Оценка занятости и безработицы на современном рынке труда Кыргызской республики

Бийбосунова С.К.1, Асанбекова Н.О.2
1 Институт социального развития и предпринимательства, г. Бишкек
2 Институт новых информационных технологий, КГУ им. И. Арабаева, г. Бишкек

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 1 (Январь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бийбосунова С.К., Асанбекова Н.О. Оценка занятости и безработицы на современном рынке труда Кыргызской республики // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 1. – С. 125-132. – doi: 10.18334/rp.17.1.2203.

Аннотация:

В статье рассмотрены основные теоретические вопросы рынка труда и перспективы его развития. Показано, что занятость является необходимым условием развития государства. Проанализирован обзор рынка труда и затрагивается ситуация, связанная с занятостью и безработицей в Кыргызстане. Дается оценка трудовым ресурсам, по таким критериям, как пол, возраст и образование. Исследование может быть рекомендовано к использованию аспирантам, преподавателям и всем заинтересованным лицам, а также исследователям рынка труда и социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, занятое население, социально-экономическое состояние, незанятое население



Введение

Кыргызская Республика представляет собой суверенное государство, ориентированное на создание такого общества, при котором рыночная экономика социально ориентирована. При этом безработица относится теперь к естественным элементам рыночного механизма.

Ситуация на рынке труда формируется под воздействием экономических затруднений, возникающих из-за спада производства, роста количества убыточных предприятий, сокращения числа рабочих и незанятых мест. Негативно влияют также процессы внешней миграции. Вследствие этого в экономике становятся острее проблемы, касающиеся занятости населения, возможности трудоустройства населения осложняются, из-за чего, как социальное явление, сохраняется безработица.

Распад советской экономической системы, основанный на централизованном планировании и обретение суверенитета, привел к возросшему уровню безработицы и производственным реформам, включая разгосударствление активов и доступ к капиталу. Таким образом, со времени Советского Союза многие преобразования не улучшили равенство полов или реагирование на интересы и потребности мужчин и женщин.

Одной из самых приметных черт советской эпохи было официальное равноправие полов в общественной жизни, способствующее существенным переменам в гендерных отношениях на уровне домохозяйств и общин. Советская плановая экономика планировала на ведущую роль женщин в составе трудовых сил. Социальные услуги и система защиты населения, финансируемые государством, содействовали тому, чтобы женщины были освобождены от семейных обязанностей и, не выпадая из социума, могли бы включиться в ряды оплачиваемых трудящихся (Андашев, 2015).

При советской власти наблюдается высокий прирост трудовых ресурсов каждый год. Экстенсивные пути экономического подъема обуславливали ускоренный рост числа рабочих мест, дешевизну рабочей силы, помимо прочего, способствовали этому.

После развала Союза обстановка с занятостью очень изменилась. При этом если индикатор степени экономической активности в начале 90-х гг. пребывал на уровне 75%, то к 2013 году он уменьшился до 62,5% (Узбеков, Курманов, 2015).

Таблица 1

Показатели экономически активного населения (тыс. человек) [1]


2009
2010
2011
2012
2013
Кыргызская Республика
2 420,1
2 456,0
2 490,1
2 496,8
2 468,7
Ошская область
613,3
618,5
631,9
630,0
553,6
Жалалабатская область
440,3
455,0
461,5
468,7
471,0
г. Бишкек
412,3
422,1
425,9
430,1
432,1
Чуйская область
373,9
387,3
388,8
392,2
368,3
Ысыккульская область
194,0
191,4
193,6
193,5
180,1
Баткенская область
183,7
179,4
184,6
179,8
175,7
Таласская область
106,4
108,7
108,7
107,3
109,9
Нарынская область
96,2
93,6
95,2
95,1
85,5
г. Ош
-
-
-
-
92,5

Таблица 2

Распределение населения по группам занятий и месту проживания

в 2013 г. [2]


