальным условиям действия и таким образом корректировать поведения систем.

5. Рассмотренная классификаций действий является крайне полезной как при прикладном управлении корпоративными системами, так и в моделировании их поведения.


Источники:

1. Безденежных А.В. Проблемы корпоративного управления при реализации современных моделей корпоративного управления российскими предприятиями // Безопасность бизнеса. – 2013. – № 4. – С. 28-32.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. – М.: Мысль, 1970. – 456 с. – С. 7-48.
3. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005. – 632 с.
4. Киселева О.С., Белолипцев И.А. Корпоративное управление и влияние модели управления на эффективность компаний // Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения: Сборник по материалам конференции. – Уфа: Мир Печати, 2012. – 142 с. – С. 64-68.
5. Райченко А.В. Прикладная организация: Руководство к действию для продвинутых менеджеров. – СПб: Питер, 2003. – 304 с. – (Теория и практика менеджмента).
6. Рязанов Н.М. От рациональной бюрократии – к понимающей власти [Электронный ресурс] // ЧиновникЪ. – 2000. – № 4. – Режим доступа: http://chinovnik.uapa.ru/ru/issue/2000/04/07/
7. Самосудов М.В. Развитие теории корпоративного взаимодействия на основе решения проблемы устойчивости компании: Автореферат диссертации … доктора экономических наук: 08.00.05. – Москва, 2011. – 440 с.
8. Черезов А.В., Рубинштейн Т.Б. Корпорации. Корпоративное управление: Монография. – М.: Экономика, 2006.
9. Щедровицкий Г.П. Теория деятельности и ее проблемы // Философия. Наука. Методология. – М.: 1997.
10. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. 1. Структура знака. Смыслы, значения, знания. – М.: Восточная литература, 2005. – 464 с.
11. Щедровицкий Г.П. Нормативно-деятельностный подход в исследовании интеллектуальных процессов: Доклад на симпозиуме по проблемам искусственного интеллекта в Киеве // Мышление. Понимание. Рефлексия. – М.: Наследие ММК, 2005. – 800 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:22:22