Городское население
Сельское население
Все занятое население
Тысяч человек
В % к итогу
Тысяч человек
В % к итогу
Тысяч человек
В % к итогу
Все занятое население, в том числе по группам занятий:
755,3
100
1 507,6
100
2 263,0
100
Руководители всех органов власти и управления, руководители управлений, предприятий и организаций
13,6
1,8
11,7
0,8
25,3
1,1
Специалисты квалификации высшего уровня
104,2
13,8
101,0
6,7
205,3
9,1
Специалисты квалификации среднего уровня
98,6
13,1
62,9
4,2
161,5
7,1
Служащие, которые заняты подготовкой информации, учетом, оформлением документации, информационным и финансовым обслуживанием
17,9
2,4
13,5
0,9
31,4
1,4
Работники жилищно- коммунального хозяйства, сферы обслуживания, торговли и подобных видов деятельности
197,7
26,2
183,0
12,1
380,7
16,8
Квалифицированные работники рыбоводства и рыболовства, сельского хозяйства
18,6
2,5
613,3
40,7
631,8
27,9
Квалифицированные рабочие мелких и крупных промышленных предприятий, строительства, связи, транспорта, геологии и разведки недр, художественных промыслов
157,0
20,8
226,5
15,0
383,4
16,9
Аппаратчики и операторы, слесари-сборщики, машинисты установок машин.
95,7
12,7
131,1
8,7
226,9
10,0
Неквалифицированные рабочие
52,1
6,9
164,7
10,9
216,7
9,6

Как показывает таблица 2, в составе занятий населения наибольшая часть принадлежит группе квалифицированных рабочих рыбоводства, рыболовства и сельского хозяйства. В городском населении больше всего работников торговли, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и квалифицированных рабочих мелких и крупных промышленных предприятий. Три четверти рабочего населения в сельском хозяйстве являются неквалифицированными рабочими [3].

Рисунок 1. Уровень занятости по полу и возрасту [4]

Во всех возрастных группах уровень занятости у мужчин выше, чем уровень занятости у женщин, но наиболее большой разрыв наблюдается у возрастных групп 25–34 года. Женщины в этом возрасте в связи с рождением детей чаще всего оставляют работу. Но уже у возрастной группы 40–49 лет у мужчин и женщин отмечается сближение уровней занятости. Как правило, женщины этого возраста уже имеют подросших детей и поэтому возвращаются к работе.

Тогда как в условиях переизбытка трудовых ресурсов на трудовом рынке получение профессиональной подготовки либо образования не гарантирует занятости по приобретенной профессии.

С момента развала Союза в республике выросло количество незанятого населения по причине того, что на рынке труда потребность в рабочих местах стала превышать спрос на рабочую силу. Согласно данным Национального Статистического Комитета, удельный вес численности незанятого населения, занимающегося поиском работы от 1 года и выше, составил 29,4%. В городах не работают в трудоспособном возрасте 4,9% населения, в селах – 7,7%. В городской местности уровень безработицы высокий по причине остановки или сокращения деятельности многих промышленных предприятий и фабрик. В городе Бишкек ситуация на рынке труда осложняется миграционным притоком сельского населения в поисках работы (Андашев, 2015).

Население, имеющее соответствующую квалификацию и образование, имеет больше шансов для трудоустройства. Из-за перехода Кыргызстана к новым рыночным отношениям появилась социальная категория населения, официально признанная безработной. На протяжении периода после того, как развалился Союз, динамике уровня безработицы была свойственна тенденция неравномерного и интенсивного роста.

По определению имеет место быть гендерная сегрегация в сфере занятости, и сравнительно преобладает женская безработица. Из семи областей Кыргызстана значительно преобладает доля безработных женщин от общей численности зарегистрированных безработных по Таласской области (66,7%) и г. Бишкек (65,9%) [5].

Согласно данным, в 2013 г. удельный вес женщин в общей численности зарегистрированных безработных в республике составил 51,5% (30,1 тыс. человек). По сравнению с 2009 г. численность зарегистрированных безработных женщин уменьшилась на 3,8%.

Рисунок 2. Численность официально зарегистрированных безработных (человек) [6]

Эскалации напряженности на рынке труда способствовал и рост числа учебных заведений в республике с соответствующим изменением количества выпускаемых этими заведениями дипломированных специалистов. По официальным данным, уровень безработицы в Кыргызстане среди молодого населения достигает 10,1%. Проблема безработицы среди молодого населения, как видно из официальных данных, предоставленных правительственными органами, становится очень актуальной. В составе структуры рынка труда молодежь занимает самый большой сегмент, из-за чего в настоящее время продолжает расти предложение рабочей силы (Табалдиева, 2015).

Как уточняется, практически 60% молодых людей, которые официально зарегистрированы безработными, длительное время не работают. Из них 14% – выпускники вузов [7].

Фактически все стратегии Кыргызстана, разрабатываемые для совершенствования социально-экономического состояния страны и регионов, не учитывают трудовые ресурсы как главный фактор производства. В данных документах не указывается реальная потребность в рабочей силе по количеству и по структуре специальностей. Это значительно ограничивает возможности государственного регулирования рынка труда. Одним из основных аспектов экономики в республике на сегодня является необходимость определения приоритета целей общества. Любая задача, решаемая в ней, должна оцениваться с точки зрения того, как она пересекается с полным удовлетворением нужд и потребностей человека [8].

Большая часть населения, преследуя цель обеспечить себя нужными для существования средствами, предлагает оказание своих услуг в виде труда за заработную плату или определенное вознаграждение. Людьми предлагается особая форма товара – рабочая сила, то есть совокупность применяемых в трудовой деятельности интеллектуальных, духовных и физических способностей.

Заключение

Предприниматели или работодатели предъявляют спрос на труд. Покупатели и продавцы на рынке труда вступают в особые экономические отношения. Рынок труда отличается высокой активностью, и его роль в эволюции экономического процесса растет перманентно [9].

Будущее Кыргызстана, а также устойчивость его развития зависят от улучшения качества жизни у населения, создания правовых и экономических условий для становления личности, творческой самореализации и достойного труда. Любой гражданин республики обладает конституционным правом на выбор рода занятий и своей профессии, свободу труда, хорошие условия труда и соответствующую оплату за этот труд. В соответствии с этим правом, основным принципом государственной политики занятости необходимо сделать эффективное содействие государства в процессе занятости населения и с социальной, и с экономической точки зрения.

Ведущим направлением развития противодействию безработицы в Кыргызской Республике остается интеграция в евразийское сообщество. Выход на свободный рынок капитала будет способствовать тому, что трудовая миграция станет широко распространенной в сфере транзита экономико-социальных решений, что позволит обеспечить дальнейшее развитие страны.

[1] По материалам сайта Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

[2] Там же.

[3] Кыргызстан в цифрах (2014). Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики.

[4] По материалам сайта Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

[5] Аналитический отчет о деятельности Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики за январь-июнь 2014 года (2014). Бишкек: Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики.

[6] По материалам сайта Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

[7] Аналитический отчет о деятельности Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики за январь-июнь 2014 года (2014). Бишкек: Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики.

[8] Там же.

[9] Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2013 г. (2014). Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики.


Источники:

Андашев, У.Т. (2015). Становление и развитие трудового права в Кыргызстане в период новой экономической политики. В книге Современные проблемы гуманитарных и естественных наук (С. 180-185). М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований».
Бостонкулова, М.Т. (2015). Кыргызстан в евразийской интеграции. Символ науки, 9-1, 200 203.
Табалдиева, А.С.И.И.О. (2015). Малый и средний бизнес в Кыргызстане. Наука, новые технологии и инновации, 3, 122-125.
Узбеков, Д., Курманов, И. (2015). Современный Кыргызстан: онтологические корни нестабильности. Центральная Азия и Кавказ, 18(1), 101-109.

Аналитический отчет о деятельности Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики за январь-июнь 2014 года (2014). Бишкек: Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики.
Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2013 г. (2014). Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики.
Кыргызстан в цифрах (2014). Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики.
Сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:13:54